«Западник» Артамон Матвеев
Сменивший Афанасия Ордина-Нащокина Артамон Матвеев во многом продолжил политику предшественника. Современникам он запомнился благоволением перед западными достижениями науки и культуры. Матвеев погиб во время стрелецкого бунта 1682 года, защищая царя Петра Алексеевича.
«Бросили его, яко агнеца неповинного, от столопы Благовещенской церкви на площадь, и приняв на копья, ужасным и страшным мученическим страданиям на мелкие части тело его боярское рассекли». Так, в попытках мирным путём успокоить восставших стрельцов в 1682 году, погиб Артамон Матвеев, русский дипломат, руководитель Посольского приказа и воспитатель матери Петра I Натальи Нарышкиной. Матвеева называют одним из первых западников в высших властных эшелонах России, и во многом благодаря ему западничество передалось Петру Алексеевичу, будущему императору, прорубившему «окно в Европу».
Царский друг детства
Артамон родился в 1625 году в семье дьяка Сергея Матвеева, служившего дипломатом в период правления Михаила Фёдоровича. Корни их служивого дворянского рода берут начало ещё во времена Ивана Грозного: Матвеевы были воеводами и опричниками при царе. Сергей Матвеев сделал карьеру на дипломатическом поприще, принимая участие в русских посольствах в разные страны.
Артамон пошёл по стопам отца. В 13 лет он служил во дворце и рос вместе с будущим царём Алексеем Михайловичем, который был моложе на 4 года. С наследником престола Матвеева связала прочная дружба – вероятно, это стало причиной успешного развития его придворной карьеры. Уже в 16 лет Артамон стал стряпчим, а ещё через год ему доверили должность стрелецкого головы Московского гарнизона. Фактически Матвеев стал начальником царской охраны.
Будущий глава Посольского приказа был лично предан Алексею Михайловичу. Благодаря этому, а также образованности и талантам Матвеев быстро делал карьеру. Он сопровождал иностранных послов и сам участвовал в переговорах с иноземными дипломатами. Отличился Матвеев и на военном поприще, сражаясь с поляками во время конфликта за Левобережную Украину. Свою преданность царю Артамон доказал во время конфликта Алексея Михайловича с патриархом Никоном. В 1667 году во время посещения Москвы другимиправославными патриархами Матвеев в личных беседах убеждал их в неправоте главы РПЦ.
В 1669 году Артамон Матвеев становится главой Малороссийского приказа, а спустя 2 года – и Посольского, сменив на этом посту утратившего царское доверие Афанасия Ордина-Нащокина. В том же году его связь с царём стала ещё крепче: Алексей Михайлович сыграл свадьбу с Натальей Нарышкиной, подопечной Матвеева. В этом браке появится на свет Пётр Алексеевич, будущий российский император.
Первый после царя
В отличие от своего предшественника, который считал Швецию главным противником России и отстаивал идею о необходимости союза с Речью Посполитой, Артамонов полагал, что главной целью Москвы должно быть присоединение Правобережной Украины. Глава внешнеполитического ведомства занимал крайне жёсткую позицию по отношению к Польше, считая, что уступок Варшаве быть не должно. Это мнение импонировало Алексею Михайловичу – во многом именно поэтому Матвеев стал главой Посольского приказа.
Тем не менее дипломат продолжил большинство начинаний Ордина-Нащокина, в особенности в восточном направлении внешней политики. В среднеазиатские ханства отправлялись посольства. А в 1675 году по инициативе Матвеева посланником России в Китае стал Николай Спафарий, который собрал бесценные сведения не только о Поднебесной, но и о её соседях.
Матвеев запомнился не только в качестве главы Посольского приказа. Многие исследователи называют его первым западником. Дом боярина (этот чин он получил в 1674 году) был самым европейским в Москве. Сын Артамона, Андрей, получал образование по западным образцам. Именно с подачи Матвеева появился первый царский театр, в котором были заняты преимущественно жители немецкой слободы. Будучи главой Аптекарского приказа, дипломат способствовал импорту иностранных лекарств и увеличению численности лекарей.
В 1670-е годы Матвеева с уверенностью можно было назвать вторым человеком в стране. Практически ни одно важное внутриполитическое или дипломатическое решение не утверждалось без его ведома. Однако такое возвышение вскоре привело к падению.
Ещё при жизни Алексея Михайловича началась борьба 2 придворных кланов, связанных с детьми царя. Милославские, породнившиеся с царём после первого брака, стояли за наследником престола Фёдором. Нарышкины, укрепившиеся при непосредственном участии Артамонова, доминировали во внутренней жизни страны в последние годы правления Тишайшего царя. Пока Алексей Михайлович был жив, борьба шла в кулуарах дворца. Однако в 1676 году, когда на престол после его смерти взошёл Фёдор Алексеевич,Милославские приступили к открытому сведению счётов со своими соперниками.
Существует несколько версий падения Матвеева. По одной, он планировал возвести на престол Петра Алексеевича, о чём довольно быстро узнали Милославские. По другой, никакого заговора против Фёдора Алексеевича не было, а противники главы Посольского приказа распространили ложные слухи о готовящемся перевороте. Так или иначе, но сначала Матвеева сместили со всех постов и назначили воеводой в сибирский город Верхотурье, однако по дороге на место назначения его перевели в Пустозерский острог в качестве ссыльного.
На протяжении почти 8 лет Матвеев отправлял в Москву челобитные с просьбой вернуть его в столицу, однако Фёдор Алексеевич сменил гнев на милость лишь после женитьбы на Марфе Апраксиной, которая была крестницей опального дипломата. Артамон Сергеевич отправился в Москву, однако добрался до столицы уже после смерти Фёдора Михайловича. Вряд ли Матвеев мог себе представить, что сам ненамного переживёт скончавшегося царя.
После смерти Фёдора Алексеевича боярская дума провозгласила царём Петра I, несмотря на то, что Иван Алексеевич был старше. Вновь обострилось противостояние Милославских и Нарышкиных. Первые попытались использовать недовольство стрельцов в своих целях. Ратников подстрекали разобраться с Нарышкиными, распространяя слухи, что те убили Ивана Алексеевича. Бунт начался 15 мая 1682 года.
В это время вернувшийся из ссылки Артамон Матвеев находился в Кремле вместе с Петром Алексеевичем. Когда стрельцы подошли к месту пребывания царя, боярин вышел к ним и попытался урегулировать ситуацию. Однако недовольство Нарышкиными (а Матвеева считали чуть ли не их предводителем) было настолько велико, что толпа попросту изрубила его на глазах юного царя.
В 1822 году Александр Пушкин посвятил Артамону Матвееву стихотворение, заканчивающееся следующими строчками:
Друг истины и друг добра,
Горя к отечеству любовью.
Пал мертв за юного Петра,
Запечатлев невинность кровью.
Сын Артамона, Андрей, стал одним из сподвижников Петра и так же, как и отец, посвятил свою жизнь дипломатии. Он выполнял поручения царя в Европе, а по возвращении в Россию в 1715 году стал директором Морской академии.
Обложка: https://commons.wikimedia.org/