Закат работорговли на Черноморском побережье Кавказа
Рабство на Кавказе
Мы уже рассказывали, как было покончено с рабством в Крыму. Ранее известные центры работорговли на Черном море, такие как Керич (Керчь), Кафа (Феодосия), Азак (Азов), превращались в мирные города, в которых вместо продажи рабов начали процветать ремесла, торговля, судостроение. Но это было в Крыму, а вот на Кавказе работорговля еще долго оставалась одним из самых прибыльных промыслов.
Главным организатором этих торговых операций являлись турки. Ежегодно из этого региона вывозилось до 4000 рабов. На месте за раба платили 200-800 рублей, а на рынках в Османской империи – 1500 рублей. Ради такой рентабельности любой торговец готов был рисковать. На Кавказе за невольниками далеко ездить было не надо. Все организовывали черкесы и дагестанцы, а точнее, их знать. Рабами становились русские военнопленные, похищенные с Кавказской укрепленной линии, и сами горцы-соплеменники. Был еще один источник пополнения товара. В адыгейских семьях радовались, когда рождались девочки, ведь они стоили дороже мальчиков и их хорошо покупали для своих гаремов представители татарской и турецкой знати. Невольничьи рынки располагались как на Северо-Восточном Кавказе, так и в османских портах и крепостях, в числе которых всем вам известные и любимые места побережья – Геленджик, Анапа, Туапсе и другие. Тактика была простая: турецкие работорговцы выходили из Синопа и Трапезунда и плыли к Черкесии, где загружались живым товаром и возвращались домой.
Черноморский флот – основа Кавказского патруля
В 1815 году на Венском конгрессе государства участники подписали обязательства бороться с мировой работорговлей. Александр I принял решение о создании Кавказского патруля, а отвечать за этот патруль было поручено Черноморскому флоту. После заключения Адрианопольского мирного договора 1829 года это стало постоянной заботой русских моряков. Только в 1832 году было перехвачено 54 турецких корабля, перевозивших невольников. К чести русских моряков, они не церемонились с работорговцами. Если на судах обнаруживали русских рабов, корабли вместе с экипажами топили без каких-либо рассуждений. При встречах с русскими патрулями турки стали выбрасывать за борт славян, но опросы пленников и экипажей все равно проводились. И если подтверждалась смерть русских пленников, участь работорговцев была еще печальнее.
С 1832 по 1854 годы Черноморский флот практически перекрыл поток рабов с Кавказа в Турцию. Были разрушены базы работорговцев и созданы укрепленные пункты на побережье.
После начала Крымской войны флот был отвлечен на противодействие другому, более серьезному противнику.
Американские работорговцы на Кавказе
Сама по себе фраза об американских работорговцах на Кавказе звучит нелепо, но, оказывается, есть свидетельства. И американцы отметились у нас на Кавказе не самым лучшим образом. Сразу надо сказать, что за всем этим стоит агрессивная политика Англии. Война в Крыму совершенно не мешала англичанам засматриваться на территорию Кавказа. Здесь задач было много, но главная – оттеснить Россию из этого региона и укрепиться самим.
Сами англичане напрямую на Кавказ не лезли, им хватало дел в Крыму. Но вот авантюристов, наемников Англия, как оказалось, активно набирала не только в Европе, но даже и в Америке. Эти команды должны были помочь работорговой Турции восстановить утраченный бизнес, а англичанам – перекроить карту Кавказа. Десятки групп по 100-200 человек были заброшены на Кавказ для проведения разведки и отвлечения русских подразделений.
Рассказывают, что один из таких отрядов, состоявший из турок, поляков, немцев, французов, алжирцев и американцев, должен был усилить местный гарнизон у реки Уруп. Возглавлял отряд английский капитан Джонатан Фрайнс, а заместителем его был американский наемник – ветеран армии США лейтенант Уильям Смит. Агенты, пригласившие американского лейтенанта на Кавказ, пообещали баснословные прибыли за обучение горцев военному делу. Уильям Смит взял с собой даже сыновей, рассчитывая захватить побольше пленных для продажи в Турцию. Передвигаться приходилось очень осторожно, боялись казачьих разъездов. На четвертый день встреча наемников с казаками и русскими егерями все же произошла. Практически весь отряд был перебит, в том числе и американцы. В плен попал 41 человек. Пленных допросили и отправили в штаб. В последующем судьба пленных решалась по кавказским законам. Каждого из наемников меняли у турок на десятки захваченных в рабство армянских и грузинских семейств.
В дальнейшем английское правительство не оставляло попыток захватить Закавказье. И каждый раз в качестве пушечного мяса использовалась Турция. Но подобным планам так и не суждено было сбыться, Русская армия всякий раз эти попытки пресекала.