Задорнов и другие знаменитости, принявшие в болезни православие
Приход человека к Богу – тема всегда сложная, поскольку подразумевает воцерковление в уже сознательном, а порой и весьма пожилом возрасте.
У многих известных людей, особенно творческих личностей, например у Л. Н. Толстого, отношения с церковью не сложились. Причины этого вполне понятны. Ведь творчество – это всегда поиск, постоянные размышления о смысле жизни, искусства, вечный вопрос о том, что такое человек и его душа, и еще миллион других дум, которые так волнуют мыслящих людей.
Творчеству свойственно сомнение, поэтому в картину мира художника вера в Бога довольно часто не вписывается. Под словом «художник», очевидно, можно подразумевать и живописца, и музыканта, и актера, и писателя, и даже философа и ученого – как творцов мысли.
Однако на склоне лет многие люди все же обращаются к Богу, хотя прежде считали себя атеистами или придерживались не совсем традиционных исповеданий. Обратив внимание на этот феномен, мы решили рассказать нашим читателям о том, кто из знаменитостей решил принять христианство вопреки своим прежним убеждениям и что могло быть причиной этих поступков – на первый взгляд, столь противоречивых.
Михаил Задорнов: из язычников в православные
Периодически мы узнаем о таких случаях из биографических книг или прессы. К примеру, буквально на днях все газеты трубили о том, что известный российский писатель-сатирик Михаил Задорнов, вопреки своим прежним убеждениям, принял православие.
Сам Задорнов много раз заявлял о том, что считает себя неоязычником (под неоязычеством сегодня понимают либо новые, либо воссозданные древние языческие учения и духовные практики), а о православии высказывался весьма неоднозначно. Так что в правдивости этой новости можно было бы усомниться, если бы не тот, кто ее сообщил. А был это настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков. Причем, по его словам, он лично соборовал Задорнова.
Как написал Новиков на своей страничке в Facebook, сатирик исповедовался еще два месяца назад. Произошло это в Казанском соборе Москвы, и, с согласия родных Михаила Николаевича, информация о его воссоединении с церковью была обнародована.
Хотя некоторые не одобрили того факта, что о таком священном таинстве решили «кричать на всю страну», а официального подтверждения от родственников пока не поступало, большинство верующих с радостью восприняли эту новость.
Вместе с тем есть в ней и определенная горечь. Всем известно, что Михаил Николаевич уже давно борется с тяжелой болезнью – в 2016 году у него обнаружили злокачественную опухоль мозга. Поэтому, вероятно, опровержение этой информации даже принесло бы поклонникам Задорнова толику облегчения.
Но, пожелав Михаилу Николаевичу доброго здоровья, вспомним о тех, кто уже покинул этот мир, решив не уходить в пустоту.
Булат (Иоанн) Окуджава: крещенный по провидению
В 2017 году исполнилось 20 лет со дня смерти одного из самых известных русских бардов – Булата Шалвовича Окуджавы. Легендарный музыкант, поэт и композитор скончался 12 июня 1997 года в пригороде Парижа. Перед смертью Окуджава, который всегда скептически относился к религии, ошарашил жену – захотел креститься. С этим связана очень интересная и даже мистическая история.
Задолго до рокового дня супруга Булата Шалвовича, Ольга, приехала в Псково-Печерский монастырь, чтобы спросить совета у тамошних старцев.
Ольга была верующей, и то, что муж отрицал Бога, всегда сильно ее волновало и тревожило. Она рассказала об этом архимандриту монастыря, отцу Иоанну (Крестьянкину), который славился своей праведностью и благочестием.
Ответ Иоанна потряс Ольгу. «Не волнуйся, ты сама его окрестишь», – спокойно сказал монах. Конечно, это казалось невозможным, ведь Ольга была женщиной, не имела духовного сана и, значит, никак не могла крестить своего супруга. Но старец стоял на своем. Когда Ольга спросила, под каким же именем она окрестит мужа (ведь Булат – не православное имя), отец Иоанн ответил: «А назовешь, как меня, Иваном».
Об этой истории надолго забыли, но обстоятельства смерти Окуджавы заставили Ольгу вернуться к этому загадочному эпизоду. Прозорливость архимандрита поразила ее, ведь все случилось как раз так, как он говорил.
Дело в том, что, когда Окуджава попросил позвать к нему священника, делать это было уже поздно – смерть подошла к нему слишком близко. Но Ольга вспомнила, что в таких случаях таинство крещения может совершить и мирянин – при наличии искреннего желания и веры умирающего Церковь это допускает. И когда она спросила мужа, какое христианское имя он хочет получить перед смертью, Булат Шалвович ответил не задумываясь: «Иван!».
Это произошло через 15 лет после того самого визита в Псково-Печерский монастырь.
Как позднее вспоминала литературовед и публицист Зоя Крахмальникова, которая была знакома с Окуджавой и которой он посвятил песню «Прощание с новогодней елкой», в его творчестве всегда так или иначе проскальзывала тема Бога и веры.
«Перечитывая написанное Булатом Окуджавой уже теперь, после его кончины, прослушивая пленки с записями песен, вспоминая наши с ним разговоры о христианстве, о Боге, я услышала в его творчестве веру, в которой он никогда не признавался. Возможно, это была вера неосознанная, тайная, называемая другими именами, но ощущаемая в том свете, что изливается из творчества», – писала Крахмальникова.
Сергей Бондарчук: «бесы отошли от его души»
С крещением этого выдающегося советского актера и кинорежиссера тоже связана удивительная история. Ее в своей книге «Несвятые святые», ставшей сенсацией даже в светском обществе, изложил архимандрит Тихон (Шевкунов).
Жизнь связала Шевкунова и Бондарчука еще задолго до тяжелой болезни последнего. Дело в том, что Тихон в молодости учился во ВГИКе, где Бондарчук долгое время преподавал в звании профессора.
О болезни режиссера архимандриту сообщил его бывший сокурсник Дмитрий Таланкин. Он попросил Шевкунова приехать к Бондарчуку и исповедовать его, на что тот немедленно согласился.
Приехав к бывшему преподавателю, священник обнаружил его в плачевном состоянии – «болезнь очень изменила его».
Однако Сергея Федоровича терзали не столько физические, сколько душевные муки. Как рассказал Таланкин, в последние недели жизни Бондарчуку стали являться давно умершие люди – известные актеры, коллеги и другие люди, которых он когда-то знал. Но образы их были ужасны и напоминали жутких демонов, которые ежедневно истязали больного.
Шевкунов в своей книге отмечает, что Бондарчук большую часть жизни не был религиозен (он воспитывался в атеистической семье), но на закате жизни сам пришел к Богу. Правда, Бога он нашел не в церкви, а в произведениях Льва Толстого. Бондарчук считал его истинным гением и всерьез увлекался созданным им религиозным учением. Впрочем, эта вера, как писал Шевкунов, не смогла уберечь его от «нераскаянных грехов и страстей», вслед за которыми явились «бесы».
«Бондарчук очень глубоко, мужественно и искренне исповедовался перед Богом за всю свою жизнь. Затем в комнату пришла вся семья, и Сергей Федорович – впервые после своего далекого детства – причастился Святых Христовых Таин», – пишет отец Тихон. Через пару дней мучительные видения покинули больного: он успокоился и «явственно отрешился от мира».
Позднее Тихон еще раз исповедовал Бондарчука, когда тот был уже в больнице. В тот день Сергей Федорович скончался. А всего за несколько часов до этого в квартире родителей Таланкина произошло странное событие.
Окна одной из их комнат выходили на больницу, где лежал умирающий Бондарчук. Неожиданно с той стороны к их дому примчалось огромное полчище ворон. «Небо в буквальном смысле заслонила черная туча птиц. Их пронзительные крики были нестерпимы», – рассказывали супруги.
Глядя на это, отец Дмитрия, Игорь Васильевич, внезапно произнес: «Сергей умер только что… Это бесы отошли от его души!» Через несколько минут им позвонила Алена Бондарчук и сообщила, что отец скончался.
Новое
Видео
Книга одного актера. Интервью с автором романа «Дни Савелия».
Книга одного актера. Интервью с автором романа «Дни Савелия».
курс "История за 1 минуту" о Льве Николаевиче Толстом
Лев Николаевич Толстой
Семья народов как формировалась Россия Часть 1
История мира – это непрерывная борьба за территориальное господство. Это история империй