Высоко-Петровский монастырь: «государева молельня»

Обитель, основанная в эпоху правления Ивана Калиты, является одним из самых известных монастырей столицы. Её история тесно связана с Петром I и родом Нарышкиных.
«Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный…». Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке, и, по преданию, руку к его появлению приложил сам московский князь Иван Калита. Обитель была свидетелем многих важных событий в истории страны: она пережила и Смутное время, и Отечественную войну 1812 года.
Монастырь в честь святых Петра и Павла
Существует несколько версий о том, как появился Высоко-Петровский монастырь. Одна из них связана с преданием, в котором московскому князю Ивану Калите во время поездки по своей вотчине было видение: на берегу реки Неглинной выросла снежная гора, которая стремительно растаяла. Путешествовавший с Калитой митрополит Пётр дал толкование: великого князя ждёт величие, а церковного деятеля – скорая смерть. Под впечатлением от этой сцены Иван Данилович построил на месте увиденной горы храм, который затем разросся в монастырь.
Эти события описаны в «Степенной книге» и отражают, по всей видимости, устное предание. Первое же летописное упоминание Высоко-Петровского монастыря (его название связывают также с преданием: «высоко» – от горы, «петровский» – от митрополита Петра) относится к 1379 году. В сообщении Рогожского летописца встречается имя Иоанна – архимандрита обители.
В любом случае первый храм на месте нынешнего монастыря возник задолго до первого летописного упоминания. Он был посвящён святым Петру и Павлу. Деревянная церковь появилась в первой половине XIV века и, судя по всему, её возведение было связано с переносом кафедры митрополита из Киева в Москву. Впоследствии вокруг храма вырос монастырь. Одна из версий его появления связана с Дмитрием Донским. Исследователи считают, что после нападения хана Тохтамыша на Москву церковь была уничтожена. Великий князь выделил свои средства не только на её восстановление, но и на создание монастыря.
Смута, Нарышкины и Пётр Алексеевич
Ранняя история обители, впрочем как и Москвы в целом, была связана с частыми пожарами. Они возникали или по естественным причинам, или же вследствие разорительных нападений татарских орд. Высоко-Петровский монастырь не был исключением. Бесконечные пожары привели к постройке первых каменных сооружений – это произошло в эпоху правления Василия III. Новый храм возвели в 1517 году и посвятилимитрополиту Петру, который уже был причислен к лику святых. Великий князь «повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве <…> за Неглимною церковь святый Петр Чудотворецъ, митрополит всеа Руси…». Архитектором церкви стал приглашённый из Италии зодчий Алевиз Фрязин, наиболее известный по работам в Московском Кремле. Именно тогда официально монастырь стал называться Высоко-Петровским.
Обитель играла и важную стратегическую роль. Расположенная севернее Кремля, она прикрывала столицу с этого направления. Для отражения возможных нападений вокруг монастыря была выстроена деревянная стена.
Однако, в отличие от других монастырей, Высоко-Петровская обитель не отметилась славными ратными подвигами. В годы Смутного времени она подверглась серьёзному разорению в 1611 году, когда столицу страны оккупировали польские силы. После окончания кризиса на восстановление монастыря выделили большие средства – в том числе и на постройку каменной стены, толщина которой составляла около 2 метров.
Со временем монастырь стал пользоваться покровительством боярского рода Нарышкиных, чья усадьба располагалась неподалёку. Царские родственники дарили обители большие средства, на которые возводились новые постройки в стиле «нарышкинского барокко». Обитель позже стала родовой усыпальницей рода Нарышкиных. Частым гостем в храмах Высоко-Петровского монастыря был и маленький Пётр Алексеевич, будущий российский император: на молитву он приходил вместе со своей матерью Натальей Кирилловной.
Особенно активно монастырь стал застраиваться после победы Петра в борьбе за власть с сестрой – царевной Софьей. Именно в конце XVII века Высоко-Петровская обитель обрела тот вид, который сохранился до наших дней. В ансамбле выделяется церковь в честь Сергия Радонежского, возведённая по указу Петра: таким образом он отдал дань уважения Троице-Сергиеву монастырю, который несколько раз укрывал его в неспокойные времена.
Покровительство Нарышкиных, а затем и царя Петра оказало большое влияние на обогащение обители. Царская семья жаловала монастырю земли в различных уездах, которые приносили стабильный доход и позволяли клирикам жить безбедно. Лишь во время секуляризации церковных земель в эпоху правления Екатерины II экономическое состояние монастыря ухудшилось.
Французы, большевики и возрождение
Серьёзная беда стряслась с монастырём во время Отечественной войны 1812 года. После оставления Москвы русскими войсками на территории обители расположились французские кавалеристы, которые подвергли её разорению. Боголюбская церковь монастыря стала штаб-квартирой для французского военного губернатора города маршала Эдуара Мортье. Здесь он выносил смертные приговоры в отношении жителей Москвы, а их исполнение проводилось у самых стен обители.
Окончание войны стало началом нового возрождения монастыря. XIX век – время духовного подъёма для Высоко-Петровского монастыря. Здесь было расположено училище, обитель имела в своём распоряжении богатую библиотеку церковной литературы, а в 1863 году здесь открылось «Общество любителей духовного просвещения».
После Октябрьской революции монастырь был официально закрыт, однако монашеская жизнь продолжалась. Церковники ушли в подполье, несмотря на запреты властей. «Петровская община» и духовная академия при монастыре существовали вплоть до 1935 года, пока не были окончательно разгромлены НКВД. Многие были арестованы и расстреляны. Впоследствии РПЦ причислила погибших к лику мучеников.
Долгое время монастырь был в сильном запустении. Лишь после войны московские власти принялись за спасение памятника архитектуры. Обитель была передана в ведение министерства культуры. Начались реставрационные работы. Вместе с этим в зданиях монастыря обосновались ансамбль «Берёзка» и один из филиалов Государственного литературного музея. Лишь в 1994 году обитель вернулась под крыло Русской православной церкви.
Обложка: https://commons.wikimedia.org/
Новое
Видео
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
Внешняя политика Российской империи 1801-1812
Внешняя политика 1801-1812 гг. Урок третий
Исторические субботы. «Библиотечный фронт, 1941-1945 гг.»
Цикл лекций «Исторические субботы»