Высоцкий и… симфонизм
Хочу рассказать тут о недавнем «музыкальном впечатлении».
3 августа, в семь часов вечера, в «КиноСквере» Российского военно-исторического общества прошла открытая репетиция концерта «ЗА МЕНЯ ДРУГИЕ ОТПОЮТ…» - он затем был представлен в рамках рок-фестиваля «Нашествие» на сцене «Высоцкий».
Надеюсь, на рок-фестивале он был принят не менее тепло, чем слушателями открытой репетиции.
Центр Москвы, недалеко от Кремля. Китай-город. Старинные улицы и переулки. Старинные особняки. Сам адрес «КиноСквера отсылает к седым временам» - Петроверигский переулок. Теплый летний вечер. Праздная, веселая, фланирующая публика. А из глубины квартала – напор и темперамент, страсть и непримиримость песен Владимира Высоцкого. Да еще и в исполнении оперных певцов и солидного оркестра! Сплав симфонизма и самобытной, авторской песни…
Посреди дворово-усадебной площадки выгорожена эстрадка. Ни шум машин в окрестных переулках, ни шелест листвы над головой не мешают общаться музыкантам, певцам и слушателям.
В рамках концерта с поэтической программой выступил Влад Маленко - поэт, режиссёр, художественный руководитель Московского театра поэтов, поэтической лаборатории «Есенин-центр» и Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов-Фест». От также был хорошо принят слушателями. И все же, не в обиду ему, я – о главной составляющей: о песнях Высоцкого в новых интерпретациях.
Как правило, многие критики, специалисты, зрители-слушатели, коллеги относятся настороженно (если не сказать – с предубеждением) к переложениям и новым трактовкам произведений, исполнение которых прочно связано в общекультурной памяти с их авторами или первыми исполнителями. Или с теми, чье исполнение стало особенно популярным. Тем сильнее этот скептицизм, когда речь идет об авторской песне – да еще и о Владимире Высоцком! Любые другие «перепевы» его песен вызывают порой откровенное отторжение. Не потому что хуже или менее интересны. Но только потому – что иначе, чему у него самого. Даже странно… тысячи интерпретаций на сцене известнейших пьес! Постановки пьес Б. Брехта совсем в иной стилистике и с иной музыкой. Самые неожиданные аранжировки и музыкальные версии балетов, опер, симфоний, романсов… Но вот есть имена и произведения, на которых словно свет клином сошелся. Только так, как у автора! Только так, как он сам исполнял!
Но, если вспомнить концерты Высоцкого, если послушать разные записи его выступлений, то видно, насколько порой он сам по-разному исполнял свои вещи. Словом, специально для этого проекта были написаны оригинальные оркестровые партитуры песен Высоцкого. И впервые они прозвучали именно в исполнении оперных певцов в сопровождении симфонического оркестра.
И вот эту мощную художественную самодостаточность и самобытность как раз и раскрывает дополнительно не просто исполнение песен Высоцкого другими певцами, - но именно иное музыкальное переложение, иная музыкальная трактовка, неожиданные аранжировки. А конкретно в случае проекта, открытая репетиция которого была представлена в «КиноСквере» РВИО – впервые перенесение поэтического и музыкального творчества Владимира Высоцкого в совершенно новый формат, в «поле симфонизма» и исполнение оперными вокалистами.
В концерте прозвучали песни «Так случилось мужчины ушли», «Баллада о книжных детях», «Диалог у телевизора» (в дуэтном варианте), «Баллада о любви», «Кони привередливые», «Баллада о времени». Пели лауреаты Международного конкурса молодых оперных певцов заслуженная артистка России, солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Елена Семенова и солист Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Владимир Дмитрук - в сопровождении оркестра Фонда Елены Образцовой. Дирижер – Заслуженный артист России Николай Степанов.
Было непривычно? Да. Но, тем не менее, сильно и проникновенно.
Конечно, это было «не так, как у Высоцкого». Но в этом было личное, свое творческое отношение певцов, автора аранжировок и музыкантов.
Понятно, что это был не «настоящий рок» и вообще ни какие иные его версии. Элементы… отзвуки рока, наверное, были. Но, собственно, и не хочется вдаваться в схоластические культуроведческие и формалистические определения.
Песни Высоцкого в этих аранжировках и в этом исполнении прозвучали, на мой взгляд, во многом мягче, лиричнее, чем у Высоцкого. В этом плане – иначе, чем у него. Но не утратив темперамента и напора. Важна та истовость, та искренность и самоотдача, с которой вышли к слушателям певцы и музыканты.
Думаю, этот опыт немаловажен для современного и будущего освоения наследия Высоцкого. Ему, конечно, важно было признание того, что его стихи не просто привязаны к его особой манере исполнения, к определенному музыкальному строю и к определенному времени, но могут жить своею собственной жизнью в культуре – самостоятельной «вневременной жизнью» настоящей, мощной, самобытной поэзии, поверх смены эпох и сиюминутных модных поветрий.
Валерий Бегунов,
театральный критик, обозреватель журнала «Современная драматургия»
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Куликовская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
Что такое история?
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает об истории, как процессе изменения человека и общества.