Втроем на орбите. Полет космического корабля «Восход-1»
Как Советский Союз первым в мире отправил в космос многоместный пилотируемый аппарат
12 октября 1964 года Советский Союз очередной раз продемонстрировал свое первенство в программе освоения околоземного пространства. В этот день впервые в истории человечества в космос отправился многоместный пилотируемый аппарат. Этот полет принес несколько абсолютных и мировых рекордов, среди которых был и такой: космонавты, которые провели на околоземной орбите всего два дня, взлетели при одном лидере СССР, а о результатах своего полета докладывали уже другому.
«Восток» становится «Восходом»
Успехи советской пилотируемой программы «Восток» позволили начать разговор о переходе от одноместных космических кораблей к многоместным. Программа таких полетов получила название «Восход» и стартовала в 1963 году. Распоряжение заняться этой темой в ОКБ-1 Сергея Королева получили непосредственно от советского лидера Никиты Хрущева. В 1964 году американцы собирались запустить в космос свой двухместный космический корабль «Джеймини», а уступать космический приоритет СССР не собирался.
Оперативно получить готовый к полету многоместный корабль можно было, только приспособив для этого уже имеющиеся «Востоки». Правда, выполнить главное пожелание Хрущева – подготовить и отправить в космос сразу трех человек – удалось лишь за счет сильного риска для членов экипажа. Проблема была в том, что «востоковская» капсула, рассчитанная на одного космонавта в скафандре и на катапультируемом кресле, могла вместить двух космонавтов в скафандрах, но без возможности катапультироваться. А посадить в тот же космический аппарат трех человек удавалось только при условии, что они полетят в буквальном смысле слова в спортивных костюмах.
Существовала еще и проблема спуска такого космического корабля. Космонавты «Востоков» после входа в атмосферу катапультировались и спускались на собственном парашюте. Спускаемый аппарат встречался с Землей на довольно высокой скорости, и оставить в нем трех человек без системы мягкой посадки было невозможно. В итоге конструкторам удалось создать и парашютную систему для самого спускаемого аппарата (для нее приспособили два основных купола от «Востока» площадью 574 кв. м каждый), и систему обеспечения мягкой посадки, аналогичную системе реверсивных пороховых двигателей, которая использовалась для десантирования боевой техники. Она срабатывала после того, как метровой длины щуп касался поверхности земли, и снижала вертикальную скорость аппарата до нуля. Сами космонавты испытывали при этом заметные перегрузки, но несравнимо меньшие, чем если бы такой системы мягкой посадки не было.
Полет трех манекенов
Уже в начале 1964 года все основные предварительные работы завершились, и первый в истории человечества экипаж из трех космонавтов начал готовиться к полету. О том, чтобы сразу, без подготовки рискнуть космонавтами, не шло и речи. Согласно устоявшейся практике, в первый полет отправляли беспилотный корабль. Его главной задачей было проверить работоспособность всех систем, которые должны были обеспечить безопасность экипажа и его благополучное возвращение на Землю.
Несмотря на все старания, обеспечить запуск даже беспилотного космического корабля летом 1964 года не получилось. Аппарат, который получил в официальных сообщениях имя «Космос-47», а в документах ОКБ-1 именовался ЗКВ, стартовал с космодрома Байконур 6 октября в 10 часов утра. Поскольку «Восход» был существенно тяжелее «Востока», для его вывода на орбиту использовалась четырехступенчатая ракета-носитель 11А57, первоначально создававшаяся для отправки космонавтов к Луне, Марсу и Венере. А вместо настоящих космонавтов в кабине разместили три манекена, которые были буквально покрыты датчиками, призванными зафиксировать перегрузки при посадке.
Корабль совершил семнадцать витков и на вторые сутки полета вернулся на Землю, совершив все эволюции в штатном режиме. Даже сильный ветер в районе посадки не помешал системе мягкой посадки отработать так, как ей и полагалось. За несколько секунд до приземления скорость спускаемого аппарата за счет пороховых двигателей упала почти до нуля, и капсула коснулась земли. Правда, потом, когда порывы ветра надули не успевшие погаснуть купола парашютов, ей пришлось прокатиться полторы сотни метров, но на «самочувствии» манекенов это никаким серьезным образом не отразилось. А если бы в капсуле сидели настоящие космонавты, то этого вообще не случилось бы: при посадке им полагалось вручную отстрелить парашюты.
Испытание космического корабля признали успешным. Это означало, что «Восход-1», он же корабль ЗКВ в пилотируемом варианте, можно было готовить к запуску. До него оставалось меньше недели: старт назначили на 12 октября 1964 года.
Трое первых
Программа многоместных пилотируемых кораблей «Восход» привлекала ученых и конструкторов тем, что полет нескольких космонавтов давал возможность провести гораздо более широкую серию экспериментов. В первую очередь речь шла о медицинских наблюдениях и контроле утомляемости. Поэтому в состав экипажа включили врача — Бориса Егорова. Он был сыном одного из создателей советской нейрохирургии Бориса Егорова, а с космосом оказался связан с 1961 года, когда молодому выпускнику 1-го Московского мединститута предложили работу в сфере космической медицины.
На включении в экипаж представителя конструкторского бюро настоял сам Сергей Королев. Ему было важно получить сведения о работе своего детища от человека, хорошо знающего космический аппарат. Таким оказался Константин Феоктистов, имевший непосредственное отношение к постройке «Восходов». Пришлось, правда, пойти на нарушение регламента и политических требований. Феоктистова не должны были пустить в космос, во-первых, как беспартийного, а во-вторых, по состоянию здоровья, но Королеву удалось продавить свою креатуру. Никаких вопросов не вызвала только кандидатура командира корабля майора Владимира Комарова. Он числился в отряде космонавтов с 1960 года, успел побывать дублером и наконец дождался решения о своем полете. Оно было принято всего за трое суток до запуска: утверждение Комарова состоялось 9 октября 1964 года.
Лететь в космос членам экипажа корабля «Восход-1» предстояло в легких тренировочных костюмах и в очень неудобных амортизационных креслах-ложементах. Из-за тесноты внутри капсулы их разместили уступами и так развернули, что все надписи на пульте управления кораблем оказались вертикальными. Но сделать с этим уже ничего было нельзя. Отсчет времени до старта начался, а преодолевать трудности трое космонавтов учились годами.
Полет во время переворота
Ракета-носитель с кораблем «Восход-1» стартовала с Байконура 12 октября в половине одиннадцатого утра по московскому времени. Опаснее всего были момент запуска и первые сорок четыре секунды полета. Из-за отсутствия скафандров и катапульт спасти экипаж, если бы на старте случилась авария, не было шансов. То же касалось и первых 27 секунд полета. На следующих семнадцати шансы на спасение были, но мизерные. Однако обошлось. В строго назначенное время космический корабль «Восход-1» вышел на свою орбиту. Вскоре ТАСС сообщило всему миру, что Советский Союз впервые в человеческой истории отправил в околоземное пространство сразу троих космонавтов на одном корабле.
За 16 витков, которые и составили суточный полет первого «Восхода», его экипаж успел многое. На втором витке космонавты передали приветствие участникам открывшейся 10 октября летней Олимпиады в Токио (на ней лидером в общем медальном зачете стала сборная СССР). На третьем и четвертом экипаж проводил физиологические исследования: измерения кровяного давления и легочной вентиляции, анализы крови. Борис Егоров исследовал сердечно-сосудистую систему и вестибулярный аппарат сначала у себя, потом у Феоктистова: такой эксперимент на орбите проводился впервые. Дальше космонавты работали по индивидуальным планам, в том числе репетировали и ручной заход корабля на посадку, участвовали в сеансе телесвязи с государственной комиссией, собравшейся на Байконуре.
На шестнадцатом витке корабль начал готовиться к посадке, и тут с «Восходом-1» пропала связь. Восстановить ее так и не удалось, и напряжение отпустило всех причастных к полету только тогда, когда начальник службы поиска генерал-лейтенант Александр Кутасин сообщил: его подчиненные видят спускаемый аппарат, медленно опускающийся на парашютах! А вскоре поступило и сообщение от пилота поискового Ил-14, который нашел место приземления капсулы «Восхода-1», а рядом с нею… троих машущих руками космонавтов.
Тогда существовала традиция: как только приземлившиеся космонавты оказывались на Байконуре, их сразу же поздравлял по телефону Никита Хрущев. Но не в этот раз. Поздравлений члены экипажа «Восхода-1» дождались только на пятый день. И случилось это не на космодроме, а уже в Москве, во время вручения наград – Золотых Звезд Героев Советского Союза и орденов Ленина. И не от Хрущева, а от нового первого секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Пока они были в космосе, а потом ждали возвращения в столицу, произошел самый настоящий политический переворот, закончившийся смещением Никиты Хрущева со всех руководящих постов.
Вслед за «Восходом-1», который впервые поднял в космос трех космонавтов, на орбиту 18 марта 1965 года вышел «Восход-2». Этот полет тоже был уникальным – впервые космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос. А вот пилотируемые полеты остальных «Восходов» (с третьего по седьмой) так и не состоялись. Хотя на них возлагали большие надежды. Среди экипажей этих кораблей должен был быть первый женский, причем одной из космонавток предстояло выйти в открытый космос. Экипажам других кораблей предстояло поставить эксперимент по созданию искусственной силы тяжести (за счет раскрутки корабля на тросе с помощью третьей ступени ракеты-носителя), опробовать «космический мотоцикл» и даже провести первую в мире хирургическую операцию на орбите! Но все эти планы так и остались невыполненными: после смерти Сергея Королева в 1966 году программа «Восхода» была отменена в пользу космических кораблей «Союз».
Новое
Видео
Перестройка и распад СССР
Перестройка и распад СССР
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)