«Вместо борьбы с коммунизмом идёт борьба с Россией»
Немецкий журналист Кристиан Нееф посвятил 30 лет жизни изучению российской истории и подолгу жил в нашей стране. В одной из своих свежих статей для немецкой газеты Der Spiegel он пишет следующее: «Тот факт, что вождя революции всё ещё выставляют на всеобщее обозрение на Красной площади 25 лет спустя (после распада Советского Союза. – прим. ред.), помогает объяснить, каким образом Россия нашла путь к прежней стабильности».
Нееф называет Ленина «важным политическим символом», чьё «постоянное присутствие успокаивает приверженцев коммунизма, а также олицетворяет собой веру кремлёвского руководства в то, что в истории России не о чем сожалеть».
На фоне массовой декоммунизации в других странах кажется, что в России, напротив, вновь стали спокойно и даже с какой-то теплотой относиться к символам советского прошлого. Впрочем, иностранцы воспринимают эти символы иначе, а некоторые даже видят в них угрозу и проявление тоталитарного могущества.
Почему так происходит и какую роль советская символика играет для современной России и её зарубежных соседей? На эти вопросы порталу «История.РФ» ответил доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН Юрий Петров.
– Прав ли был Нееф, когда писал, что тело Ленина в Мавзолее, как и другие символы советской эпохи, наглядно демонстрируемые в нашей стране, помогают нам ощутить некую стабильность и связь с историей? Это знак того, что нам не о чем сожалеть в нашей истории?
– Я думаю, он прав в том, что советская символика как бы соединяет исторические эпохи и не исключает из нашей истории ни одного периода и как раз подчёркивает это единство истории. Мне кажется, очень хорошо, что мы не поддаёмся никаким влияниям этих массовых сносов и переименований, потому что это тоже часть нашей истории, от которой мы не отказываемся и которую не забываем. Это история наших отцов, дедов и прадедов, поэтому сохранение единства истории – это очень важно. Тем более что одно время у нас было такое сильное поветрие: советский период зачеркнуть, забыть, отказаться от него, объявить тупиковым путём и пойти дальше, начать с чистого листа. Я думаю, что это был неправильный подход, и то, что новые поколения воспитываются на всей нашей истории, включая советскую, в которой есть очень много положительных моментов, я думаю, это гарантия того, что в стране будет стабильная обстановка.
– Я часто слышала от иностранцев, что обилие советских символов в российских городах, включая Москву, производит на них довольно гнетущее впечатление. Возможно, корни того поветрия, о котором вы говорили, кроются в желании предстать более европеизированным, демократическим государством?
– Это их дело, если у них создаётся такое гнетущее ощущение, например, от звёзд на кремлёвских башнях. У меня, например, нет, да и у большинства нашего населения тоже. Я думаю, что это всё идёт от того, что Европа в своё время приняла постановление, в котором уравняла советскую символику с нацистской. Мне кажется, что это была очень серьёзная ошибка с их стороны поставить на одну доску два этих режима и объявить эти символики равнозначными. Это даёт основание нашим зарубежным соседям, таким как Польша, предпринимать сейчас совершенно оскорбительные, я считаю, шаги под флагом борьбы с коммунизмом. На самом деле происходит подмена: вместо борьбы с коммунизмом и советской идеологией идёт борьба с Россией и тем историческим наследием, которое она оставила в этих странах, – наследием, оплаченным нашей кровью. Так что наша советская символика, включая и памятники Ленину, по-моему, на наш народ никакого гнетущего впечатления не производит.
– Причины процессов декоммунизации за пределами России понятны, но ведь и у нас время от времени переименовывают улицы. Или сегодня этот процесс приостановился?
– Кажется, этого стало меньше. Но одно время собирались в Москве резко поменять все названия советского периода, да и памятники и доски хотели убирать. Но мне кажется, что это сейчас прошло. Я знаю, что в некоторых городах России, в частности в Самаре, есть очень хороший подход, когда на табличке с названием улицы даётся и прежнее, ещё дореволюционное, и советское название. Получается: «улица Ленина», а внизу – «Белоярская».
– А жители не путаются?
– Почему? Все прекрасно понимают, что улица имеет несколько названий. Хороший подход. Мне кажется, надо нам его опробовать! Переименование этих улиц – как раз тоже часть нашей единой истории.
– В некоторых странах, например в США, есть памятники советским революционерам и военачальникам. В последние дни общественность всколыхнула тема со сносом памятника Владимиру Ленину в Сиэтле, что предложил местный мэр. Но ведь кажется, что сегодня у американцев практически нет поводов чтить советскую историю. Зачем там эти памятники?
– В своё время их отцы и деды поставили памятники Ленину, потому что в Штатах, как и во всём мире, коммунистическая идеология когда-то была сильна. Если они хотят сейчас сломать памятники – мы препятствовать не можем. Но я думаю, что это глупость. Борьба с памятниками и с собственной историей, которую американцы сейчас начали в южных штатах, показывает, что это очень опасный путь. Он ведёт к обострению столкновений и росту социальной агрессии в их собственном обществе. Поэтому воевать с памятниками не надо.
Новое
Видео
Террор 30-х годов
Террор 30-х годов
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеря ...
«Следы смерти». Функции и атрибуты «следов прошлого»
О лекторе Андреас Буллер - доктор философии, Штутгарт, Германия. Полное содержание лекции опубликовано в книге "Три лекции о понятии СЛЕД".