Владимир Меньшов: Мне нравятся поступки без шума

9/29/2017

Знаменитый российский режиссер, обладатель премии «Оскар» Владимир Меньшов рассказал порталу «История.РФ», кого в истории России он считает настоящим героем и о том, что мужественные поступки всегда бесшумны:

– Не совсем типичный, может быть, будет ответ, но героем на все времена я бы назвал Антона Павловича Чехова.

Это ярчайший пример человека, который сам себя сделал. Хотя у них вся семья была талантливой, но Антон Павлович оказался великим по всем параметрам. Он прожил крайне недлинную жизнь, но за это время успел стать классиком.

Вообще, для меня это самый живой писатель из всех наших классиков. Разве что Гоголь еще с ним конкурирует.

Владимир Меньшов: Мне нравятся поступки без шума

П.А. Нилус. «Портрет А.П.Чехова»

Каждый раз, когда я сталкиваюсь с Чеховым, я не перестаю восхищаться его наблюдательностью, умом и талантом. При этом сам Антон Павлович поначалу считал себя врачом, а не писателем. Но потом он осознал ответственность перед своим даром.

Вообще, он очень много сам на себя возлагал, ничуть не афишируя этого. Чехов был человеком с серьезной гражданской позицией. Он совершил немало гражданских поступков. Вся жизнь Чехова была негромкой, но мужественной.

Прежде всего позиция Чехова нашла отражение в его произведениях.

Его поездка на Сахалин, исследование жизни каторжников о многом говорит... Прежде всего Чехов считал, что, как гражданин России, он должен посмотреть эти места. Не красоты, а состояние, в котором живут заключенные. Это был его долг перед страной, который он сам на себя накладывал.

На деньги Чехова в его подмосковном имении Мелихово была построена школа и больница – это тоже не афишировалось. Мне очень нравится такая его позиция, когда поступки совершаются без шума.

Владимир Меньшов: Мне нравятся поступки без шума

Чехов в комнате сестры по возвращении из клиники. Мелихово. Фотография. 1897

Когда Императорская академия наук не приняла Максима Горького в свой состав, Чехов вместе с Владимиром Короленко покинул ее в знак протеста. Он вышел оттуда без скандала, без шума. Просто подал заявление о выходе, поскольку это противоречило его убеждениям. Это был сильный поступок.

И нужно учитывать, что, в отличие от Горького, он смолоду был глубоко больным человеком и умер тоже неожиданно для всех, потому что об этой болезни очень мало распространялся. Это тоже подчеркивает его подвижничество.