«Виват, Петр Великий!». Как Россия стала империей
Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.
(Философ Николай Бердяев)
2 ноября 1721 года Петр I принял титул Императора Всероссийского
Титул, достойный России
После заключения Ништадтского мира, завершившего войну против Швеции, сенаторы поднесли государю прошение с просьбой принять титулы «Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского». Победа над шведами стала лишь формальным поводом для обновления статуса нашей страны. Петр Великий давно мечтал сделать Россию империей, и на то у него были веские основания. К началу XVIII века стараниями царя укрепились прочные связи с европейскими странами. Общаться с ними надлежало на равных, однако мешала неопределенность титула. В дипломатических документах того периода русских царей называли по-разному: то королями, то князьями, то «цесарями». Самый престижный императорский титул тогда имел лишь глава Священной Римской империи. За ним следовали короли – английский, французский, датский и другие. Далее – герцоги. Положение России в этом списке оставалось неясным.
Петр I приложил массу усилий для того, чтобы вывести страну на новый уровень: проводил административные и военные преобразования, создал флот, учредил Сенат и Синод. И все же решающим толчком на пути к провозглашению империи стала Полтавская битва 1709 года – последнее крупное сухопутное сражение Северной войны. Триумф русской армии произвел сильное впечатление на западных политиков и дипломатов. Стало очевидно, что прежнего, довольно скромного места на международной арене, России недостаточно.
Амбиции Петра Великого позволили правителю сравнивать себя с Юлием Цезарем. По примеру «Записок о галльской войне» последнего русский царь составляет историю своих славных побед – «Гисторию Свейской войны». Еще один занимательный факт: Петру I, как и Цезарю, императорский титул «от имени народа» предлагает принять Сенат. Серьезную поддержку государю оказывал архиепископ Феофан Прокопович – сторонник укрепления власти самодержца. Именно он на заседании Синода впервые высказал идею о провозглашении Петра императором, а затем, получив одобрение иерархов, передал ее дальше – сенаторам. Сподвижники царя Александр Меншиков, Петр Шафиров и Гаврила Головкин справедливо рассудили, что лучшего повода принять императорский титул может и не быть, и решили действовать.
После того как государь согласился стать императором, просители трижды воскликнули: «Виват, Петр Великий!» Затем последовали артиллерийские залпы с галер, стоявших на Неве. Шум стоял такой, что современники приняли его за раскаты грома. Кто-то даже подумал, что в столице произошло нечто страшное, и готов был уже спасаться от пожара. Новоиспеченный император отказался от пышных празднеств и дал понять, что статус империи требует немалой ответственности: «Надлежит Бога всею крепостию благодарить, однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархиею греческою». Самодержец имел в виду великую державу Александра Македонского, которая распалась и покорилась Риму.
Разумеется, без празднований все же не обошлось. Хотя бы потому, что другим поводом для радости была долгожданная победа русского оружия в Северной войне. В девять часов вечера запустили грандиозный фейерверк, который не стихал на протяжении двух часов. «Сперва взорам зрителей представилось большое здание, изображавшее храм Януса. Оно было открыто, и внутри его виднелся, в голубом огне старый Янус, державший в правой руке лавровый венок, а в левой масличную ветвь. Немного спустя с обеих сторон показались два вооруженных и коронованных рыцаря; на щите одного из них был изображен двуглавый орел, а на щите другого – три короны. Когда они приблизились к открытым дверям храма и прикоснулись к ним, двери начали постепенно затворяться, после чего рыцари сошлись и подали друг другу руки. Пока горело изображение храма и самого Януса, стоявшего на высоком пьедестале и окруженного разными арматурами, народу был отдан жареный бык, лежавший вблизи храма, на возвышении о шести ступенях со свободным со всех сторон проходом», – писал историк С.Н. Шубинский. В конце яркого представления на небе зажглись два щита с надписями «Всегда победит!» и «Конец венчает дело». По воспоминаниям современников, народ кутил до конца осени, а торжества из Петербурга плавно переместились в Москву.
Новое место в мире
Превратившись в империю, наша страна не утратила преемственности с былыми временами. Петр I не стал повторно проходить коронационный обряд – достаточно было венчания на царство, совершившегося еще в конце XVII столетия. Кроме того, титул императора никак не отменял царского звания. В полном именовании правитель также был Царем Астраханским, Казанским и Сибирским. В народе слово «царь» и вовсе употреблялось чаще, чем «император». Могущество многонациональной державы и самой крупной в мире базировалось на совокупности традиций и необходимых для дальнейшего развития новшеств. Процесс признания нового статуса России европейскими державами затянулся почти на полвека. Первым монархом, согласившимся называть Петра Великого императором, стал король Пруссии Фридрих Вильгельм I. Более того, он даже выслал ему письмо с поздравлением.
После прусского короля свое почтение новоиспеченному императору выразил глава Венецианской республики. В 1722 году сразу несколько стран согласились считать Россию империей: Нидерланды, Швеция, Женевская республика, ряд немецких княжеств (Германия тогда не являлась единым государством). Спустя год к этому списку прибавилось еще две страны – Норвегия и Дания. До 1739 года «держалась» Османская империя – давний противник России. Лишь в год подписания Белградского мира (нашей стране по нему отошли Запорожье и Азов) турки впервые официально указали новый титул. В годы царствования Елизаветы Петровны к списку стран, признавших Россию империей, присоединились Франция и Австрия – в союзе с ними дочь Петра Великого вступит в Семилетнюю войну. Последней оказалась Речь Посполитая, от которой признание было получено в 1764 году, когда императрицей была Екатерина II.
Так открылась новая страница в истории России – уже империи. К началу XX столетия Российская империя простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и до Черного моря – на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана – на востоке. Согласно переписи населения 1897 года, на территории Российской империи проживало 125,6 миллиона человек, и эта цифра неуклонно росла. Статус империи наша страна сохраняла без малого двести лет – до 1 сентября 1917 года, когда Временное правительство объявило о переходе к республиканской форме правления.