Верный друг, отважный воин, выносливый спутник. Уникальные традиции коневодства. Карачаево-Черкесская Республика
Коневодство в Карачаево-Черкесской республике исторически занимает в национальной культуре важное место, является неотъемлемой частью хозяйственной жизни региона и традиционной сферой животноводства проживающих здесь народов.
Коневодство в Карачаево-Черкесской республике исторически занимает в национальной культуре важное место, является неотъемлемой частью хозяйственной жизни региона и традиционной сферой животноводства проживающих здесь народов.
История народа всегда была теснейшим образом связана с выведением, использованием и совершенствованием собственных лошадиных пород. Лошадь в традиционном образе жизни горцев Западного Кавказа охватывала всевозможные сферы: хозяйственно-экономическую, военную, позднее – культурно-развлекательную и спортивную. Ввиду неугасающих перспектив и богатой истории, исследования и открытия в области коневодства региона по-прежнему не теряют актуальности.
Карачаевская лошадь – лучшая горная порода лошадей
Активное и коневодство, и выведение собственных лошадиных пород свойственно практически всем тюркским народам. Карачаевцы, составляющие основное население республики, не стали исключением.
Ввиду уникальных условий региона здесь произошло формирование древней животноводческой традиции. Это обусловлено наличием бурных горных рек, таких как Кубань, Лаба, Теберда, Зеленчук и Уруп, которые растекаются на фоне пологих альпийских пастбищ, за счёт своей плодородности ставших источником для круглогодичного содержания и выпаса табунов. Горные гряды, по сей день окружающие места проживания карачаевцев, диктовали особые требования для формирующейся лошадиной породы: неприхотливость, выносливость, ловкость на крутых горных тропах, развитость сердечно-сосудистой системы.
Формирование карачаевцев как народности пришлось на период примерно XIV-XV вв. на северо-западе Приэльбрусья и было сопряжено с падением Аланского государства. С момента складывания карачаевского общества и начался синхронный процесс выведения собственной лошадиной породы. В основу народной селекции легли как породы северокавказских автохтонных племён, так и лошади иноземного происхождения, включая ближневосточные.
Выведенная порода лошадей была предназначена, главным образом, для хозяйственных нужд в условиях гористого ландшафта северо-западного Кавказа. Именно здесь располагается двуглавая вершина Эльбрус, или Минги-Тау – ныне потухший стратовулкан, самая высокая точка Европы (5642,7 м), в то же время входящий в пятёрку высочайших вершин мира – сразу после Килиманджаро. Вынужденные изо дня в день на протяжении всей своей жизни бороться с природой Кавказских гор, карачаевцы сумели вывести наиболее эффективную горную породу лошадей, что подтверждается источниками личного происхождения, оставленными различными этнографами, путешественниками и альпинистами, посещавшими Кавказ в XIX столетии.
Исследовали отмечали неприступность Карачая за счёт его горных вершин, признавали, что покорить их может только одна лошадь – карачаевская. Так, например, историк Северного Кавказа С. М. Броневский в 1823 г. писал о карачаевцах следующее: «[Они] имеют изрядное скотоводство и небольшое хлебопашество по скатам гор... У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем карачаевских».
Примерно в то же время на северо-западе Кавказе появился венгерский исследователь первой половины XIX в. Янош Карой Бешше, известный также под французским именем Жан Шарль де Бесс. Он занимался проблемами этногенеза венгров и их древней истории, следы которой он искал на Северном Кавказе. В 1829 г. он находился в составе экспедиции генерала Эммануэля, которая в научно-исследовательских целях осуществила первое задокументированное покорение Эльбруса.
В посвящённых этому очерках Бешше пишет следующее: «Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы; среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до двух тысяч франков (г-н Клапрот утверждал со слов наёмных переводчиков, что в этих краях лошади низкорослые; в действительности же лошади здесь обычно того роста, который пригоден для использования в легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы лошадей, которая была бы более подходящей для езды по крутым скалистым склонам и более неутомимой)».
Этнограф, кроме всего прочего, описывает карачаевцев следующим образом: «Они превосходно держались в седле и лихо правили своими лошадьми, можно сказать, не только лихо, но и с изяществом». Карачаевские мужчины, по воспоминаниям Бешше, мало ходят пешком и предпочитают передвигаются верхом.
Верный друг и боевой товарищ
Особенности карачаевской породы отмечали и другие современники. Так, например, офицер В.В. Шевцов описывал, что «Лошади их (карачаевцев – примечание) считаются одними из лучших кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам, шаг их верен и спокоен».
В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-лейтенант П. Д. Бабыч сражался на кавказском театре боевых действий, о чём газета «Кубанские областные ведомости» сообщала следующее: «Условиям могли удовлетворить лошади исключительно только карачаевской породы». Их использование в походе было обусловлено активным участием в войне карачаевцев, которые, будучи лучшими проводниками в регионе, сами предложили свои услуги командованию армии: горцы провели отряды через труднопроходимые горные перевалы, ведущие в Абхазию, а также предоставили свыше тысячи лошадей с сёдлами и столько же погонщиков, не требуя ничего взамен.
В то же время карачаевцы стали поставлять своих лошадей для нужд кавалерии. Екатеринодарский учёный и кавказовед Е. Д. Фелицын, общественный деятель Кубани и знаковая личность в истории края, был участником той войны и подтверждал важную роль карачаевцев и их лошадей в боевых действиях на Кавказе: «Буквально за считанные сроки были сформированы две сотни – одна из жителей карачаевского племени <…>. Весь цвет горской молодежи стремился попасть в ряды формируемых сотен <…>. Щегольски одетые, украшенные богатым оружием, на прекрасных карачаевских и кабардинских скакунах, они олицетворяли собой образцовую и лихую кавалерию, не оставлявшую желать ничего лучшего».
Следующей войной с участием карачаевской лошади стала русско-японская, в которой приняло участие свыше полусотни карачаевцев-добровольцев на своих собственных лошадях, сражавшихся в составе 4-й Баталпашинской сотни Терско-Кубанского полка. Участие горской кавалерии было зафиксировано и в фольклоре карачаевцев. Так, например, в народной песне «Ушедшие на Японскую войну» содержится следующая строчка: «Когда в бой мы двинемся, скачем, не сдерживая коней».
Незадолго до начала Первой мировой войны ветеринарный врач Баталпашинского отдела Кубанской области А.А. Атаманских писал: «Карачай в данном случае играет очень значительную роль, снабжая строевыми лошадьми большинство казачьих полков Кубанского и Терского войска и сбывая вообще до 10 000 лошадей ежегодно». Уже в годы войны карачаевские горцы верхом на своих скакунах участвовали в боевых действиях на австрийском фронте в составе 3-й сотни Черкесского полка Кавказской туземной конной дивизии. Впоследствии карачаевские лошади использовались в ходе Великой Отечественной войны как индивидуальное средство передвижения и в качестве гужевого транспорта.
Ведущий специалист по коневодству Карачаево-Черкесской республики Клыч-Герий Урусов писал о карачаевской породе следующее: «Своеобразный экстерьер, разнообразие типов, высокая работоспособность и универсальность делают карачаевскую лошадь желанным экспонатом сельскохозяйственных выставок. Одним из первых чемпионов ВСХВ был представитель линии Кобчика жеребец Кипарис, звание чемпиона ВДНХ СССР получил жеребец Карачаевского конного завода Бодрый из линии Борея. Эталоном верховой лошади горного типа был признан жеребец Адмирал линии Арсенала. В 1987 году высшую оценку на ВДНХ СССР комиссия присудила жеребцу Дебошу — представителю новой линии Дубочка. Еще немало карачаевских лошадей получали самые высокие оценки на центральных и региональных выставках.»
В 1998 году состоялась экспедиция по восхождению на Эльбрус на лошадях карачаевской породы под руководством Клыч-Герия Урусова. Использовали подковы с закручивающимися шипами и самодельные солнцезащитные очки для лошадей. «Если б я сам глазами не видел, то не поверил бы, что лошадь может там пробраться, по осыпи из гранитных осколков с острыми краями.» – писал он. Тогда они покорили восточную вершину Эльбруса высотой 5633 метра. А еще через год лошадь по кличке Игилик покорила западную высоту и поднялась на высоту 5642 метра над уровнем моря.
В 2018 году 14-летний Мусса Алиев стал победителем международных соревнований по дистанционным конным пробегам на дистанции 120 километров. На жеребце карачаевской породы по кличке Тринадцатый он показал лучший результат, финишировав со скоростью 18,95 километра в час.
Кабардинская лошадь – лучшая порода лошадей для военных походов
Другая аборигенная кавказская лошадиная порода, традиционно представленная в Карачаево-Черкесии – кабардинская. Она является свойственной для всех черкесских субэтносов. Ввиду того, что исторически наиболее развито коневодство было именно в Кабарде, за счёт чего за лошадью, именуемой адыгэш (буквально «адыгская лошадь)», закрепилось известное нам название. По экстерьеру, т.е. по внешним своим признакам, лошади кабардинской породы обладают крепкой конституцией, хотя в хозяйстве как тягловое животное практически не встречалось – эта функция у адыгов, как правило, возлагалась на крупный рогатый скот. Кабардинская порода стала продуктом многовековой селекционной работы с участием лошадей степных, арабских, туркменских, карабахских пород и других.
В Кабарде, находившейся в выгодных естественно-климатических и географических условиях, сравнительно рано (XII столетие) сформировался экономически-мощный класс феодалов – кабардинских князей, обладавших огромными пастбищными угодьями. Находясь на торговом пути, идущем от устьев реки Терек к средней и верхней Кубани и далее к черноморскому побережью, Кабарда вела оживленную торговлю скотом и животноводческим сырьем. Этот экономический стимул в благоприятных условиях Предкавказья создавал предпосылки к образованию мощных животноводческих хозяйств. Однако наличие предкавказских степей делало регион уязвимым перед иноземными захватчиками, ввиду чего регион служил театром боевых действий. Такая своеобразная обстановка во всех сторонах жизни местного населения приводила к активному воздействию на лошадь, являвшейся, с одной стороны, показателем личного достатка и положения в обществе, с другой – важнейшим орудием в хозяйстве.
Сбыт лошадей производился в большом количестве даже за границу, несколько тысяч лошадей ежегодно продавалось в Османскую империю. Уже в XVI в. лошади кабардинской породы пользовались популярностью в Московском царстве. Терские и кубанские казаки комплектовали свои полки кабардинской лошадью. В XIX-XX веках большое количество кабардинских лошадей с Георгиевской и Пятигорской ярмарок направлялось во внутренние губернии Российской империи по цене – 75-100 рублей за лошадь. Черкесская лошадь была создана, главным образом, для военных походов, а потому всегда представляла интерес для армий великих держав. Наряду с выведенной собственной породой лошадей, черкесы сумели создать свой собственный набор конского снаряжения, в частности, седельный набор. Среди других горских народов и казаков этот набор получил название «черкесское седло», высокие отзывы о котором в разное время оставляли путешественники и исследователи Северного Кавказа, которым удалось посетить места проживания черкесов и ознакомиться с особенностью ведения их хозяйства. В таком ключе о черкесских сёдлах в 1720-х гг. отозвался известный российский военный деятель и по совместительству этнограф Иоганн Густав Гербер. Он писал: «Лучшие седла и лошадиные верхние уборы изготовляются ими [черкесами – примеч.] и продаются соседним татарам».
Традиционное черкесское седло относится к типу арчаков. Под этим словом, в свою очередь, подразумевается деревянный остов седла, обтянутый кожей. Поверх него накладывалась седельная подушка. Будучи небольшим, лёгким и достаточно высоким, черкесское седло опирается на спину лошади за счёт двух параллельных полок. Задняя лука была очень низкой. В целом, если не слишком углубляться в детали строения черкесского седла, можно констатировать, что его форма диктовалась военными целями – высокое седло придавало свободу посадке воина, а низкая задняя лука не стесняла движений при развороте всадника.
Таким образом, лошадь занимала особое место в жизни многих народов, в том числе черкесов, на протяжении многих веков. Она фактически ускорила темп жизни и значительно облегчила существование людей. Кони широко использовались в военных целях, и этому занятию было подчинено их воспитание. Лошади горцев были выносливыми, неприхотливыми и исключительно преданными своему хозяину. Именно эти качества обеспечивали успех на полях сражений, которыми была полна жизнь черкеса. И неслучайно адыгская кавалерия являлась одной из лучших в мире. К боевым действиям и длинным переходам была целиком и полностью приспособлена и адыгская конская сбруя. Она была легкой и удобной как для лошади, так и для всадника.
Селекция ценных пород лошадей сегодня
В августе 1869 г. в Пятигорске прошёл первый съезд коннозаводчиков Ставропольской губернии. На нём Кодзоков поднял вопрос о необходимости организации коннозаводческого дела, однако системное, регулируемое на государственном уровне разведение лошадей пришлось лишь на советский период. В целях возрождения и развития породы лошадей советское руководство предприняло ряд мер. В регионах, в том числе в Карачаево-Черкесской Автономной Области, были созданы конные заводы, государственные племенные рассадники, государственные заводские конюшни, а колхозы получали льготы на разведение лошадей.
В предреволюционную пору разведение лошадей карачаевской породы было рассредоточено в частном порядке и находилось в основном в руках нескольких семей крупных конезаводчиков: Байчоровых, Урусовых, Салпагаровых, Байрамуков и других. Однако потрясения, последовавшие в ходе революции и последующие годы, нанесли сильный урон по карачаевскому коневодству. Для сохранения и поддержания породы в 1920-х гг. проводится ряд мероприятий в области животноводства.
В Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесской автономной области была создана государственная конюшня, в которую из частных табунов поступали лучшие жеребцы карачаевской породы. В 1922 г. состоялось собрание владельцев табунов в Карачае, на котором решили создать комиссию для активного развития коневодства. Рядом с Кисловодском основали конный завод и племенной совхоз, а в 1927 г. в Первомайском создали государственную конюшню. Позже продукция государственной конюшни и конного завода помогала колхозам улучшать коневодство.
Согласно данным статистики, в 1924 г. в Карачае было 11 970 лошадей карачаевской горной породы. Карачаевские лошади хорошо показали себя в сельском хозяйстве и вывозились далеко за пределы региона. В то же время, практически сразу после окончания гражданской войны, было проведено несколько экспедиционных обследований горских лошадей. Были отчётливо выделены две породы: кабардинская и карачаевская. На основании этих исследований в 1935 г. был составлен первый том Государственной племенной книги горских лошадей, все записанные в эту книгу чистопородные лошади разделены на карачаевских кабардинских.
В 1930 г. был организован Карачаевский конный завод, остающийся важнейшим институтом в системе поддержки племенной породы лошадей. Усилиями поколений сотрудников конного завода карачаевская порода лошадей заметно изменилась физически, став значительнее крупнее. Он был создан по инициативе Семёна Будённого, командовавшего в годы Гражданской войны Первой Конной армией. Предприятие стало играть важную роль в развитии коневодства в СССР. В советское время на заводе выращивали породистых лошадей для кавалерии Красной Армии и пограничных войск. Эти лошади были хорошо приспособлены к длительным переходам по пересечённой местности и горам. Они отличались выносливостью, силой и скоростью. Помимо этого, здесь готовили лошадей для спорта и народного хозяйства, а также отправляли на экспорт. Карачаевский конезавод стал одним из ведущих предприятий в своей отрасли. Он внёс значительный вклад в развитие коневодства в стране и способствовал укреплению обороноспособности СССР. В 1939 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства издал сборник «Конские ресурсы СССР», в котором была дана зоотехническая характеристика основных конских пород Советского Союза, включая карачаевскую и кабардинскую породы. В 1940 г. была опубликована Единая Государственная племенная книга лошадей Орджоникидзевского края.
После Великой Отечественной войны
Лошади черкесской породы в годы Великой Отечественной войны были очень востребованы. Эти лошади были известны своей выносливостью, силой и способностью преодолевать горные местности. Они использовались для перевозки грузов, транспортировки раненых и даже в качестве боевых коней. Кабардинские лошади также были незаменимы в кавалерии. Их использовали для разведки, патрулирования и быстрых атак. Благодаря своей выносливости и ловкости, они могли быстро передвигаться по горным тропам и доставлять сообщения в сложных условиях. В тех же условиях использовалась и карачаевская порода, однако из-за разрушительных для региона событий в годы Великой Отечественной войны породам был нанесён серьёзный удар. Карачаевская порода была отнесена к кабардинской, но с 1989 г. она была восстановлена и стала вновь рассматриваться как отдельная племенная порода.
Для горцев лошадь всегда была чем-то большим, нежели просто животным: она являлась неотъемлемой частью жизни, важнейшей составной частью горской культуры. Действительно, ни одна слава не была заслужена горцем без его верного коня, и поэтому любая слава воина разделялась между ним и его конем, что было справедливо. Потому всякий раз, когда говорили о подвигах горца, обязательно упоминали и о подвиге коня, его преданности, выносливости и сообразительности.
Карачаевская и кабардинская лошадиные породы – основные племенные породы, традиционно представленные как на территориях Карачаево-Черкесской Республики, так и на всём Северном Кавказе. Племенные лошади продолжают играть важную роль в сельском хозяйстве Карачаево-Черкесской республики, но и в мероприятиях культурного и спортивного характера. Так, карачаевские и кабардинские лошади становились чемпионами различных конкурсов. В наши дни лошади являются неотъемлемой частью выставок и конноспортивных состязаний как в республике, так и за её пределами.
Новое
Видео
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
15 февраля 1989 год День памяти воинов-интернационалистов
15 февраля – Памятная дата России. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 15 февраля 1989 года войска Ограниченного контингента Вооруженных сил СССР были окончательно выведены из Афганистана
СССР. Атомная энергетика.
СССР. Атомная энергетика.