Василий Великий
14 января (н. ст.) Русская православная церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Он принадлежит к трем великим каппадокийским Отцам Церкви наряду с Григорием Богословом и Григорием Нисским. Их главной заслугой является разработка и утверждение догмата о Троице на Втором Вселенском соборе 381 года. Наследие Василия Великого представлено различными сочинениями на догматические, экзегетические (экзегетика – учение об истолковании текстов) и аскетические темы. Кроме того, Василию Великому приписывается авторство литургии, совершаемой в Православной церкви десять раз в году, в остальное время служится литургия Иоанна Златоуста. Из школы в монастырь Василий Великий родился около 330 года в Каппадокийской Кесарии (ныне...
На чтение: 2 минуты
14 января (н. ст.) Русская православная церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Он принадлежит к трем великим каппадокийским Отцам Церкви наряду с Григорием Богословом и Григорием Нисским. Их главной заслугой является разработка и утверждение догмата о Троице на Втором Вселенском соборе 381 года.
Наследие Василия Великого представлено различными сочинениями на догматические, экзегетические (экзегетика – учение об истолковании текстов) и аскетические темы. Кроме того, Василию Великому приписывается авторство литургии, совершаемой в Православной церкви десять раз в году, в остальное время служится литургия Иоанна Златоуста.
Из школы в монастырь
Василий Великий родился около 330 года в Каппадокийской Кесарии (ныне турецкий город Кайсери) в эпоху правления императора Константина Великого, в благородной христианской семье. Отец Василия преподавал ораторское искусство и философию и сыну прочил ту же стезю.
Василий обучался сначала в родной Кесарии, затем в Константинополе и, наконец, попал в Афины. В те времена в Афинскую школу принимали так. Селили к родственнику, другу или земляку и начинали потешаться, чтобы поумерить высокоумие поступающего. Остроумные или дерзкие шутки подбирались в зависимости от грубости или образованности новоприбывшего. Такое обращение человеку, который наперед не знает, что ему придется испытать, кажется немилосердным. Но тот, кто знает заранее, понимает, что подобное поведение не искреннее и только внешнее. Вскоре нового студента сопровождали через городскую площадь в баню, которая была намеренно закрыта. Двери с грохотом выламывали, наводя страх на будущего студента. Наконец новоприбывшего впускали в баню, а когда он выходил, радостно встречали как равного и включенного в студенческое братство.
Возможно, единственный человек, кого миновал такой древний шутовской обряд инициации, – это Василий Великий. Его сосед Григорий, будущий Григорий Богослов, который должен был возглавить все это действо, был наслышан об одаренности Василия. А увидев его, сразу проникся глубоким уважением, о чем поделился с другими молодыми учеными. Так началась дружба Василия Великого и Григория Богослова, пронесенная ими через всю жизнь. Они очень быстро стали достопримечательностью академии. Григорий славился как поэт, Василий – как оратор, астроном, математик, юрист и медик.
Уже в Афинской школе друзья пришли к отрицанию античного язычества. Вернувшись в Каппадокию, Василий принял крещение, затем посетил культурные столицы Востока, Александрию и Антиохию. По возвращении он основал в родовом имении аристократический монастырь, куда вскоре прибыл и Григорий. Там они жили в умеренной аскезе, большую часть сил посвящая богословским работам, литературе, науке. Вместе с ними в монастыре подвизались и другие святители, которые поставили своей целью привести греческую традицию в христианство. Задача стояла серьезная, было необходимо определить: начать с обличения суетности языческой жизни (столь привычной для греков и неразрывно связанной с античной философией) или с возвеличивания истины христианского вероучения.
Волна гонений
После нескольких десятков спокойных для христиан лет, в 361 году, восточноримский престол занял племянник Константина Великого Юлиан Отступник. Он тоже учился в Афинской школе вместе со святителями Василием и Григорием. Как правитель он начал вести планомерную работу по возвращению к благородным обычаям предков, то есть к язычеству. Поначалу он был весьма толерантен, но, увидев, что империя негативно реагирует на антихристианскую политику, начал открытые гонения. У Церкви конфисковывали имущество, архиереев изгоняли либо предлагали им перейти в жреческий сан, христианским учителям было запрещено преподавать в школах.
Ж.-Л. Жером. «Последняя молитва христианских мучеников»jpg
Все могло бы обернуться еще хуже, но в 363 году Юлиан погиб в битве с персами. Тем не менее философская доктрина, выстроенная Юлианом, должна была быть разрушена. И здесь выступил Василий Великий. Отчасти ему было обидно за старого товарища по парте, который был неглупым и не лишенным обаяния человеком, да и Библию изучал частично под руководством Василия.
Борьба с арианством
Юлиана Отступника на престоле сменил император Валент II. Он столкнулся с разнообразием религиозных доктрин, которые стали угрожать целостности империи. Отчасти такое положение дел было связано с политикой его предшественника. Стремясь «сгладить углы», Валент сделал упор на наиболее понятное народу еретическое направление в христианстве – арианство. Ариане отрицали Святую Троицу и Божество Спасителя, называя Его не Творцом, а творением, что обессмысливало крестную жертву Христа. И Василий Великий противопоставил этому учению свой богословский талант.
Светские власти пытались принудить епископа Василия принять арианство. Эпарх (правитель Востока и начальник императорской гвардии) Модест стал прямо угрожать Василию. Но тот ответил, что ему нечего терять, кроме ветхих одежд и нескольких книг, жизнь отдать за Бога для него благое дело, а ссылки и тюрьмы он не боится, потому что всякое место принадлежит Богу. Модест был столь удивлен, что отныне говорил с Василием уважительно, и, явившись к Валенту, он сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви. Этот муж выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений». Вскоре Модест был исцелен Василием, они сблизились, а Каппадокия превратилась в страну просвещения и благотворительности, с большим количеством школ, больниц, различных мастерских.
Другие представители, посылаемые Валентом к епископу Каппадокийскому, также не имели успеха. В конце концов, терпение императора лопнуло, и на праздник Богоявления он лично прибыл в Каппадокию. Войдя в храм, он был столь поражен ангельским величием литургии, количеством народа и самой фигурой святителя Василия, что переменился. В 378 году Валент погиб в битве с варварами при Адрианополе, но Василию не удалось воспользоваться изменившимся балансом сил в государстве и Церкви. Болезни юности и аскетический образ жизни, трудности и заботы пастырского служения подорвали здоровье святителя. Он скончался 14 января (н. ст.) 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.
Подробно о жизни и чудесах святителя Василия Великого вы можете прочитать в его житии.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России