Главная / Статьи /Вы здесь

Десять «Меркуриев» русского флота

0
4724
1
Десять «Меркуриев» русского флота

Бригу «Меркурий» и его легендарному командиру капитан-лейтенанту Александру Казарскому в истории отечественного морского флота отведено особое место. Знаменитый бой брига 14 мая 1829 года с двумя турецкими линейными кораблями, многократно превосходившими его по числу орудий и численности экипажа, закончился победой русских моряков. Получив свыше полутора сотен пробоин в парусах и корпусе, потеряв убитыми и ранеными десятую часть экипажа, «Меркурий» заставил турок прекратить сражение и остаться на месте схватки, а сам вернулся к своей эскадре. В честь этого подвига повелением императора Николая I кораблю был вручен кормовой Георгиевский флаг — высший корабельный знак отличия, а также установлено правило, что в Черноморском флоте всегда должен быть в строю корабль, построенный по чертежам брига «Меркурий».

Выполнить с абсолютной точностью это распоряжение не удалось: прогресс требовал уже других кораблей. По указу Александра II, откорректировавшего распоряжение своего венценосного отца, решено было строить суда современного типа с присвоением им имени «Память Меркурия». Такому кораблю переходили по наследству все пожалованные бригу «Меркурий» отличия, прежде всего кормовой Георгиевский флаг — редкая на флоте и очень высокая награда. С тех пор в русском, а потом советском и российском флотах всегда были корабли, носившие имена «Память Меркурия» или названные в честь его бесстрашного командира Александра Казарского.

Катер (куттер) «Меркурий» (1788 год)

Первым имя «Меркурий» в русском флоте получил этот небольшой корабль. Его построили на английских верфях, но по чертежам русского флотоводца адмирала Самуила Грейга, шотландца по происхождению. Соплеменником Грейга был и первый командир «Меркурия» — Роман Кроун, перешедший на службу в русский флот в чине лейтенанта в 1788 году. Лихой шотландец быстро прославился своим невероятным умением так маскироваться, что корабли противника понимали, с кем имеют дело, лишь под дулами русских пушек. Другим известным умением командира «Меркурия» была способность закрыться от противника его же собственным корпусом, чтобы уравнять шансы в артиллерийской дуэли. Именно так 21 мая 1789 года катеру «Меркурий» удалось победить и захватить шведский фрегат «Венус», что стало его самой знаменитой схваткой.

«Захват катером Меркурий шведского фрегата Венус 21 мая 1789 года». Картина работы художника Алексея Боголюбова, 1845 год

После такое же имя носили бриг и два фрегата одной серии, служившие в русском флоте в начале XIX века, и, собственно, черноморский бриг «Меркурий», обессмертивший свое имя в бою 14 мая 1829 года.

 

Корвет «Память Меркурия» (1865 год)

Этот парусно-винтовой корвет стал первым кораблем с таким именем, построенным для русского флота. Он был заложен и спущен на воду не в самое лучшее время. В ту пору Черноморский флот фактически не существовал, поскольку того требовали условия заключенного после Крымской войны мира. Поэтому и вооружение у корабля было не самым сильным: всего 11 гладкоствольных орудий не самого большого калибра. И только через шесть лет после спуска на воду, когда Черноморский флот начал восстанавливаться, корвет получил два новых 152-миллиметровых нарезных орудия и в дополнение к ним тоже нарезные 9-фунтовые пушки. Корабль успел послужить и в качестве воинского транспорта во время русско-турецкой войны 1877-78 годов, и как учебный корабль для практического плавания. А последняя его служба оказалась необычной: в 1883 году «Память Меркурия», исключенный из списков флота, стал плавучей тюрьмой на сорок камер-одиночек и прослужил в этом качестве до начала десятых годов ХХ века.

Корвет «Память Меркурия» (слева) и императорская яхта «Тигр». Картина художника Александра Алексеева из коллекции Центрального военно-морского музея

Крейсер «Память Меркурия» (1880 год)

Прежде чем переделать корвет в плавучую тюрьму, нужно было его громкое имя присвоить другому кораблю – так требуют морские традиции. В 1883 году имя «Память Меркурия» получил крейсер, спущенный на воду 10 мая 1880 года. Это было необычное судно. Оно проектировалось как судно Добровольного флота, то есть по идее коммерческое, и поначалу носило имя «Ярославль». Но опыт только что закончившейся русско-турецкой войны показал, что переделанные во вспомогательные крейсера коммерческие суда вполне могут справляться с несложными боевыми задачами. И потому будущий крейсер сразу решено было проектировать как в значительной степени боевой корабль. Совмещение таких противоречивых требований привело к тому, что как коммерческое судно оказалось убыточным: слишком маленькие трюмы и невысокая скорость плавания. Поэтому в 1883 году его выкупил флот и присвоил имя «Память Меркурия». На крейсере установили 14 орудий разного калибра, а чуть позже — первый в русском флоте подводный торпедный аппарат, с помощью которого испытывали новые типы торпед.

 Крейсер «Память Меркурия» Черноморского флота Российской империи в Севастопольской бухте

Бронепалубный крейсер «Память Меркурия» (1902 год)

Еще один корабль, который носил другое имя, прежде чем стать «Памятью Меркурия». Бронепалубный крейсер 1 ранга «Кагул» вступил в строй Черноморского флота в 1905 году, а два года спустя был переименован, когда его предшественника исключили из списков флота. На долю этого корабля выпало, пожалуй, больше войн, событий и тревог, чем всем остальным его тезкам. Провоевав почти всю Первую мировую войну, крейсер «Память Меркурия» отправился на ремонт, где его и застала революция. Ему выпало стать единственным в истории русского флота кораблем, который, будучи в строю, спустил свой Георгиевский флаг, чтобы перенести его. Это случилось в ноябре 1917 года, когда часть команды подняла над бывшим «Кагулом» желто-голубой украинский флаг, а почти 200 матросов и все офицеры, кроме одного, отказались служить под ним. Георгиевский флаг перенесли в Морское собрание Севастополя. А корабль после этого успел послужить и Украинской Народной Республике, и красным, и белым, и снова красным, пока в 1922 году не вступил в строй под новым именем — «Коминтерн». Под ним корабль встретил Великую Отечественную войну, которую ему уже не довелось пережить.

Крейсер «Коминтерн» — бывший бронепалубный крейсер 1 ранга «Память Меркурия», 1920-е годы

Малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (1965 год)

Традиция передавать имя в память о бриге «Меркурий» от корабля к кораблю нарушилась после переименования «Коминтерна». Только в 1968 году в составе Черноморского флота появилось малое гидрографическое судно «Память Меркурия». Оно было построено и спущено на воду тремя годами ранее на польской верфи в Гданьске. Войдя в состав флота, судно сразу приступило к активной работе, успев за 22 года совершить 17 экспедиций, в том числе океанских. А потом наступили девяностые, и судьба судна стала незавидной. В 1995 году его списали и продали крымской фирме, которая приспособила бывшего гидрографа для перевозки челноков в Турцию. Так гидрографическое судно «Память Меркурия» стало вторым в истории, над которым развевался украинский флаг. Но недолго: в 2001 году во время очередного челночного рейса судно затонуло, при этом восемь человек погибли и двенадцать пропали без вести. Больше имя «Память Меркурия» никаким кораблям и судам Черноморского флота не присваивалось.

Малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (на переднем плане) в порту Севастополя 

Бриг «Казарский» (1834 год)

Боевые корабли русского флота, кроме имени самого брига «Меркурий», носили и имя его командира. Первым стал бриг «Казарский» — один из девяти двадцатипушечных бригов проекта «Диомид», построенных на верфях Санкт-Петербурга. Все остальные корабли получили имена древнегреческих героев, и лишь этот — имя героя русского. «Казарский» вошел в состав Балтийского флота и в июле 1835 года, будучи в эскадре вице-адмирала Петра Рикорда, участвовал в переправке из Кронштадта в Данциг десантного отряда русских гвардейцев, который через два месяца доставил обратно. Потом корабль использовался в практических плаваниях, а в 1854 году был разобран.

 Бриг «Диомид», однотипный с бригом «Казарский». Картина художника Валерия Шиляева «Бриг Диомид. Белые паруса» 2009 год

Минный крейсер «Казарский» (1889 год)

Вновь имя «Казарский» появилось в списках русских кораблей только через четыре десятилетия. Причем это был головной корабль нового проекта минного крейсера (позднее корабли этого типа стали называться в русском флоте эскадренными миноносцами). Корабли этой серии оказались успешнее своих предшественников, получили ставший классическим силуэт эсминца и первыми вооружились торпедным аппаратом, способным разворачиваться на 360 градусов. «Казарский» прослужил довольно долго: в 1907 году его переквалифицировали в посыльные суда и частично разоружили, но с началом Первой мировой войны вернули часть вооружения. После Октябрьской революции он, как и бронепалубный крейсер «Память Меркурия», несколько раз переходил из рук в руки, пока в конце концов не оказался в составе советского Черноморского флота в качестве посыльного судна. Списан в конце двадцатых годов.

 Минный крейсер «Казарский» (рисунок с дореволюционной открытки)

Морской тральщик «Александр Казарский» (1966 год)

Единственный корабль в составе советского ВМФ, который носил имя капитан-лейтенанта Казарского, построили на Средне-Невском судостроительном заводе. Это был морской тральщик проекта 266, то есть из серии первых в СССР кораблей такого типа, имевших минимальные собственные физические поля. Из маломагнитной стали был собран корпус, такие же материалы использовались в оборудовании и вооружении. В общей сложности советские моряки получили более четырех десятков подобных кораблей, многие из которых носили имена прославленных русских и советских моряков и морских летчиков. Морской тральщик «Александр Казарский» прослужил на Черном море до апреля 1990 года, когда его вывели из состава флота.

 Рейдовый минный тральщик «Зенитчик» Краснознаменного Черноморского флота СССР, однотипный с тральщиком «Александр Казарский»

Корвет проекта 20386 «Меркурий»

Впервые после подвига знаменитого брига в отечественном флоте появился корабль, носящий это прославленное имя, и не просто корабль, а головной в серии. «Меркурий» стал первым из корветов проекта 20386, который предназначен для ведения боевых действий не только в ближней, но и в дальней морской зоне. В отличие от других кораблей подобных проектов, корветы типа «Меркурий» обладают так называемым модульным вооружением, то есть на них можно временно устанавливать самые разные наступательные и оборонительные системы, в том числе оснащенные крылатыми ракетами. Первый «Меркурий» в составе российского флота был спущен на воду в этом году и должен быть передан военным морякам через два года.

Модель современного корвета «Меркурий» — головного корабля проекта 20386

Рекомендуем

Выразить мнение

Марко Поло
Напишите что-нибудь...
Свежие
🔥
😐
👎

Книги

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

100 великих полководцев

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст...

Спецпроект: Ржевский мемориал

Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возведен на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 гг., он созда...