Урок белорусского. Как обойтись без гражданской войны в головах

Русская привычка любопытствовать «а как там у них?», на мой взгляд, не всегда одинаково полезна. Но в большинстве случаев – поучительна. Тем более – в данном случае.
Во-первых, когда мы смотрим на Белоруссию (а речь именно о ней), слово «у них» не вполне уместно – не чужие мы друг другу, это факт.
Во-вторых, мы сейчас поговорим о том, как белорусы решили вопрос, о который неустанно бьются лбами в московских политико-интеллигентских кругах, – вопрос единства и преемственности собственной истории. То есть «решили» – тоже неточная формулировка. В Белоруссии этот вопрос не решали – есть подозрение, что им там просто не задавались. Вообще.
***
Вся история белорусской земли и её народа считается правильной и достойной. А она, история эта, кстати, не менее «сложная» и не менее «неоднозначная», чем у соседей. Это ведь та же самая история, что у великороссов или малороссов, да и в белорусской части этой общей истории своих индивидуальных загогулин хватало.
В одном только ХХ веке там была та же самая Русская Революция, что и везде. И та же самая Гражданская война – да ещё напополам с польской интервенцией. И правил там тот же самый Сталин – с тем же самым ГУЛАГом и с той же самой беспримерной модернизацией. Была там страшная война – пострашнее, чем у многих. И есть там Победа. Есть в белорусской истории Пушкин и Якуб Колас, Рокоссовский и Гагарин, Ленин и Машеров. Они там живут как дома.
А есть и другая история – то есть та же самая. Была ведь когда-то Литва – точнее, Великое княжество Литовское, оно же Западная Русь. Та, которая аж до XVII века была более чем реальным центром «собирания русских земель» – вполне состоятельной формой государственности, альтернативной московской. Долго тянулась эта конкуренция, в которой и войны случались, как же без этого-то.
Так вот. «Литвой» в те времена называли первым делом Белоруссию, а не то, что называют Литвой сегодня. И город Минск жил по продвинутому Магдебургскому праву, когда в Москве и слова-то такого не знали. И русским первопечатником стал полоцкий философ, писатель и медик Франциск Скорина.
В конце концов Россией стала Московская Русь, а не Белая – так уж исторически вышло. А Белоруссия стала частью Российской империи, её западным форпостом. Хотя могло бы быть и по-другому…
Могло. Но стало так, как стало.
И для белорусов это не повод поскулить об «исторической несправедливости» или, пользуясь удобным случаем, запретить Россию.
В белорусском языке нет слова «русская оккупация». Впрочем, слов «жемайтско-аукшайтская оккупация» или «польская оккупация» – тоже нет. Гедиминовичи и Ольгердовичи – и не «узурпаторы», и не «борцы с варварскими ордами московитов». Они просто почитаемые главы государства, которое когда-то было на белорусской земле. И государство – своё, и великие князья его – свои.
Такие же свои – Российская империя с Романовыми, Советский Союз с Лениным, Сталиным, Брежневым и прочими.
Такая же своя – суверенная Республика Беларусь. И Евразийский Союз, в которая она входит, – тоже свой.
И вся эта «сложная» и «неоднозначная» история мирно живёт внутри себя и в белорусском самосознании, не являясь «альтернативой» современности. Без той «гражданской войны в головах», о которой так сокрушался в предвыборных своих статьях Владимир Путин и которая в конце концов вылилась в настоящую гражданскую войну на Украине.
***
В прошлом году, помнится, наши ультра-патриоты упрекали белорусов: мол, георгиевские ленточки не носят, «русский мир» не поддерживают.
Неправда это. Есть в белорусской культуре георгиевские ленточки, и никуда они их неё не исчезали. А вот пафоса вокруг них – нет. Нет в них символа противопоставления себя какой-то другой, враждебной идеологии. Нет нужды: белорусам некому и нечего доказывать. Ведь понятно же, что это наша история и наша культура. И «русский мир» тоже наш – вот же он. И белорусы просто не поймут, если им начнут объяснять что-то противоположное.
Избаловались.
Нет, демократия по «общечеловеческому образцу» там, конечно, была. Но недолго. Не запомнилась.
И после этого краткосрочного недоразумения в Белоруссии, вестимо, тоже никуда не делись граждане с экзотическими взглядами на историю и современность: ведь в любом здоровом обществе есть естественный статистический процент уродцев. Но их следы в общественном пространстве обнаружить затруднительно Они не сидят в телевизорах и президиумах, в президентских советах и щедро спонсируемых государством общественных организациях. К их завываниям не прислушивается благоговейно власть, их не боятся «обидеть» при принятии решений в интересах государства и народа Белоруссии. Они не считаются «гражданским обществом», а считаются тем, кто есть на самом деле, – маргиналами с разной степенью идиотии.
А поскольку ни уродцам, ни самим себе доказывать ничего не надо, – белорусы могут позволить себе роскошь рационального обустройства современной жизни.
Если история – не альтернатива современности, а просто то, что было раньше, – то в ней нет ничего ни позорного, ни запретного, а есть только опыт и уроки. Если опыт годный, то им и надо пользоваться.
Если советская модель хозяйствования эффективна и обеспечивает экономический суверенитет – то её и будем развивать. У нас ведь, в Белоруссии, советский период истории никто не запрещал, не наложено на него никакого религиозного табу. Поэтому будем продолжать выпускать качественную промышленную продукцию – от телевизоров «Горизонт» до гигантских «БелАЗов» – и снабжать этой продукцией тех непутёвых соседей, где индустриализация запрещена, а промышленная мощь расхищена и угроблена классом новых эффективных соственников.
С другой стороны, частное предпринимательство – тоже никакая не священная корова, а просто нужная составляющая разумного экономического уклада. Поэтому мы в Белоруссии не будем носиться с «улучшением делового климата» и «обеспечением свобод», как с писаной торбой, а просто будем этим климатом и этими свободами пользоваться. Что не так-то?
Вот такое естественное рациональное следствие из рационального понимания единства и преемственности истории. Она, может, и не идеальна – но другой нет. И современность белорусская тоже, наверное, не идеальна – но это не предмет данной заметки.
***
Впрочем, во всей достойной и уважаемой белорусской истории есть кое-что особо достойное и уважаемое. Даже священное – то, что не принято обсуждать вообще.
Великая Отечественная. Её священность – тоже не предмет показухи раз в год. Её священность – это и есть белорусская история и культура.
Это музей Великой Отечественной войны в Минске. Главный музей страны.
Если вам вдруг показалось, что вы видите над куполом Государственный флаг державы-победительницы, то расслабьтесь. Вам не показалось. Это он и есть.
Это всё, что достаточно знать о белорусском решении вопроса единства и преемственности истории.
Кстати, никто не мешает нам, великороссам, считать это и своей историей. Белорусы – народ хозяйственный и рачительный, но не жадный. Они поделятся.
Читайте также:
Иван Зацарин. Зачем трудящимся солидарность. К 130-летию Первомая
Иван Зацарин. Как побеждать Америку. К 41-летию окончания войны во Вьетнаме
Иван Зацарин. «Понять и простить» предателя. К 73-летию власовщины
Александр Репников. Как они не стали альтернативой Октябрю. Консервативная мысль начала ХХ века и Государственная Дума
Виктор Мараховский. Бессмертный полк подарил вторую жизнь Дню Победы
Иван Зацарин. Фюреры Европы жили долго и счастливо. К 71-летию расстрела Муссолини
Виктор Мараховский. Прекратить «русскую бронзовую ночь». К 9-летию сноса «Алёши» в Таллине
Константин Сёмин. Политический Чернобыль. К 30-летию катастрофы
Александр Шубин. «Кровавое воскресенье» 1905 года: как власть сделала революцию неизбежной
Иван Зацарин. Почему империей стали не они. К 221-летию присоединения Литвы к России
Андрей Сорокин. Как стать героем истории. Урок соцреализма от х/ф «Экипаж»
Андрей Смирнов. Задачи, удачи и неудачи реформ Ивана Грозного: что об этом нужно знать
Иван Зацарин. Встреча, которая их напугала: к 71-летию рукопожатия на Эльбе
Новое
Видео
Советская военная форма.
Советская военная форма.
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
Памятные даты военной истории России
Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России