Униформа русской армии

Первая униформа в армии появилась у стрелецких полков.
Стрельцы, которых можно отнести к постоянному войску, получили единообразнуюформу. Прежде такой практики не было. Солдаты княжьих дружин на войну отправлялись в основном в своей повседневной одежде, на которую надевали доспехи. Что же касается стрельцов, то изначально, в XVI веке, они получили форму красного цвета с белыми перевязями. Позже у них появилась и парадный варинат: кафтан, зипун, шапка с околышем, штаны и сапоги. Причём цвет менялся в зависимости от полка. Повседневная одежда была чёрного или коричневого цвета.
Изменения военной униформы
Россия, превратившаяся при Петре I в империю, встала на путь приобщения к европейскому стилю. Сказалось это и на армии. В первую очередь, униформа приблизилась к дворянскому костюму. Воины стали носить треугольную шляпу, кафтан (у пехоты зелёного цвета, а у кавалерии - синего), камзол, короткие штаны, чулки (разного цвета, в зависимости от рода войск), сапоги.
В последующие годы форма сохраняла свой «каркас», однако становилась более сложной. Об удобстве и комфорте солдат и офицеров не думали, во главе угла стояла красота. Поэтому военным приходилось много времени тратить на создание образа. Например, пехотинцы делали соответствующую причёску из буклей и косы, пудрили волосы. Кавалеристам было немного проще, от них требовались коса и усы.
В начале правления Екатерины Великой форма по-прежнему оставалась неудобной, поэтому старались носить её только по необходимости. Назревал вопрос об изменении одежды. Этой проблемой занялся генерал-фельдмаршал Григорий Александрович Потёмкин. Он выступил против вычурного внешнего вида воинов: «Завиваться, пудриться, плесть косы — солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов».
Императрица с доводами своего фаворита согласилась. Военную униформу упростили, сделав более удобной: широкий мундир, штаны, высокие сапоги, каска с продольным гребнем. Правда, все эти изменения касались пехоты. Кавалерию — элиту армии - изменения почти не затронули, она выглядела по-прежнему вычурно.
Важным изменением, произошедшим при Екатерине Великой, стало закрепление за каждым полком погон. А чтобы можно было различить солдат и офицеров, погоны плели по-разному.
Военная униформа в XIX столетии
Когда к власти пришёл Павел I, в армии началась масштабная модернизация. Являясь поклонником Пруссии, российский император распорядился внедрить форму немецкого образца. А прусские мундиры отличались неудобством — они были очень узкими. К тому же в обиход были возвращены парики с буклями и длинной косой. Поскольку солдатам на причёску требовалось много времени, в войсках появились специальные парикмахеры.
Реформу Павла I солдаты встретили недовольством. Поддержал их и Александр Суворов: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак». Однако на решение государя это не повлияло. За соблюдением формы обмундирования пристально следили. За нарушение сурово наказывали — вплоть до ссылки в Сибирь и лишения состояния.
При этом у преобразования военной формы были и свои плюсы. Например, появление шинели, которая пришла на смену плаща-епанчи. И это нововведение хорошо проявило себя во время Швейцарского похода 1799 года. Также во время правления Павла I появились гусары — новый вид кавалерии. Их обмундирование практически не отличалось от прусских.
А в 1804 году появился кивер — цилиндр без полей. Он быстро стал главным головным убором не только пехоты, но и кавалерии. Изначально кивер изготавливали из чёрного сукна. Внутри использовали картон, снаружи — кожу и украшали гербом Российской империи. Гренадёры как элитная часть пехоты получили ещё султан из конского волоса.
При Александре I офицерские погоны заменили на эполеты — наплечные знаки различия военных чинов и воинских званий.
Вообще во время царствования Александра Павловича военная униформа пехоты и кавалерии постепенно начала двигаться в сторону упрощения и удобства. Но кардинально ситуация всё же не изменилась. Одежда солдат по-прежнему оставалась похожей на европейскую. И если при Павле упор делался на прусские исходники, то при Александре — на французские.
Когда на трон взошёл Николай I, ничего не изменилось. Мундиры и шинели по-прежнему оставались узкими и неудобными, а воротнички мундиров — высокими. Зато «подрос» кивер. Его высота часто превышала 23 сантиметра (свыше 5,5 вершков).
Постепенное упрощение обмундирования началось позже, ближе к середине XIX столетия. Появился новый вариант пикельхельма — остроконечного кожаного шлема, к созданию которого приложил руку лично государь Николай Павлович. И в 1844 году пикельхельмы заменили киверы, которые остались только в гусарских и конно-гренадёрских полках. В 1860-х годах, уже при Александре II, появилась гимнастёрка. Изначально это была рубаха для занятия гимнастикой, из-за чего и получила такое название. Вскоре гимнастёрки с пристёгнутыми мундирными погонами стали носить как отдельный элемент военной формы.
Нововведения Александра III и Николая II
Александр III, чьё правление началось в 1881 году, стал первым государем за большое количество лет, который пересмотрел подход к униформе. Он ликвидировал петровскую традицию военной одежды с оглядкой на Европу. Александр Александрович распорядился ввести обмундирование, взяв за основу русский национальный костюм.
И солдаты получили меховую шапку, мундир в стиле народного кафтана, широкие шаровары. Предполагалось, что реформа должна была сэкономить государственные деньги и сделать одежду военных комфортной. Однако затея не увенчалась успехом. Новая униформа оказалась слишком простой и серой. Удобство тоже вызывало вопросы… В итоге солдаты и офицеры, чтобы покрасоваться, всё равно ходили в мундирах старого образца, поскольку новые воспринимали как «крестьянский кафтан».
В начале правления Николая II изменений в униформе не происходило. Солдаты сражались в ней на Русско-японской войне 1904-1905 годов. Николай Александрович, как и его отец, считал, что одежда должна быть в народном стиле. Однако спустя несколько лет государь всё же прислушался к мнению военных. Появилась яркая и нарядная парадная форма. Есть версия, что император пошёл на такой шаг, чтобы напомнить о прежних успехах русской армии, которые были омрачены победой Японии.
Вскоре после появления парадного мундира, возродился и кивер. Его сделали похожим на тот, что носили во время войны с Наполеоном. Новый кивер был поменьше, но более изящный и дорогой. К тому же головные уборы офицеров украшали султаны, остальным пришлось довольствоваться помпонами.
Что же касается походной формы, она была максимально скромной: штаны, гимнастёрка и фуражка. Когда же началась Первая мировая война, у русских солдат в ходу были кители произвольных образцов с воротничками особой конструкции.
К 1917 году в армии начался хаос. Солдаты воевали в разных кителях, фактически не соблюдая устав. Относительный порядок сохранялся лишь на флоте.
***
А потом на смену русской армии пришла армия Красная. И её униформа заметно отличалась. В первую очередь из-за легендарной будёновки — зимнего головного убора красноармейцев и шинели с поперечными клапанами-«разговорами».
По поводу появления будёновки, которую сначала называли богатыркой, а после –фрунзенкой, много споров. По одной версии, головной убор в стиле шлема русских богатырей разработал художник Виктор Васнецов по заказу Николая II. Предполагалось, что «богатырки» станут частью парадной формы русской армии во время торжественных маршей в Берлине и Константинополе после победы в Первой мировой войне. Большевики обнаружили униформу на складах, заменили двуглавого орла на звезду и выдали за своё творение.
Другая версия гласит, что легендарный шлем появился в 1918 году под контролем Льва Троцкого и никакого отношения к дореволюционной России не имеет. Сначала головной убор попал в воинскую часть под командованием Михаила Фрунзе. Так появилось название «фрунзенка». И только потом новыми шлемами обзавелись солдаты Семёна Будённого. Будёновка прижилась и ушла в народ. И на долгие годы стала едва ли не главным символом Красной армии. Впрочем, разговор о символах — уже иная тема.
Обложка: wikipedia.org
Новое
Видео
Николай I. «Палкин» или последний рыцарь на троне?
Николай I. «Палкин» или последний рыцарь на троне?
13 февраля 1945 год Освобождение Будапешта
13 февраля 1945 года советские войска освободили Будапешт. Венгрия начинала войну как союзница Германии, но к тому времени сама была оккупирована немцами. Советский солдат принес венграм свободу.
Внутренняя политика Николая I 1825-1855 гг.
Внутренняя политика Николая I 1825-1855 гг.