Удмурты: сплочённые Россией. Часть 3: Опыт национального строительства

11/22/2016

…Часть 1. Завсегдатаи Среднего Урала

…Часть 2. Из языческой эпохи в индустриальную



Первая половина ХХ века принесла много страданий и бед в Удмуртский край. Преодолев их, удмурты впервые получили возможность создать свою автономию, что способствовало росту национального самосознания и вдохнуло новые импульсы в развитие языка и культуры.

Оборонно-промышленный центр

К началу ХХ столетия историческая Удмуртия представляла собой территорию с преобладающей государственной собственностью в промышленном секторе экономики. Большинство населения проживало в сельской местности и принадлежало к бывшим государственным крестьянам.

Ижевский оружейный и сталелитейный завод, Воткинский паровозо- и судостроительные казенные заводы, частные ижевские оружейные и кожевенные фабрики и другие предприятия сделали регион известным на всю империю.

Рабочие этих и других заводов считались сельскими обывателями. Их повседневная жизнь определялась на основе общинных норм и традиций. Тем не менее, это были, в основной своей массе, квалифицированные пролетарии, которые тяготели к независимой позиции по ключевым вопросам развития страны. В дореволюционный период политические интересы рабочих Удмуртии наиболее адекватно выражала неонародническая идеология.

Значение Вятского края для страны резко возросло в Первую мировую войну (1914-1918). Удмуртия выступила одним из основных производителей боеприпасов для российской армии. В 1916 году на ижевском заводе изготовлялось до 2 200 винтовок в день. За 3,5 года войны завод увеличил выпуск винтовок до 4,6 раз. В итоге почти половина (48 %) всего стрелкового оружия России в мировую войну изготавливалась в Вятском крае.

Количество государственных заказов в военный период выросло, что незамедлительно сказалась на численности рабочих. Если, например, на Ижевском заводе в 1912 году работало менее 10 тыс. человек, то в 1916-м там уже трудилось 42 тыс. человек. Население Ижевска выросло в четыре раза, а Воткинска в два раза.

Кстати, по количеству мобилизованных в годы Первой мировой Вятская губерния также находилась в числе лидеров: на фронте сражалось свыше 90 тыс. ее уроженцев. Среди них было немало удмуртов.

Война, революция и снова война

Февральская революция 1917 г. и отречение Николая II от престола были встречены в Удмуртии нейтрально-позитивно. Население было утомлено войной, тяготами и лишениями. Особенно остро это ощущалось на селе. Положение удмуртского крестьянства планомерно ухудшалось в военные годы. В 1915 году государство начало проводить насильственные реквизиции зерна и скота.

После прихода к власти большевиков в Удмуртии начинается процесс установления рабочей власти. В основном он шёл мирно, однако периодически сопровождался вспышками анархии и насилия.

С ноября 1917 по май 1918 года Удмуртия медленно, но верно втягивалась в пучину Гражданской войны. Антисоветский мятеж в Ижевске и Воткинске 1918 года, разрушительное наступление Колчака, а также другие катаклизмы крайне негативно сказались на экономике региона. Так, например, колчаковцы сожгли практически весь камский флот. Резко уменьшилось число зажиточных хозяйств на селе, остановились многие производства, резко выросла безработица. К примеру, на Ижевском заводе осталось 31,2 % довоенной численности рабочих. Заводы практически полностью лишились инженеров и техников.

Огромный военный и экономический потенциал Удмуртии определил ожесточённый характер борьбы белых и красных на её территории. Преодолеть разрушающую инерцию последствий Гражданской войны Удмуртия смогла только к концу 1920-х годов.

На пути к автономии

С начала ХХ века заметное развитие получило национальное движение. Ещё до революции царское правительство, заинтересованное в пропаганде своих идей, разрешило издание газет на языках нерусских народов. С января 1915 года такая газета под названием «Вести с войны» начала выходить и на удмуртском языке.

С февраля 1917 по июнь 1918 года инициатива в национальном самоопределении принадлежала удмуртской интеллигенции, идеологически близкой к эсерам. В 1917 году в Казани было организовано Национальное общество удмуртов, первоначально функционировавшее как одна из секций Общества малых народностей Поволжья. В 1918-м удмуртская интеллигенция начинает пропагандировать идею создания областной федеративной республики.

Как результат, 26 июня 1918 года состоялся Первый всероссийский съезд удмуртов в Елабуге. На него приехали 78 делегатов из девяти уездов Вятской, Казанской, Уфимской и Пермской губерний. География делегатов отражает ареал расселения удмуртов в этот период. На съезде делегаты отказались от обсуждавшейся тогда идеи вхождения исторической Удмуртии в Татаро-Башкирскую (ещё один нереализованный проект) республику и выступили в пользу образования Прикамской губернии. Эта идея также не была реализована.

Кстати, среди руководителей местного отделения партии этнических удмуртов было не так много. Поэтому продвигать идею национальной автономии было нелегко. Для того чтобы осуществить этот замысел, нужны были квалифицированные кадры. В эти годы шла кропотливая работа по созданию автономии: собирание и обучение кадров, налаживание системы агитационно-пропагандистской работы на удмуртском языке.

Удмуртские руководители, замышляя национальную автономию, планировали, что она объединит четыре уезда Вятской губернии (Глазовский, Елабужский, Малмыжский и Сарапульский), а также части Бирского (Уфимская губерния) и Осинского уездов (Пермская губерния). Однако эти планы были несколько откорректированы в спорах с соседними автономиями и областями. В результате около 100 тыс. удмуртов, обитающих компактно на сопредельных территориях остались вне национальной автономии.

Как бы то ни было, 4 ноября 1920 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли декрет об образовании Вотской автономной области (за подписями М.И. Калинина и В.И. Ленина).

Декретом ВЦИК от 5 января 1921 г. был определён территориально-административный состав новой Вотской автономной области: 27 волостей вошли в Глазовский уезд, 18 – в Сарапульский, 14 –в Елабужский, 12 – в Малмыжский.

 Официально было объявлено, что цель создания Вотской автономной области «..состоит в том, чтобы вовлечь широкие отсталые слои вотского народа в общественно-политическую жизнь… В пределах нашей области находится крупный пролетарский центр Ижевск, который должен будет нам помочь в нашей работе по воспитанию удмуртского народа».

Год спустя редактор газеты «Ижевская правда» П. Крутов в статье к «Вотскому национальному празднику» писал: «В великой семье Советских республик и областей вотяки должны занять подобающее им место…теперь они обязаны создать свою культуру… чтобы ни одна сторона этой жизни не осталась без их участия».

Создание национальной автономии удмуртов проходило в многонациональном крае, в котором сами удмурты отнюдь не преобладали. Несмотря на некоторые трения с большевиками-интернационалистами, национальной удмуртской интеллигенции удалось сохраниться и проявить себя в новой автономии, которая сыграла определяющую роль в культурном развитии этноса.

Национальное строительство 2.0: от Вотской области к Удмуртской автономии

С середины 1920-х гг. неоднократно ставился вопрос о преобразовании автономной области в республику с расчетом на повышение правового статуса и большей экономической самостоятельности. Пробелы в развитии национальной культуры и образования действительно были. Так, в 1929 г. грамотность в Удмуртии составляла 33 % (в стране в целом 38 %).

В 1932 г. после неоднократных ходатайств область была переименована в Удмуртскую АССР. Постановлением президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 г. из Горьковского (Нижегородского) края выделился Кировский край в составе Удмуртской АССР и 39 прочих районов, и поныне составляющих Кировскую область. В качестве автономной советской социалистической республики (именно так расшифровывается уже подзабытая аббревиатура АССР) Удмуртия продолжала входить в состав Кировского края до декабря 1936 г., когда новой Конституцией СССР он был упразднён. После этого Удмуртская АССР непосредственно вошла в РСФСР. Высшим органом власти стал съезд советов УАССР (1935-1937).

К этому времени Удмуртия не только восстановила свой промышленный и аграрный потенциал, но и преумножила его. Модернизация, индустриализация и коллективизация укрепили экономический базис республики, которой суждено было сыграть важнейшую роль в Великой Отечественной войне и послевоенном развитии страны.  

Литература

  1. Владыкин В.Е. Удмурты. Историко-этнографический очерк. Ижевск, 2008.
  2. История Удмуртии (ХХ в.). Ижевск, 2005.