Удмурты: сплочённые Россией. Часть 1: Завсегдатаи Среднего Урала

11/10/2016

Сформировавшись как этнос на Среднем Урале, удмурты успели побывать в составе Золотой Орды, Волжской Булгарии и Казанского ханства. Но только вхождение в состав Русского государства открыло перед ними возможности национальной консолидации. Александр Радищев, характеризуя удмуртов в середине XVIII веке, писал в «Дневнике путешествия из Сибири»: они «почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».

Уральские автохтоны

Удмурты – это не пришлое, а автохтонное, финно-угорское, оседлое население. Как этнос с собственным самосознанием, традициями и менталитетом, они сложились на территории Среднего Урала. Археологи связывают предков удмуртов с известной каждому студенту исторического факультета ананьинской культурой (I тыс. до н.э.). Дальше линия этногенеза проходит через пьяноборскую, поломскую, азелинскую к чепецкой культуре. Формирование этноса проходило в бассейне рек Вятка и Чепцы.

Первым письменным упоминанием об удмуртах считается свидетельство арабского путешественника и миссионера Абу-Хамида-ал-Гарнати, который побывал в Поволжье в первой половине XII века. В своих записях он сообщает, что рядом с булгарами есть область Арв, жители которой платят им дань/поземельный налог.

В русских летописях удмурты фигурируют впервые в контексте событий конца XV столетия. Иван III (1462 – 1505) в 1489 г. покорил Вятку, и к «роте» (присяге на верность) были приведены не только православные, но и удмурты, в соответствии с установившимся для языческого населения обычаем. Удмурты как нация неразрывно связаны со Средним Уралом.

Удмурты, а не вотяки

С тех пор и вплоть до ХХ века в русских источниках удмурты именуются «вотяками». Вотяками в Новое время обозначались в Российской империи инородцы финно-угорского происхождения, в том числе и удмурты. Это имя скоро обросло негативным ассоциативным рядом и зачастую употреблялось как синоним доверчивости, простоты, глупости и даже некультурности. Его употребление применительно к оригинальному и самобытному народу советские этнографы посчитали нежелательным. Татары же до недавнего времени в дореволюционный период называли удмуртов «ар».

И только этнографы ХХ столетия со свойственной советской науке обстоятельностью докопались до первооснов и вернули удмуртам исконного этнонима. В 1932 году Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую автономную область.

Что же касается оригинального этнонима «удмурт» то, среди всех версий о его происхождении заслуживает внимание, пожалуй, только одна. Согласно мнению Владимира Напольских и Сергея Белых, древнеудм. *odг-mort представляет собой целиком заимствование из какого-то иранского языка, означающее «человек окраины», «житель пограничья». Кстати, схожие композиты есть и в мордовских и марийских языках.

Средневековая борьба за выживание

На протяжении всей средневековой истории удмурты были вынуждены находить общий язык с разными силами. Сначала это была Золотая Орда и Волжская Булгария, а затем Русское государство и Казанское ханство. Не идя на прямой конфликт, удмурты научились лавировать между интересами евразийских гегемонов и сохраняли относительную свободу на протяжении всего Средневековья.

Предки удмуртов с конца I тысячелетия до н.э. находились под властью Волжской Булгарии. На рубеже Х–XI веков у удмуртов уже сложилась своеобразная иерархия. Знатными считались во главе с верховным вождем эксеем, далее следовали старейшины родов, а затем сотные князья.

В конце XII столетия на северо-востоке европейской части современной России появляется новое государственное образование – Вятская земля. Эта вечевая республика, скорее всего, была основана новгородцами, а удмурты частично входили в её состав. Остальная же часть удмуртов, активно взаимодействовала с Вятской землёй. Известно, что удмуртская знать имела своё влияние на вече в этой средневековой республике. Кстати, позднее удмуртская элита (татары их называли арские князья) имели определенное влияние на внутреннюю политику в Казанском ханстве.

В конце XIII – начале XIV века (несколько позже, чем древнерусские княжества) удмурты стали данниками Золотой Орды. Вначале ордынцы не особо интересовались населявшими лесистую местность Северного Закамья удмуртами, но позднее достаточно легко поставили их в зависимость.

После распада Золотой Орды удмурты были разделены между Вятской землёй и Казанским ханством. Именно под влиянием Казанского ханства была создана Арская даруга – административно-податная единица, управляющаяся удмуртскими князьями. А в Вятской земле, в Карино (15-20 км от устья реки Чепцы) в конце XIV столетия обосновались каринские мурзы, распространявшие свое влияние на часть удмуртского населения.

Примерно в это же время происходит тюркизация части удмуртской знати, тогда как остальное население во многом развивается в собственном лоне при минимальном влиянии прочих этнических компонентов. Всё это время удмурты продолжали платить ясак, а также выполнять многочисленные повинности тюркским соседям. Неудивительно, что в этот период ни территориально, ни административно удмурты не представляли собой единого целого. Фактически, северные удмурты входили в состав Вятской земли, а южные – в состав Казанского ханства.

Приволжская геополитическая ситуация того времени не способствовала укреплению национального самосознания, но формировала различия внутри этноса.

От хаоса к порядку и развитию

В 1489 году московское княжество присоединило Вятскую землю и создало плацдарм для покорения всего Поволжья. Именно тогда часть удмуртов, как уже отмечалось, приняла московское подданство.

До окончательного вхождения удмуртов в состав российского государства оставалось еще далеко. В XVI веке территория исторической Удмуртии многократно была ареной борьбы Казанского ханства и Московского царства. Уже после завоевания присоединения Казани на территории Удмуртии неоднократно вспыхивали восстания (1552-1557, 1582-1584), которые вели к людским потерям и хозяйственной разрухе.

После 1552 года аффилированная с Казанским ханством удмуртская знать мигрировала в лестные массивы Предкамья. Тем не менее, удмурты быстро, уже в 1558-м, откликнулась на призывы Москвы принять российское подданство. Перед удмуртами раскрылись широкие возможности для социально-экономического развития. Феодальная система хозяйствования и кратно возрастающие возможности для торговли позитивно сказались как на демографических, так и прочих социально-экономических показателях развития этноса.

Естественно, такой резкий переход от патриархального строя к развитому государству не мог не быть болезненным. Были и восстания, и попытки насильственной христианизации, но в целом уже применительно к середине ХVII века можно смело утверждать: удмурты стали частью российской государственности.

Вхождение удмуртов в состав российского государства не было простым, но открыло перед ними значительные горизонты.

Литература

  1. Владыкин В.Е. Удмурты. Историко-этнографический очерк. Ижевск, 2008.
  2. Государственность Удмуртии и ее реализация: проблемы, реалии (к 90-летию государственности Удмуртии).
  3. История Удмуртии (конец XV – начало ХХ в.). Ижевск, 2004.