En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Учреждение Московской консерватории

15.12.2015

Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц, капельмейстер Большого театра. Но идея не нашла поддержки — лишь в 1830 году ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса[1] и композиции».

ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Первым директором Московской консерватории стал руководитель Московского отделения РМО Николай Рубинштейн. То были первые консерватории в России. Ныне в СССР их насчитывается 25.

В 1859 году было основано Русское музыкальное общество с отделениями сначала в Петербурге, а вскоре после того и в Москве. Главной своей задачей общество объявило «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Учрежденное в 1860 году Московское отделение Русского музыкального общества (РМО) с самого начала обладало автономией и действовало независимо от Петербургского. Возглавил его 25-летний пианист и дирижер Николай Рубинштейн, душа московской музыкальной жизни, пламенный ее энтузиаст и талантливый организатор. Помимо устройства периодических концертов РМО поставило своей целью организацию в обеих столицах музыкальных школ – консерваторий. В 1862 году открылась Петербургская консерватория, а в 1866 году на базе существовавших с 1860 года частных музыкальных классов – Московская.

Кстати, откуда само слово «консерватория»? Оно родилось в Италии, где еще в XVI веке так назывались городские приюты, в которых содержались и воспитывались сироты и беспризорные дети. Здесь детей обучали разным ремеслам, а начиная с XVII века чаще всего готовили из них профессиональных музыкантов. Постепенно консерваториями в Италии, а затем и в других европейских странах стали называть музыкальные училища. Глагол «консерваре» означает сохранять, оберегать, от того же корня не только «консерватория» – убежище, приют, но и «консерватор» – сторонник сохранения старого, отжившего. Родство обоих слов весьма отдаленное, но в свое время оно сыграло с Московской консерваторией злую шутку. Но об этом позднее.

1 сентября 1866 года состоялось торжественное открытие Московской консерватории. Собственного помещения не было – Н. Рубинштейн арендовал дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке. Дом этот, примыкавший к левой стороне нынешнего кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади, простоял до июля 1941 года, когда был полностью разрушен фашистской бомбой.

2 сентября 1866 года начались регулярные занятия. В числе преподавателей помимо Н. Г. Рубинштейна был специально приглашенный из Петербурга выпускник тамошней консерватории 26-летний П. И. Чайковский; он вел теоретические предметы. Теорию музыки преподавал, кроме того, Н. Д. Кашкин. Фортепианному искусству обучал Иосиф Венявский, брат знаменитого скрипача; класс скрипки вели выдающийся чешский виртуоз Фердинанд Лауб и композитор Людвиг Минкус, написавший вскоре популярную до сих пор музыку к балету «Дон-Кихот»; пению учила известная певица Большого театра А. Д. Александрова-Кочетова и т. д. С первых же дней Н. Г. Рубинштейн сумел привлечь к преподаванию лучших отечественных и зарубежных музыкантов, и этот высокий уровень обучения за всю историю консерватории никогда не снижался.

Обучение было платным – сто рублей в год. Контингент учеников составляли в основном выходцы из разночинных кругов, молодые люди обоих полов. Срок обучения первоначально составлял для вокалистов пять, для инструменталистов шесть лет.

В 1871 году владелица дома потребовала увеличения арендной платы почти вдвое. Средств не хватало, к тому же помещение из-за наплыва учеников становилось тесным. Пришлось снять новое, более вместительное здание. Его адрес – Большая Никитская улица, 13. […] Итак, на нынешнем месте консерватория расположилась уже с осени 1871 года.

Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского // Русское музыкальное общество http://www.rms.e-stile.ru/about_2_2/#show2_2

ДОМ БАРОНЕССЫ ЧЕРКАСОВОЙ

В основании знаменитого «Соловьиного дома» (Никитский бульвар, д.6, угол Воздвиженки), снесенного в 1997 году, были сводчатые палаты ХVIII века, декорированные в стиле нарышкинского барокко. В ХIХ веке, капитально перестроенный, этот дом стал известен всей артистической Москве. Здесь располагались репетиционные комнаты Большого и Малого театров; в нем бывали Пушкин, Грибоедов, Гончаров, Крылов, Вяземский, С.Т.Аксаков, Погодин; играл Щепкин, квартировал Ференц Лист, писал музыку Варламов. В 1990-х в нем планировали разместить гостиницу, но затем неожиданно (накануне 850-летия Москвы) снесли. Сейчас на месте дома – платная автомобильная стоянка.

Сразу за «Соловьиным домом» – купола церкви Бориса и Глеба, построенной Карлом Бланком в 1764–1768 гг. на месте старой церкви XVI в. Этот храм композиционно «держал» всю Арбатскую площадь. Был одним из лучших образцов барокко в Москве. Снесли его в 1930 году под предлогом расширения улицы. […] Несколько лет назад вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак – каменный часовенный столб. Левее по диагонали, на противоположной стороне Воздвиженки – дом баронессы Черкасовой. Тоже по-своему примечательное, и тоже ныне не существующее здание. В нем 1 сентября 1866 года состоялось торжественное открытие Московской консерватории. (Собственного помещения не было, и Н. Рубинштейн арендовал этот роскошный особняк вплоть до 1871 г.). Дом этот, примыкавший к левой стороне нынешнего кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади, простоял до июля 1941 года, когда был полностью разрушен немецкой бомбой. Той же бомбой был уничтожен и близлежащий Арбатский рынок, на месте которого в 70-е построили здание Министерства обороны.

http://moya-moskva.livejournal.com/760750.html

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО РУССКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

Императорское русское музыкальное общество (ИРМО) находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна, великий князь Константин Николаевич, великий князь Константин Константинович и др.). Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители.

Во главе отделения стоял совет директоров; наиболее видную роль играли директора В.А. Абрикосов, Н.В. Алексеев и С.Н. Третьяков – с их помощью, в частности, было куплено здание, где ныне размещается Московская консерватория (в 1890-х гг. произведены генеральная перестройка и сооружение Большого зала), а также В.Н. Мамонтов, К.В. Рукавишников. В совет входили также директора Московской консерватории, П.И. Чайковский, П.И. Юргенсон (московский комиссионер ИРМО) и др.

Идея развития концертного исполнительства и придания ему более широкого общественного значения стала в ХIХ в. волновать и владельцев российских аристократических музыкальных салонов. В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840г. сформировалось "Симфоническое музыкальное общество". В доме князя А.Ф. Львова (автора гимна "Боже, царя храни") впервые было организовано "Концертное общество".

В салоне Великой княгини Елены Павловны (1806–1873) – супруги, а с 1849 г. вдовы Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I – возникла идея создания музыкального общества всероссийского масштаба. В результате в период общественного подъема конца 1850-х – начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, композитора пианиста А.Г. Рубинштейна и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

Сначала оно было названо "Русское музыкальное общество" (РМО) и первые 10 лет, с 1859 по 1869 гг., функционировало под этим наименованием. За этот период были открыты Петербургская и Московская консерватории как первый весомый результат работы РМО. Великая княгиня Елена Павловна (урожденная принцесса Вюртембергская) способствовала привнесению в Россию традиций немецких музыкально-общественных и образовательных структур. Она любила, хорошо знала и поощряла развитие классического музыкального искусства на своей новой родине. В ее салоне в зале Михайловского дворца (ныне здание Русского музея), постоянно проходили концерты камерной музыки. Для симфонических концертов был избран зал Благородного собрания (ныне это здание Петербургской филармонии). Занятия студентов нового учебного заведения – консерватории – некоторое время проводились в боковом флигеле Михайловского дворца.

На официальном открытии Санкт-Петербургской консерватории 8 сентября 1862г. А.Рубинштейн, первый директор первого музыкального вуза России, сказал: "Три года тому назад в Санкт-Петербурге осуществилось Русское музыкальное общество под покровительством государыни Великой княгини Елены Павловны; главная цель этого общества была развитие музыкального искусства в России … Учреждение консерватории, которая предоставила бы права личного почетного гражданства и свободного художника лицам, желающим посвятить себя исключительно музыке, было постоянною заботой дирекции общества … Предоставлением этих прав мы значительно обязаны ходатайству нашей высокой покровительнице, которая оказала нам содействие и во многих других случаях".

Необходимость в серьезных денежных затратах, связанных с расширением общества, требовала более значительной материальной поддержки нежели та, которую могла оказывать Великая княгиня и отдельные меценаты. В 1869 г. вся императорская фамилия взяла на себя покровительство над Обществом, выделив на его содержание ежегодную правительственную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало называться "Императорское Русское Музыкальное Общество".

Первая попечительница руководила делами общества до своей кончины (1873). За это время отделения ИРМО были открыты в Москве (1860), Киеве (1861), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873).

Обложка: Московский симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова на сцене Большого зала Московской консерватории. 12 декабря 2007 года. Автор Macs24.

Источник: https://ru.m.wikipedia.org

28886

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Переход через перевал Сен-Готард. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте