En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

05.10.2021

5 октября празднуется День учителя

Школьным предметом в нашей стране история стала довольно поздно: лишь в конце XVIII века ее включили в программу гимназий. Пользу этой науки для учеников видели в тренировке памяти и разума. «Собрание нравственных опытов человеческого рода», «практическое училище мудрости и добродетели» – такие характеристики давали истории уже в девятнадцатом столетии. На деле оказалось, что преподавать историю непросто: механическая зубрежка пугала школяров и не давала возможности рассуждать и делать самостоятельные выводы. Составителям учебных пособий пришлось серьезно задуматься над тем, как заинтересовать учеников и привить им интерес к одной из важнейших дисциплин.  

От всеобщей – к отечественной

В 1718 году по приказу Петра I было переиздано «Введение в европейскую историю» Самуила Пуфендорфа. России в этом учебнике посвящалась всего одна глава, тем не менее именно с нее и началась история преподавания этой дисциплины в нашей стране. На протяжении десятков лет куда больше внимания уделялось истории всеобщей. В 1815 году гимназисты должны были на экзамене рассказать об истории Древнего мира и Средневековья, знать основные факты, даты и события (к примеру, крестовые походы, открытие Америки, Реформацию и ее последствия). Учащимся того времени, откровенно говоря, не позавидуешь: их учебники сильно отличались от современных. Гимназисты вынуждены были штудировать многотомники без единой иллюстрации, карты или таблицы.

Самуэль фон Пуфендорф – автор «Введения в европейскую историю»

Единственным справочным материалом порой выступали генеалогические схемы европейских монарших домов. Правда, как и в пособиях нынешних, чтение несколько упрощали выделенные жирным шрифтом термины и даты, вынесенные в отдельные столбцы. Заучиванию последних уделялось особое внимание: преподаватели небезосновательно считали, что без знания хронологии невозможно усвоить весь материал. Учебники переводили с иностранных языков, чаще всего – с немецкого. Довольно скоро назрела необходимость более подробно рассказывать гимназистам об отечественной истории. В первой четверти XIX века преподаватель петербургской гимназии Евгений Константинов составил «Обозрение российской истории». Данный учебник состоял из трехсот страниц и охватывал периоды от Древней Руси до завершения царствования Екатерины Великой.

Грызем гранит науки…

В годы правления Николая I преподавание истории в учебных заведениях России стало делом государственной важности. Авторы пособий придерживались концепции Николая Карамзина, автора «Истории Государства Российского», а также министра народного просвещения графа Уварова, сформулировавшего триаду «православие, самодержавие, народность». Итогом адаптации этих концепций к гимназической программе станет выход в 1839 году книги «Начертание русской истории для средних учебных заведений». Следуя заветам Карамзина, полагавшего, что исход большинства событий определили «деяния и судьбы людей», а также решения государей и полководцев, учителя предлагали гимназистам задуматься о роли личности в истории.

Историк Н.М. Карамзин

История представлялась гимназистам (как, впрочем, и сегодняшним школьникам) одной из самых захватывающих, но крайне сложных дисциплин. В помощь детям отставной военный и ученый Антон Язвинский придумал наглядные таблицы с именами правителей и важными датами. Он активно рекламировал свое изобретение, поначалу давшее прекрасные результаты. К 1840-м годам таблицы Язвинского появились во всех гимназиях Петербурга. Однако триумф ученого не продлился долго: критики новой методы утверждали, что после проверки знаний ученики быстро забывают все, что выучили, не могут выявить причинно-следственные связи тех или иных явлений, мыслят поверхностно и сами зачастую не понимают того, о чем говорят. От таблиц Язвинского было решено отказаться. Правда, иногда их продолжали использовать в начальных классах.  Не менее оригинальный способ заучивания исторического материала предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберта. Он просил своих учеников рифмовать факты истории и повторять их нараспев.

Учебное пособие Антона Язвинского

В пореформенные годы к дискуссии о преподавании истории подключились общественные деятели. Критики Белинский и Добролюбов, писатель Чернышевский задавались вопросами: стоит ли объяснять ученику связь истории с современностью, как от сухих фактов перейти к логическим выводам, преподавать ли историю России как единый процесс или обратиться к истории отдельных народов, населяющих нашу страну?

Иллюстрации из учебника «История России с картинками»

Историк С.М. Соловьев в 1859 году издает «Учебную книгу русской истории» – объемное пособие на полсотни страниц. Несмотря на то, что учебник был составлен грамотно и блестяще показывал тесную связь отечественной истории со всеобщей, читать его оказалось нелегко. Гимназисты вновь столкнулись с извечной проблемой той поры: огромный объем информации при полном отсутствии дополнительных материалов в виде карт или картинок. Согласитесь, трудно разобраться в особенностях портретной живописи XVIII века, не увидев ее примеров. Еще труднее – понять, не имея перед глазами схемы боевых действий, как русская армия одержала победу над шведами под Полтавой. Удивительно, но зачастую учебники для низкопрофильных учебных заведений (например, народных училищ) в чем-то оказывались более удачными. Так, «История России с картинками» Моисея Острогорского выдержала 33 издания и пользовалась большой популярностью.

«Краткие очерки русской истории» Дмитрия Иловайского

В 1860-х годах была высказана идея о том, что учащийся должен сам добывать необходимый материал, не надеясь, что наставник преподнесет его на «блюдечке с голубой каемочкой». Против выступил автор «Кратких очерков русской истории» Д.И. Иловайский (это учебное пособие стало самым массовым в дореволюционной России), он оставался приверженцем так называемого репетиционного метода и запрещал ученикам даже пересказывать параграфы своими словами. Ученик московской гимназии, а в будущем – известный на всю страну поэт Владимир Маяковский, «прославил» автора учебника в своих стихах: «Мутят Иловайских больные вопросы: – Была ли рыжа борода Барбароссы? – Пускай. Не копаюсь в пропыленном вздоре я – любая в Москве мне известна история».

Спорил с Иловайским историк и публицист Михаил Стасюлевич. Он предлагал заменить репетиционный метод «реальным» – то есть вместо учебников давать гимназистам тексты источников. В 1863-1865 годах вышла в свет его трехтомная хрестоматия документов и статей по Средневековью. В книге рассматривались социальные отношения, быт и культура народов. Работа с хрестоматией должна была служить развитию у гимназистов критического мышления и формировать их исследовательские навыки.

Учебная книга Русской истории

В XX столетии значительно изменится отношение к исторической науке вообще и к преподаванию дисциплины «История» в частности. Советские школьники будут учиться по единому пособию, а после распада СССР книжные магазины и библиотеки наводнятся массой новых учебников самого разного качества и содержания. Поиски «идеального» учебника по истории, равно как и метода преподавания, продолжаются по сей день.

Теги:
История исторического знанияИстория педагогики и образованияИстория Российской империиГосударственные, политические, социальные институтыИстория повседневности
27682

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте