Трудовой подвиг города Охи. Нефтяная столица Сахалина в годы Великой Отечественной войны
Остров Сахалин относится к числу районов с экстремальными условиями освоения. Оха, самый северный город острова, расположен в его северо-восточной части. Это административный центр городского округа «Охинский» Сахалинской области, основной центр нефтегазодобывающей промышленности на о. Сахалине. История Охи тесно связана с освоением Северного Сахалина и развитием нефтяной промышленности на востоке страны.
Немного предыстории. Первые сведения о сахалинской нефти относятся к 1879 году. С 1889 года в район Охи совершал разведывательные экспедиции предприниматель Г.И. Зотов. В 1910 году нефтепромышленное Товарищество «Наследники Г.И. Зотова и компания» построило у р. Оха буровую вышку и пробурило скважину, получив первую сахалинскую нефть (на территории современного Охинского месторождения). С 1920 по 1925 гг. Северный Сахалин находился под оккупацией Японской империи. В этот период, в 1921 году, возник постоянный населенный пункт – пос. Оха. В районе поселка работали экспедиции, направленные крупным японским нефтяным консорциумом «Хокусинкай» («Полярная звезда»), а в 1923 году начата промышленная добыча нефти.
С установлением в 1925 году на Северном Сахалине советской власти Оха постепенно превратилась в важный промышленный и административный центр. В 1925 году – это центр Восточного района о. Сахалина, затем – Охинского района Сахалинского округа Дальневосточного края (1926–1930), Охинского района Дальневосточного края (1930–1932), Охинского района Сахалинской области (1932–2005). С 2005 года – это центр Охинского городского округа Сахалинской области.
«Обязуюсь сделать все, чтобы повысить добычу нефти…»
Нефтяная Оха, разделив все тяготы войны, внесла свой трудовой вклад во всенародный подвиг.
Еще в середине 1928 года по решению Совета труда и обороны СССР был создан государственный трест общесоюзного значения «Сахалиннефть» для эксплуатации месторождений нефти и газа. Так началось создание советской нефтяной промышленности на восточных рубежах страны. С началом Великой Отечественной войны хозяйственная структура Дальнего Востока перестроилась на военный лад. Добыча и заготовка углеводородного сырья находилась под особым контролем Государственного комитета обороны СССР (ГКО СССР) и приравнивалась к работам по обслуживанию фронта. Промышленный комплекс Сибири и Дальнего Востока требовал большого количества нефти и нефтепродуктов. Кроме того, несмотря на то, что с началом войны Дальний Восток превратился в район глубокого тыла, потенциально существовала угроза нападения на СССР со стороны Японии. Это вынуждало правительство держать на территории Дальневосточного региона советские вооруженные силы. Свои нужды и нужды фронта территория должна была обеспечивать за счет собственных возможностей. Постановлением СНК СССР № 1373-678сс от 14 августа 1942 года на нефтяную промышленность Сахалина была возложена задача – удовлетворить потребности Дальнего Востока и Восточной Сибири в нефтепродуктах.
Сахалинский трест нефтяной промышленности «Сахалиннефть» подчинялся находившемуся в Хабаровске «Дальнефтекомбинату» и представлял очень разветвленное структурное образование. Почти все предприятия треста, а также товаронефтепроводная контора «Дальнефтекомбината» и отделение «Дальнефтеснаба» располагались в Охе.
Население города в 1942 году составляло 24 тыс. чел.
К началу войны на советском Сахалине было установлено свыше 30 нефтяных месторождений по восточному и западному побережьям. В годы войны нефть добывалась только на трех из них и наиболее перспективными являлись «Оха» и «Эхаби», разрабатываемые в Охинском районе.
Основными производственными единицами на промыслах треста «Сахалиннефть» являлись комплексные бригады по добыче нефти. В 1943 году Охинский промысел имел 5 таких бригад. По объемам добываемой на Сахалине нефти лидировали Эхабинский и Охинский промыслы, добывавшие до 96 % нефти (1942 г.). 79 % нефтяных скважин располагались на Охинском промысле.
Добыча нефти производилась в условиях кадрового голода, ограниченной энергетической базы, недостаточности подъемных и транспортных средств. Кадровые вопросы решали на месте через систему подготовки рабочих профессий путем индивидуального, бригадного и курсового обучения с отрывом или без отрыва от производства. Только Охинский нефтяной техникум в 1940–1945 годах подготовил для нефтяной промышленности 114 техников, направленных на нефтяные промыслы. К 1944 году через школы ФЗО в Охе было подготовлено 1118 человек нефтяных квалификаций. С 1941 по 1944 год на производство пришло 2995 женщин, в 1944 году в нефтяной промышленности их насчитывалось 1845.
В начале 1942 года Сахалинский обком ВКП(б) установил для всех нефтепромыслов так называемые «фронтовые задания». С этого времени в тресте развернулось движение за право называться «фронтовой бригадой», выполнявшей планы на 100–200 %. Десятки бригад и шахт перекрывали свои социалистические обязательства, снижали себестоимость добываемой нефти. В 1943 году благодаря выполнению плана Охинским промыслом выполнение трестом «Сахалиннефть» годового задания по добыче поднялось до 94 % и составило 563,7 тыс. т нефти. Это было почти на 36 тыс. т больше, чем в 1942 году. Увеличению показателей способствовала напряженная работа коллектива предприятия – в 1943 году число стахановцев и ударников в тресте превысило тысячу человек. Судя по отчетным данным, в годы войны производительность труда в нефтяной промышленности Сахалина повысилась, удельный вес стахановцев и ударников по тресту «Сахалиннефть» составлял 28–31 % работающих.
Почин Охинской молодежи по проведению социалистического соревнования в честь 25-й годовщины ВЛКСМ привлек к движению свыше 7 тыс. человек. В 1944 году комсомольско-молодежная бригада по добыче нефти Охинского промысла мастера П. П. Скрябина дала стране около 600 т горючего сверх плана, в III квартале 1944 года заняла 3-е место среди бригад нефтяной промышленности СССР. По состоянию на 1 мая 1945 года в области работали 72 комсомольско-молодежные фронтовые бригады; 16 из них – на нефтепромыслах и предприятиях Охи.
Несмотря на тяжелейшую ситуацию в связи с кадровой проблемой (текучесть, недостаточная квалификация работников, прошедших ускоренную подготовку, отток в армию сотен квалифицированных рабочих, слабая работа по организации труда и мн. др.), в 1942 году тресту «Сахалиннефть» удалось решить ряд важнейших производственных проблем и приступить к промышленной добыче газа, сократив расходы нефти на социальные нужды.
Важное хозяйственное значение в годы войны имело завершение строительства нефтепровода Оха – Софийское. Создавалась возможность полной перекачки добываемой на Сахалине нефти к местам переработки в городах Комсомольске и Хабаровске при сокращении на одну треть трассы речного транспорта. Исключалась необходимость использования рейдового транспорта в перевозке нефти с острова на материк через Татарский пролив.
Строительство нефтепровода Оха – Софийское, начатое еще в предвоенные годы, было ускорено в мае 1942 года. 1 ноября 1942 года Правительственная комиссия приняла в промышленную эксплуатацию нефтепровод Оха – село Софийское со всеми его сооружениями, общим протяжением 387,074 км, в том числе по дну пролива Невельского – 8,720 км и среднегодовой пропускной способностью 1500 тыс. т нефти в год. На его строительство ушло 27 месяцев.
После испытаний, с лета 1943 года началась постоянная перекачка «черного золота» с Охинских промыслов на материк, до поселка Софийск, откуда баржами она доставлялась в Комсомольск-на-Амуре. С прокладкой нефтепровода навигационный период был увеличен до 150 суток. И все же при перекачке происходила значительная потеря нефти. На магистральном нефтепроводе Лагури – Софийское с мая по ноябрь 1945 г. произошло 12 аварий, что повлекло потерю 20066 т Эхабинской нефти. В 1944 г. на этом нефтепроводе произошло 30 аварий.
Всего за военные годы на материк по нефтепроводу было перекачано 1612,3 тыс. т нефти.
Чрезвычайные военные условия привели к мобилизации сил работников нефтяной отрасли, что позволило достичь определенного прорыва ее развития – были открыты не только новые нефтеносные горизонты и освоена большая часть нефтеносных площадей (в 1945 году в эксплуатационном фонде треста находилось 974 нефтяных скважин, из которых постоянно работали 630–650), но и создано достаточно развитое для военного времени газовое хозяйство, закончено создание на материке нефтеперерабатывающей базы и транспортной инфраструктуры. В 1942 году был построен первый газопровод из Эхаби в Оху.
За 1941–1945 годы на Сахалине было добыто 3 млн т нефти, в 2 раза больше, чем за три предвоенных года. В 1944 году нефтяные промыслы добились существенного роста абсолютной нефтедобычи: трест «Сахалиннефть» увеличил добычу на 14 %, дав на 70 тыс. т больше нефти, чем в 1943 году. Это удалось в том числе за счет ликвидации японской нефтяной концессии в 1944 году, оборудование которой было пущено в работу. Только в одном 1945 году здесь добывалось нефти в 4 раза больше, чем на уральских промыслах, и почти столько же, сколько добывал Грозненский нефтяной район. Нефть промысла «Эхаби» (Охинский район), который обеспечивал до 75 % добычи нефти объединения, имела самый высокий процент выхода бензина и считалась лучшей в стране. В 1945 году вывоз нефти с сахалинских промыслов увеличился почти на 20 %. Если учесть, что за годы войны в СССР было добыто 110,7 млн т нефти (включая газовый конденсат), в т. ч. 25,6 млн т в РСФСР, то доля сахалинской нефти составила 2,7 % общесоюзной и 11,7 % общероссийской добычи (для сравнения: в 1940 году соответственно 1,6 % и 7,1 %). Это стало стартовой площадкой для последующего поступательного развития отрасли.
«Мы должны помочь Родине…»
Трудящиеся Охи и Охинского района помогали Красной Армии громить врага не только самоотверженным трудом. К середине 1942 года в Фонд обороны страны охинцы перечислили из личных средств и заработков 1,9 млн рублей на строительство танков, звена самолетов-бомбардировщиков «Хабаровский комсомол», звена самолетов им. капитана Гастелло и др.; облигаций на сумму около 5 млн рублей; собрали для Красной Армии и партизан свыше 68 тыс. теплых и других вещей; 927 936 рублей на закупку и отправку подарков на фронт бойцам и командирам.
В период Великой Отечественной войны в СССР выпускались облигации Военных займов. Такие займы финансировали военное производство и одновременно давали возможность гражданам страны осознать свою причастность к военным действиям в целях освобождения от захватчиков. С 1942 по 1945 годы всего было четыре выпуска Государственного военного займа. Все облигации печатались на бумаге с водными знаками. Начиная с 1942 года рабочие и служащие ежегодно подписывались на сумму, равную их месячному заработку, которую должны были выплатить в течение десяти месяцев. За годы войны в государственный бюджет СССР поступило по Государственному военному займу свыше 76 млрд рублей, что имело существенное значение в деле укрепления военной мощи Советского Союза.
С исключительно высоким патриотическим подъёмом в Охинском районе проходили подписки на Государственный военный заём. Первый военный заём в СССР выпускается весной 1942 года. Начиная с 1942 года рабочие и служащие ежегодно подписывались на сумму, равную их месячному заработку, которую должны были выплатить в течение десяти месяцев. Удержания по подписке производились ежемесячно. В итоге удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета в годы войны составил около 10 %.
Так, заем 1942 года был осуществлен в размере более 4 млн рублей, что составило 139,4 % выполнения плана. В 1945 году наибольшую активность в подписке на Четвертый государственный военный заем также проявили трудящиеся Охи (131,6 % к месячному фонду зарплаты). Отдавали свои сбережения бойцы и командиры пожарной охраны города Охи, собравшие 150 тыс. рублей на строительство танков «Охинский пожарный». Только за первую половину 1944 года на строительство эскадрильи «Охинский нефтяник» было собрано 745 тыс. рублей.
За время войны (к октябрю 1944 г.) трудящиеся г. Охи в фонд помощи фронту и Красной Армии собрали 5,5 млн рублей, на 7,2 млн рублей облигаций, 120 тыс. теплых вещей и на 418 тыс. рублей подарков воинам Красной Армии, за что дважды получали благодарность от тов. Сталина. Кроме того, собрали 4,5 тыс. вещей в помощь населению Украины и 400 тыс. рублей и 2 тыс. вещей в фонд помощи семьям военнослужащих своего района.
Север Сахалина в годы Великой Отечественной войны отправил в Красную Армию около 5 тыс. человек, из них свыше 400 охинцев пали смертью храбрых на полях сражений. Сотни удостоены высоких боевых наград.
Награды
Землей трудовых подвигов называют жители Сахалинской области Охинский район.
Трудовые достижения и вклад в Победу охинцев неоднократно были отмечены государственными наградами.
В феврале 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденами и медалями группа работников треста «Сахалиннефть»: Орденом Трудового Красного Знамени – мастер добычи нефти П.Д. Макаров; орденами «Знак Почета» – управляющий трестом И.А. Ручков, плотник вышкостроения Н.Д. Высокобойников, ключник Охинского промысла Н.Ф. Баев; медалями трудовой доблести и отличия – оператор промысла Эхаби С.А. Федосеев, ключник Охинского промысла Н.С. Чулков, бурильщик Зинатулла Матыгулин, механик промысла Эхаби П.В. Иванов, слесарь «Сахэнерго» Г.И. Платунов, мастер подземного ремонта Е.Г. Саржан.
Август 1943 года – постановлением ЦК ВЛКСМ и Наркомнефти по итогам всесоюзного соревнования денежной премией 500 рублей отмечена комсомольско-молодежная бригада мастера Скрябина (Ильдерханов, Брагин, Гильманов и др.)
Сентябрь 1943 года – вручение в Охе орденов и медалей свыше 30 нефтяникам.
26 ноября 1943 года – приказом № 791 Народного комиссариата нефтяной промышленности за самоотверженный труд значком Отличника социалистического соревнования Наркомнефти СССР награждены 10 комсомольцев-нефтяников Сахалина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1944 года передовики-нефтяники Охи награждены медалью «За трудовую доблесть».
Эхабинский нефтепромысел в течение нескольких месяцев удерживал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании нефтяников. В августе–октябре 1944 года за повышение производительности труда трижды получал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. По итогам Всесоюзного соревнования предприятий нефтяной промышленности за работу в ноябре 1944 года переходящее Красное знамя ГКО и премию в сумме 105 тысяч рублей завоевал Охинский нефтепромысел.
Многие работники предприятий и учреждений г. Охи награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»; передовики нефтяной промышленности Сахалина удостоены государственных наград за трудовые заслуги.
Безграничное мужество и терпение
Охинцы, трудившихся в годы войны, обладали безграничным мужеством и терпением. Огромный вклад в достижения сахалинской нефтяной промышленности в годы войны внёс талантливый и энергичный буровой мастер Григорий Трофимович Подшивайлов, пионер освоения сахалинских нефтяных месторождений. Он внедрил скоростной метод бурения скважин, благодаря которому в 1944 г. его бригада впервые на Сахалине добилась проходки 1500 метров на станко-месяц, вместо 600 планируемых. Бригада сдавала скважины из бурения в эксплуатацию досрочно на 6-10 дней. В эти годы Григорий Трофимович был награжден орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак почёта». Ему было присвоено звание «Мастер I класса». А после войны, в 1948 г. Г. Т. Подшивайлову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Татьяна Дмитриевна Рассолова в годы войны работала в женской бригаде подземного ремонта скважин Веры Зраевой. Это была очень тяжелая работа, о которой Татьяна Дмитриевна вспоминала: «У нас была чисто женская бригада, занимающаяся как добычей нефти, так и проведением подземного ремонта скважин. В состав бригады входили ключник, рабочий, тормозчик. У меня был 6-й разряд оператора подземного ремонта. Мы производили подъём труб, насоса, чистили песчаные пробки и вновь производили спуск насоса и труб в скважину, запускали её в действие. Работа была тяжелая, дорог не было, да еще работали 12 через 12. Были на военном положении, почти всю войну прожили в казарме, которая находилась на промысле…».
Работали на промыслах и бригады, состоящие из мальчишек и девчонок, где их наставниками были ребята из училища. Фазетин Ильдерханов был мобилизован на промысел после окончания ФЗО, когда ему едва исполнилось 16 лет. Несмотря на малый рост и тяжесть труда, преодолевая трудности, набирался опыта. Уже после окончания войны Ф. Ильдерханов вспоминал: «Жили мы по законам военного времени: в бараке, прямо на промысле. На казарменном положении. Выходных не знали, да никто и не думал об этом. Часа на два-три отпрашивались проведать семью, и назад. Работали по 12-14 часов в сутки. Чуть забрезжит рассвет – все уже на участке». Бригада мастера по добыче нефти П. П. Скрябина, в которой трудился Фазетин, систематически перевыполняла план по добыче нефти. За хорошую работу бригада неоднократно заносилась на городскую доску почета, в социалистическом соревновании бригад по добыче нефти по Хабаровскому краю заняла первое место и получила денежную премию в сумме 15 тыс. рублей.
Тысячи людей преодолевали нелегкие испытания, приближая Победу своим напряженным трудом. Трудовая слава охинцев увековечена в четырех томах Книги Памяти «Оха – Фронту».
В августе 1978 года за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, город Оха был награжден орденом «Знак Почета».
Указом Президента РФ № 519 от 10 сентября 2021 года городу Охе присвоено почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести».