Татлинская башня: памятник коммунизму, разделивший судьбу Дворца Советов
Советская история знает немало примеров масштабных проектов, которые по той или иной причине не были воплощены в жизнь. Самым известным из них по праву считается Дворец Советов – монументальное здание в центре Москвы, строительство которого началось в 1930-х годах, но так и не было завершено. Однако еще за десять лет до этого, когда в советской архитектуре царил конструктивизм, архитектор и художник Владимир Татлин предложил нечто, поражающее воображение современников. Татлинская башня стала символом смелой мечты, которой, увы, не суждено было сбыться.
«Памятник из железа, стекла и революции»
Владимир Евграфович Татлин оставил богатое творческое наследие. Он занимался живописью, дизайном и архитектурой, создавал эскизы театральных декораций и костюмов. Изобретение, в будущем известное как «Татлинская башня», он назвал «Памятником III Коммунистическому Интернационалу». Татлин мечтал совершить переворот не только в культуре, но и в науке и технике. У конструкции, изобретенной им, на тот момент не существовало аналогов. Несмотря на то, что архитектору удалось создать лишь модель башни, оригинальный замысел получил высокую оценку как его советских коллег, так и зарубежных специалистов. В 1925 году башня Татлина отправилась на международную выставку декоративных искусств во Францию, где была выставлена рядом с бюстом В.И. Ленина в советском павильоне. Работа Владимира Татлина получила золотую медаль, а сам архитектор – мировое признание.
Башню Татлин планировал выполнить из стекла и стали – простых, утилитарных материалов. Собирать модель архитектор начал в 1919 году в мастерской Петроградской Академии художеств. Наблюдать за созданием шедевра можно было «в режиме реального времени». Замысел Владимира Татлина оказался глубоко символичным. Предполагаемая высота башни – 400 метров – одна стотысячная длины экватора. Наклон – 23,5 градуса – как у оси Земли. Части башни должны были постоянно вращаться. Внутри здания Татлин собирался разместить три стеклянных помещения, возведенных по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Их архитектор планировал подвесить внутри металлического каркаса башни. Казалось, едва ли кто-то, кроме самого Татлина, понимает, как можно реализовать столь сложный проект. Динамическая архитектурная форма была в те годы непостижимой новинкой. Нарком просвещения Анатолий Луначарский шутливо называл Татлинскую башню «первым советским памятником без бороды».
Каждое из помещений башни отличалось от другого формой и дизайном. Нижнее (обозначенное в схемах буквой «А») имело форму куба. Оно должно было двигаться вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год. Это помещение Татлин отводил под «цели законодательные». Помещение «В» имело форму пирамиды и полный оборот совершало бы за месяц. Там архитектор, по всей видимости, собирался разместить Исполком Интернационала. Самым «скоростным» было верхнее помещение, выполненное в форме цилиндра. Оно предназначалось под «центры характера уведомительного» – например, телеграф и радио. Помещение «С» должно было вращаться со скоростью одного оборота вокруг собственной оси в день. Радиомачты и свет прожекторов расходились бы от башни вверх подобно лучам.
По стопам одаренного творца
Проект Владимира Татлина, к сожалению, не был реализован. Сначала на него, вероятно, не хватило средств. Затем на смену конструктивизму пришли соцреализм и так называемый «сталинский ампир». Архитектурные представления о прекрасном сильно изменились. Ни одна из оригинальных деталей Татлинской башни до сих пор не обнаружена. Архитектор и сам не знал, куда поместили его творение. Владимир Евграфович лишь предполагал, что макет башни находится в запасниках Третьяковки вместе с другими его работами. Советский художник Элий Белютин однажды побывал у Татлина в гостях и увидел висевший на стене эскиз легендарной башни.
В дальнейшем макет «Памятника III Интернационалу» неоднократно воссоздавали. Художники новых поколений отдавали дань уважения смелому изобретению Владимира Татлина. Поначалу идея о вращении зданий казалась утопией, однако и она со временем была претворена в жизнь. Так, по схожей схеме выстроен ресторан «Седьмое небо» в Останкинской башне, открытый в 1967 году. За 40 минут комплекс совершает оборот на 360 градусов. Труд Владимира Татлина не забыт и спустя сто лет. В 2010 году Союз архитекторов России учредил премию имени Татлина. Лауреатам вручают приз в виде легендарной башни. В наши дни с помощью VR-технологий можно увидеть, как выглядело бы «детище» Владимира Татлина, если бы его установили рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге.