En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Татлинская башня: памятник коммунизму, разделивший судьбу Дворца Советов

01.12.2021

Советская история знает немало примеров масштабных проектов, которые по той или иной причине не были воплощены в жизнь. Самым известным из них по праву считается Дворец Советов – монументальное здание в центре Москвы, строительство которого началось в 1930-х годах, но так и не было завершено. Однако еще за десять лет до этого, когда в советской архитектуре царил конструктивизм, архитектор и художник Владимир Татлин предложил нечто, поражающее воображение современников. Татлинская башня стала символом смелой мечты, которой, увы, не суждено было сбыться.

«Памятник из железа, стекла и революции»

Владимир Евграфович Татлин оставил богатое творческое наследие. Он занимался живописью, дизайном и архитектурой, создавал эскизы театральных декораций и костюмов. Изобретение, в будущем известное как «Татлинская башня», он назвал «Памятником III Коммунистическому Интернационалу». Татлин мечтал совершить переворот не только в культуре, но и в науке и технике. У конструкции, изобретенной им, на тот момент не существовало аналогов. Несмотря на то, что архитектору удалось создать лишь модель башни, оригинальный замысел получил высокую оценку как его советских коллег, так и зарубежных специалистов. В 1925 году башня Татлина отправилась на международную выставку декоративных искусств во Францию, где была выставлена рядом с бюстом В.И. Ленина в советском павильоне. Работа Владимира Татлина получила золотую медаль, а сам архитектор – мировое признание.

Архитектор Владимир Татлин. 1910-е гг

Башню Татлин планировал выполнить из стекла и стали – простых, утилитарных материалов. Собирать модель архитектор начал в 1919 году в мастерской Петроградской Академии художеств. Наблюдать за созданием шедевра можно было «в режиме реального времени». Замысел Владимира Татлина оказался глубоко символичным. Предполагаемая высота башни – 400 метров – одна стотысячная длины экватора. Наклон – 23,5 градуса – как у оси Земли. Части башни должны были постоянно вращаться. Внутри здания Татлин собирался разместить три стеклянных помещения, возведенных по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Их архитектор планировал подвесить внутри металлического каркаса башни. Казалось, едва ли кто-то, кроме самого Татлина, понимает, как можно реализовать столь сложный проект. Динамическая архитектурная форма была в те годы непостижимой новинкой. Нарком просвещения Анатолий Луначарский шутливо называл Татлинскую башню «первым советским памятником без бороды».

Модель Татлинской башни на выставке

Каждое из помещений башни отличалось от другого формой и дизайном. Нижнее (обозначенное в схемах буквой «А») имело форму куба. Оно должно было двигаться вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год. Это помещение Татлин отводил под «цели законодательные». Помещение «В» имело форму пирамиды и полный оборот совершало бы за месяц. Там архитектор, по всей видимости, собирался разместить Исполком Интернационала. Самым «скоростным» было верхнее помещение, выполненное в форме цилиндра. Оно предназначалось под «центры характера уведомительного» – например, телеграф и радио. Помещение «С» должно было вращаться со скоростью одного оборота вокруг собственной оси в день. Радиомачты и свет прожекторов расходились бы от башни вверх подобно лучам.

Подготовка макета

По стопам одаренного творца

Проект Владимира Татлина, к сожалению, не был реализован. Сначала на него, вероятно, не хватило средств. Затем на смену конструктивизму пришли соцреализм и так называемый «сталинский ампир». Архитектурные представления о прекрасном сильно изменились. Ни одна из оригинальных деталей Татлинской башни до сих пор не обнаружена. Архитектор и сам не знал, куда поместили его творение. Владимир Евграфович лишь предполагал, что макет башни находится в запасниках Третьяковки вместе с другими его работами. Советский художник Элий Белютин однажды побывал у Татлина в гостях и увидел висевший на стене эскиз легендарной башни.

Чертеж башни Татлина и корзины-карусели

В дальнейшем макет «Памятника III Интернационалу» неоднократно воссоздавали. Художники новых поколений отдавали дань уважения смелому изобретению Владимира Татлина. Поначалу идея о вращении зданий казалась утопией, однако и она со временем была претворена в жизнь. Так, по схожей схеме выстроен ресторан «Седьмое небо» в Останкинской башне, открытый в 1967 году. За 40 минут комплекс совершает оборот на 360 градусов. Труд Владимира Татлина не забыт и спустя сто лет. В 2010 году Союз архитекторов России учредил премию имени Татлина. Лауреатам вручают приз в виде легендарной башни. В наши дни с помощью VR-технологий можно увидеть, как выглядело бы «детище» Владимира Татлина, если бы его установили рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге.

Теги:
История СССРИстория русской архитектуры
30107

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гангутское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте