Т-70. Последний массовый легкий танк Красной армии
Легкий танк Т-70 стал последней крупносерийной бронированной машиной этого типа в Красной армии, а также вторым по массовости танком военного времени после Т-34. Даже «стальная саранча» Т-60 в полтора раза уступает ему по количеству выпущенных экземпляров: 5270 против 8231. Хотя если бы не «шестидесятка», «семидесятка» вообще могла не появиться на свет, ведь ее создание стало следствием попыток модернизировать и перевооружить предшественника.
Танк под индексом «70»
Началом процесса создания Т-70 правильнее всего считать момент, когда в сентябре 1941 года возникла идея перевооружить Т-60 орудием более мощным, чем переделанная из авиационной 20-мм пушка ТНШ-20. Наиболее подходящей сочли хорошо знакомую советским танкистам и производителям танковую пушку 20-К. Ею оснащались многие легкие танки предвоенного времени, в том числе Т-26 и серии БТ, а значит, нехватки в боеприпасах и проблем с выпуском не ожидалось.
Правда, попытки уместить это орудие в башню, которая без переделки могла быть установлена на Т-60, не получалось: пушке, пулемету, прицелу и командиру (он же наводчик и заряжающий) в ней было очень тесно. А установка новой башни требовала существенной переделки всего корпуса. Правда, выгоды от такой трансформации могли быть заметными. И после недолгих размышлений конструктор «шестидесятки» Николай Астров в конце 1941 года взялся за переделку всей машины. Такой подход оказался более эффективным, чем попытки приспособить новую башню к старому танку. Тем более что машина, основные контуры которой наметились уже в январе 1942 года, получалась весьма неплохой.
При незначительно отличающейся компоновке и слегка выросших габаритах она получала более мощный двигатель – спаренные автомобильные моторы ГАЗ-11. Возросшая мощность позволяла усилить бронирование нового танка и установить-таки на него башню с 45-миллиметровой пушкой. Правда, экипаж у машины, получившей внутренний заводской индекс «ГАЗ-70» или просто «70», все равно оставался небольшим – те же два человека, что и у Т-60. Это означало, что командир по-прежнему был перегружен обязанностями, а значит, справлялся с ними не слишком эффективно. Но фронту нужен был легкий танк, и построить его нужно было как можно скорее.
Для борьбы с легкими и малыми танками
Новый танк вышел на заводские испытания во второй декаде февраля 1942 года. Несмотря на то что машина получилась выше и длиннее Т-60, да и масса выросла до 9 тонн против 6 с небольшим тонн у «шестидесятки», сдвоенный мотор делал ее гораздо более тяговооруженной. Это немедленно сказалось на проходимости: по снегу и бездорожью «семидесятка» двигалась быстрее и увереннее, имея существенный запас мощности. Неплохими были и показатели на пересеченной местности и проселочных дорогах, где танк разгонялся в среднем до 20 км/ч, а по шоссе максимальная скорость составила 45 километров в час.
Как отметили в своем заключении участники испытаний, Т-70 по многим показателям превосходил Т-60 и представлял собой танк, который мог «бороться с противотанковой артиллерией малого калибра, легкими и малыми танками, пехотой и механизированными войсками противника, а также служить в качестве танка непосредственной поддержки пехоты». Что, собственно, от него и требовалось. Поэтому, посчитали специалисты, Т-70 вполне можно принимать на вооружение и запускать в серийное производство для замены «шестидесятки». Что касается неизбежных недоделок, недоработок и прочих недостатков, выявленных комиссией, то ГАЗ, где и планировалось в первую очередь выпускать новый танк, должен был устранить их в процессе производства.
Забегая вперед, стоит сказать, что многие недостатки действительно удалось ликвидировать в процессе серийного выпуска и модернизации Т-70, которая привела к появлению модификации Т-70Б (в разных источниках его иногда называют Т-70М). Но главные из них – недостаточная численность экипажа, слабость вооружения и бронирования – устранению не поддавались, поскольку были прямым следствием конструкции танка. К тому же к середине 1942 года, когда Т-70 появились на фронте, легкие танки уже стремительно устаревали, отдавая свою нишу сопровождения пехоты средним собратьям, а им оставались в основном роли командирских машин и разведки.
Кстати, для разведки «семидесятка» оказалась приспособлена как нельзя лучше, и именно благодаря конструкции. Ее автомобильные двигатели издавали звук не громче, чем двигатель обычного грузовика, а небольшие габариты делали малозаметной в лесах. Позднее, когда Красная армия перешла старую границу и начала вести бои на узких улицах старых европейских городов, выяснилось еще одно важное преимущество Т-70. Танк прекрасно чувствовал себя в городах, его легко было эвакуировать в случае повреждения, а низкий силуэт мешал целиться в него из фаустпатронов.
Добавить проходимости – и проблем
Постановление о принятии Т-70 на вооружение Красной армии председатель Госкомитета обороны Иосиф Сталин, внимательно следивший за созданием этого танка, подписал 6 марта 1942 года. Этот документ предусматривал, что головным предприятием по выпуску этих машин станет Горьковский автозавод. Через три дня к числу производителей еще два завода: в Свердловске и Кирове. Эти предприятия должны были постепенно довести выпуск «семидесяток» до нескольких сотен в месяц, чтобы восполнить по-прежнему катастрофические потери советских танковых частей. В реальности добиться заданных показателей удалось не сразу. И все-таки до сентября 1942 года, когда на конвейер встал модернизированный Т-70Б, три завода выпустили в общей сложности почти 4900 «семидесяток».
Появление Т-70Б было связано с попыткой повысить проходимость танка. Ходовая часть ему досталась, как мы помним, от более легкого Т-60, который тоже не мог похвастаться тем, что быстро и легко ездил по любой поверхности. Отчасти эти проблемы решил более мощный двигатель «семидесятки», но только отчасти. К тому же опыт первого применения в реальных боях показал, что к лету 1942 года калибр и пробиваемость противотанковой артиллерии выросли, а значит и бронирование Т-70 тоже неплохо было бы повысить.
Работы по решению всех этих задач начались в июле 1942 года, а уже в конце сентября завод ГАЗ выпустил два первых Т-70Б. Они отличались от своих предшественников прежде всего новыми гусеницами, которые стали шире на четыре сантиметра. Даже этого небольшого изменения хватило, чтобы «семидесятка», которая в немодернизированном виде на испытаниях летом 1942 показала результаты проходимости, худшие по сравнению со всеми иностранными одноклассниками, стала существенно лучше справляться с бездорожьем. Еще одним важным изменением стало увеличение боезапаса танка с 70 до 90 снарядов за счет изменения боеукладки.
На фронте новые машины встретили неоднозначно. Изменения, которые повысили проходимость «семидесяток», привели к тому, что между Т-70 и Т-70Б пропала взаимозаменяемость деталей ходовой части. Это может показаться мелочью с точки зрения сегодняшнего дня, но во время войны, когда ближайшим источником запчастей служат свои же подбитые машины, а других порой можно ждать неделями, этот фактор оказывается если не решающим, то очень важным.
Танком надо уметь пользоваться!
При стремительно набирающих толщину брони средних и тем более тяжелых танках и увеличении калибра танковых орудий, при быстром изменении дальнобойности и пробиваемости противотанковой артиллерии Т-70 во всех модификациях устаревал быстрее, чем его успевали выпускать. И все-таки на фронте он нашел свою нишу и вполне успешно воевал вплоть до конца войны, а с вооружения был снят только в 1946 году.
При этом во второй половине Великой Отечественной «семидесятку» уже старались не применять во встречных танковых боях и даже для сопровождения пехоты из-за ее тонкой брони и слабой пушки, машина воспринималась старомодной. Но в качестве разведывательного танка или танка поддержки кавалерийских подразделений Т-70 вполне справлялся со своими задачами.
Характерен отзыв о Т-70 генерал-лейтенанта Семена Богданова, который уже в сентябре 1943 года подчеркивал: высокие потери этих машин связаны прежде всего с неграмотным их применением. При этом генерал Богданов отмечал, что «семидесятки» выгодно отличаются от других машин тем, что с их управлением легко справляются даже малоопытные водители, а эвакуировать и ремонтировать эти танки в полевых условиях куда проще, чем те же Т-34. Да и по своей надежности «семидесятка» выгодно отличалась от тех же «тридцатьчетверок» или КВ, на что не раз обращали внимание сами танкисты.
И все-таки на поле боя, особенно во встречных танковых сражениях, Т-70 катастрофически уступал более тяжелым, бронированным и хорошо вооруженным противникам. Так что в октябре 1943 года танк сняли с производства в пользу выпуска легендарной самоходки непосредственной поддержки пехоты СУ-76, сконструированной на его базе. Кстати, в самоходно-артиллерийских полках, вооруженных этими машинами, роль командирских танков чаще всего играли именно Т-70, в том числе из соображений унификации запчастей.
Попытки модернизировать «семидесятку» и установить на ней двухместную башню привели к появлению Т-80 – последнего серийного легкого танка Красной армии в годы Великой Отечественной войны. А еще на базе Т-70 были разработаны самоходные зенитные установки, вооруженные крупнокалиберными пулеметами и 37-мм пушкой, но они так и не были приняты на вооружение.
Новое
Видео
Леонид Гайдай и «Иван Васильевич меняет профессию»
Леонид Гайдай и «Иван Васильевич меняет профессию»
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино