Т-70. Последний массовый легкий танк Красной армии

11/14/2021

Легкий танк Т-70 стал последней крупносерийной бронированной машиной этого типа в Красной армии, а также вторым по массовости танком военного времени после Т-34. Даже «стальная саранча» Т-60 в полтора раза уступает ему по количеству выпущенных экземпляров: 5270 против 8231. Хотя если бы не «шестидесятка», «семидесятка» вообще могла не появиться на свет, ведь ее создание стало следствием попыток модернизировать и перевооружить предшественника.

Танк под индексом «70»

Началом процесса создания Т-70 правильнее всего считать момент, когда в сентябре 1941 года возникла идея перевооружить Т-60 орудием более мощным, чем переделанная из авиационной 20-мм пушка ТНШ-20. Наиболее подходящей сочли хорошо знакомую советским танкистам и производителям танковую пушку 20-К. Ею оснащались многие легкие танки предвоенного времени, в том числе Т-26 и серии БТ, а значит, нехватки в боеприпасах и проблем с выпуском не ожидалось.

Автоматчики на броне легкого танка Т-70 5-го гвардейского танкового корпуса

Правда, попытки уместить это орудие в башню, которая без переделки могла быть установлена на Т-60, не получалось: пушке, пулемету, прицелу и командиру (он же наводчик и заряжающий) в ней было очень тесно. А установка новой башни требовала существенной переделки всего корпуса. Правда, выгоды от такой трансформации могли быть заметными. И после недолгих размышлений конструктор «шестидесятки» Николай Астров в конце 1941 года взялся за переделку всей машины. Такой подход оказался более эффективным, чем попытки приспособить новую башню к старому танку. Тем более что машина, основные контуры которой наметились уже в январе 1942 года, получалась весьма неплохой.

Первый опытный танк ГАЗ-70 во дворе Горьковского автозавода, февраль 1942 года

При незначительно отличающейся компоновке и слегка выросших габаритах она получала более мощный двигатель – спаренные автомобильные моторы ГАЗ-11. Возросшая мощность позволяла усилить бронирование нового танка и установить-таки на него башню с 45-миллиметровой пушкой. Правда, экипаж у машины, получившей внутренний заводской индекс «ГАЗ-70» или просто «70», все равно оставался небольшим – те же два человека, что и у Т-60. Это означало, что командир по-прежнему был перегружен обязанностями, а значит, справлялся с ними не слишком эффективно. Но фронту нужен был легкий танк, и построить его нужно было как можно скорее.

Для борьбы с легкими и малыми танками

Новый танк вышел на заводские испытания во второй декаде февраля 1942 года. Несмотря на то что машина получилась выше и длиннее Т-60, да и масса выросла до 9 тонн против 6 с небольшим тонн у «шестидесятки», сдвоенный мотор делал ее гораздо более тяговооруженной. Это немедленно сказалось на проходимости: по снегу и бездорожью «семидесятка» двигалась быстрее и увереннее, имея существенный запас мощности. Неплохими были и показатели на пересеченной местности и проселочных дорогах, где танк разгонялся в среднем до 20 км/ч, а по шоссе максимальная скорость составила 45 километров в час.

Опытный танк ГАЗ-70 во время ходовых испытаний, весна 1942 года

Как отметили в своем заключении участники испытаний, Т-70 по многим показателям превосходил Т-60 и представлял собой танк, который мог «бороться с противотанковой артиллерией малого калибра, легкими и малыми танками, пехотой и механизированными войсками противника, а также служить в качестве танка непосредственной поддержки пехоты». Что, собственно, от него и требовалось. Поэтому, посчитали специалисты, Т-70 вполне можно принимать на вооружение и запускать в серийное производство для замены «шестидесятки». Что касается неизбежных недоделок, недоработок и прочих недостатков, выявленных комиссией, то ГАЗ, где и планировалось в первую очередь выпускать новый танк, должен был устранить их в процессе производства.

Забегая вперед, стоит сказать, что многие недостатки действительно удалось ликвидировать в процессе серийного выпуска и модернизации Т-70, которая привела к появлению модификации Т-70Б (в разных источниках его иногда называют Т-70М). Но главные из них – недостаточная численность экипажа, слабость вооружения и бронирования – устранению не поддавались, поскольку были прямым следствием конструкции танка. К тому же к середине 1942 года, когда Т-70 появились на фронте, легкие танки уже стремительно устаревали, отдавая свою нишу сопровождения пехоты средним собратьям, а им оставались в основном роли командирских машин и разведки.

Эшелон с танками Т-70 отправляется на фронт, осень 1942 года

Кстати, для разведки «семидесятка» оказалась приспособлена как нельзя лучше, и именно благодаря конструкции. Ее автомобильные двигатели издавали звук не громче, чем двигатель обычного грузовика, а небольшие габариты делали малозаметной в лесах. Позднее, когда Красная армия перешла старую границу и начала вести бои на узких улицах старых европейских городов, выяснилось еще одно важное преимущество Т-70. Танк прекрасно чувствовал себя в городах, его легко было эвакуировать в случае повреждения, а низкий силуэт мешал целиться в него из фаустпатронов.

Добавить проходимости – и проблем

Постановление о принятии Т-70 на вооружение Красной армии председатель Госкомитета обороны Иосиф Сталин, внимательно следивший за созданием этого танка, подписал 6 марта 1942 года. Этот документ предусматривал, что головным предприятием по выпуску этих машин станет Горьковский автозавод. Через три дня к числу производителей еще два завода: в Свердловске и Кирове. Эти предприятия должны были постепенно довести выпуск «семидесяток» до нескольких сотен в месяц, чтобы восполнить по-прежнему катастрофические потери советских танковых частей. В реальности добиться заданных показателей удалось не сразу. И все-таки до сентября 1942 года, когда на конвейер встал модернизированный Т-70Б, три завода выпустили в общей сложности почти 4900 «семидесяток».

Готовые танки Т-70 на Горьковском заводе, зима 1942-43 годов

Появление Т-70Б было связано с попыткой повысить проходимость танка. Ходовая часть ему досталась, как мы помним, от более легкого Т-60, который тоже не мог похвастаться тем, что быстро и легко ездил по любой поверхности. Отчасти эти проблемы решил более мощный двигатель «семидесятки», но только отчасти. К тому же опыт первого применения в реальных боях показал, что к лету 1942 года калибр и пробиваемость противотанковой артиллерии выросли, а значит и бронирование Т-70 тоже неплохо было бы повысить.

Легкий танк Т-70Б в роли командирского танка 8-й самоходно-артиллерийской бригады, вооруженной СУ-76, Белорусский фронт, февраль 1944 года

Работы по решению всех этих задач начались в июле 1942 года, а уже в конце сентября завод ГАЗ выпустил два первых Т-70Б. Они отличались от своих предшественников прежде всего новыми гусеницами, которые стали шире на четыре сантиметра. Даже этого небольшого изменения хватило, чтобы «семидесятка», которая в немодернизированном виде на испытаниях летом 1942 показала результаты проходимости, худшие по сравнению со всеми иностранными одноклассниками, стала существенно лучше справляться с бездорожьем. Еще одним важным изменением стало увеличение боезапаса танка с 70 до 90 снарядов за счет изменения боеукладки.

Выпуск легкого танка Т-70Б на Горьковском автозаводе им. Молотова, весна 1943 года

На фронте новые машины встретили неоднозначно. Изменения, которые повысили проходимость «семидесяток», привели к тому, что между Т-70 и Т-70Б пропала взаимозаменяемость деталей ходовой части. Это может показаться мелочью с точки зрения сегодняшнего дня, но во время войны, когда ближайшим источником запчастей служат свои же подбитые машины, а других порой можно ждать неделями, этот фактор оказывается если не решающим, то очень важным.

Танком надо уметь пользоваться!

При стремительно набирающих толщину брони средних и тем более тяжелых танках и увеличении калибра танковых орудий, при быстром изменении дальнобойности и пробиваемости противотанковой артиллерии Т-70 во всех модификациях устаревал быстрее, чем его успевали выпускать. И все-таки на фронте он нашел свою нишу и вполне успешно воевал вплоть до конца войны, а с вооружения был снят только в 1946 году.

Колонна легких танков Т-70 на подступах к Красному Селу, январь 1944 года

При этом во второй половине Великой Отечественной «семидесятку» уже старались не применять во встречных танковых боях и даже для сопровождения пехоты из-за ее тонкой брони и слабой пушки, машина воспринималась старомодной. Но в качестве разведывательного танка или танка поддержки кавалерийских подразделений Т-70 вполне справлялся со своими задачами.

Характерен отзыв о Т-70 генерал-лейтенанта Семена Богданова, который уже в сентябре 1943 года подчеркивал: высокие потери этих машин связаны прежде всего с неграмотным их применением. При этом генерал Богданов отмечал, что «семидесятки» выгодно отличаются от других машин тем, что с их управлением легко справляются даже малоопытные водители, а эвакуировать и ремонтировать эти танки в полевых условиях куда проще, чем те же Т-34. Да и по своей надежности «семидесятка» выгодно отличалась от тех же «тридцатьчетверок» или КВ, на что не раз обращали внимание сами танкисты.

Легкие танки Т-70Б на параде в Киеве 7 ноября 1945 года

И все-таки на поле боя, особенно во встречных танковых сражениях, Т-70 катастрофически уступал более тяжелым, бронированным и хорошо вооруженным противникам. Так что в октябре 1943 года танк сняли с производства в пользу выпуска легендарной самоходки непосредственной поддержки пехоты СУ-76, сконструированной на его базе. Кстати, в самоходно-артиллерийских полках, вооруженных этими машинами, роль командирских танков чаще всего играли именно Т-70, в том числе из соображений унификации запчастей.

Опытный зенитный танк Т-90 с двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК, декабрь 1942 года

Попытки модернизировать «семидесятку» и установить на ней двухместную башню привели к появлению Т-80 – последнего серийного легкого танка Красной армии в годы Великой Отечественной войны. А еще на базе Т-70 были разработаны самоходные зенитные установки, вооруженные крупнокалиберными пулеметами и 37-мм пушкой, но они так и не были приняты на вооружение.