Т-44. Первый послевоенный танк Советского Союза

11/10/2021

История появления бронированной машины, которая легла в основу современной отечественной школы танкостроения

Средний танк Т-44, хотя и был разработан в 1943-44 годах, на войну не успел, а потому не стал так широко известен, как его предшественник – легендарный Т-34. Но в истории отечественного танкостроения он занимает совершенно особое место. «Сорок четвертый» стал той самой машиной, на которой советские конструкторы освоили многие совершенно новые для них технические решения и приемы. Именно они впоследствии и легли в основу большинства советских послевоенных танков. А сам Т-44, точнее, его глубокая модернизация, стал знаменит под индексом Т-54 и еще больше – как Т-55, один из самых массовых танков СССР, выпущенных после войны.

Не переделать, а сделать заново

Появление на Курской дуге немецких «Пантер» показало, что без серьезной модернизации существующие советские средние и тяжелые танки не могут воевать с ними на равных. Уступало бронирование, уступала дальнобойность и пробиваемость орудия… Одним словом, требовался новый танк. К тому времени уже стало понятно, что попытка простой модернизации Т-34, известная как Т-43, требуемого результата не дает. И тогда на свет появились два других танка: Т-34-85 и Т-44. Первый представлял собой модернизированную «тридцатьчетверку» с усиленным вооружением и увеличенным до пяти человек экипажем, выпуск которой можно было быстро освоить на тех же сборочных линиях, где уже занимались производством этих танков. Второй стал настоящей революцией в отечественном танкостроении.

Серийный танк Т-44 на испытаниях, район Харькова, июнь 1945 года

Конструкторский коллектив под руководством Александра Морозова при заводе №183 в Нижнем Тагиле понимал, что создать танк, который не просто должен быть лучше Т-34, но и имел бы достаточный модернизационный запас, можно при одном условии: он будет совсем другим. И как в Германии внимательно изучили конструкцию «тридцатьчетверки», чтобы сделать «Пантеру», так и в КБ Морозова приняли во внимание опыт немецких танкостроителей. Прежде всего это касалось расположенной практически в центре корпуса башни. Такое размещение решало довольно многие проблемы, от которых страдали Т-34, в первую очередь – с размещением люка механика-водителя не в лобовом броневом листе, а наверху. Фронтовой опыт показывал, что именно этот люк стал самым слабым местом «тридцатьчетверки» при обстреле спереди, и эту проблему непременно нужно было решить.

Первый образец танка Т-44 во время заводских испытаний, февраль 1944 года

Чтобы разместить башню в центре корпуса, нужно было решить другую задачу – изменить длину моторно-трансмиссионного отделения. На Т-34 это сделать было невозможно, поскольку двигатель располагался вдоль продольной оси танка. Следовательно, требовалось установить мотор поперек, чего в СССР не делали со времен первого советского серийного танка Т-18. Тем не менее его опыт доказывал, что задача эта выполнима. Правда, при одном условии: необходимо расширить моторное отделение. Эту проблему в КБ Александра Морозова решили оригинальным образом: изменили систему подвески. Прежняя, пружинная, требовала специальных надгусеничных полок, за счет чего сокращалось внутреннее пространство. Новая, торсионная, избавляла танк от этого недостатка, позволяя сделать борта вертикальными. А значит, можно было, не сильно меняя ширину корпуса, разместить двигатель поперек, сдвинуть назад башню – и получить совершенно новый, по сути, танк. Причем по сравнению с Т-34-85 он обладал еще одним преимуществом: в экипаже из четырех человек не было стрелка-радиста, стало быть, сокращались людские потребности танковых частей.

Танк короче, пушка толще

Поперечное расположение двигателя позволяло решить еще две проблемы, которые беспокоили воюющих танкистов. Во-первых, сокращение длины танка давало существенный выигрыш в весе, который можно было использовать для увеличения толщины брони. Во-вторых, смещение башни назад разгружало переднюю часть подвески, что опять-таки позволяло сделать лобовые броневые листы толще.

Танки Т-44 с пушками 122-мм и 85-мм и серийный танк Т-34-76 перед началом заводских испытаний, февраль 1944 года. Хорошо видны высокие рубки механика-водителя на новых машинах

Эти преимущества новой компоновки в руководстве страны оценили сразу. Председатель Госкомитета обороны Иосиф Сталин, который узнал о проекте нового танка уже в декабре 1943 года, взял его разработку и производство, образно говоря, под личный контроль. К этому времени первые разработки по теме Т-44 прошли необходимые согласования у военных и в наркомате танковой промышленности, а на заводе №183 (нынешний Уралвагонзавод) уже вовсю шли работы по изготовлению опытных образцов новой машины.

Опытный танк Т-44 с пушкой 122 мм и немецкий танк PzKpfw V «Пантера» на сравнительных испытаниях, февраль 1944 года

Строили не один танк, а сразу три, заметно отличавшиеся друг от друга. Особенно заметно это было по машине, которая получила в качестве эксперимента 122-мм пушку, чьи снаряды легко справлялись даже с лобовой броней «Пантер» и «Тигров» (таким же орудием были вооружены тяжелые танки ИС-2). Два других танка вооружили такими же 85-мм пушками, как и Т-34-85, и отличались они только башнями. У одной машины она была ближе по характеристикам к башне новой «тридцатьчетверки», у другой – к одному из вариантов Т-43.

Продольный разрез танка Т-44

Последний из танков первым вышел на испытания в конце января 1944 года, которые показали, что машина получилась легче, быстрее и экономичнее, чем сопровождавший ее на испытательных заездах серийный Т-34-76. Второй образец с 85-мм пушкой тоже успешно прошел испытания, а вот танк, вооруженный 122-мм орудием, признали бесперспективным из-за низкой скорострельности. После испытаний на полигоне НИБТ в подмосковной Кубинке новый танк признали перспективным, но, как обычно, отметили множество дефектов, недоработок и неудобств для экипажа, которые сопровождают любые опытные машины. Все они были устранимы, но на это требовалось время. Как ни удивительно, его у создателей Т-44 оказалось в достатке: несмотря на очевидное превосходство над Т-34, «сорок четвертый» не стали в спешке загонять на конвейер. Объяснялось это просто: фронту нужно было как можно больше танков в как можно более короткие сроки, а выполнить это требование можно было, только сохранив в качестве основной серийной машины Т-34 и Т-34-85, которые в январе 1944 года уже приняли на вооружение.

Второй опытный экземпляр Т-44 во время испытаний на полигоне НИБТ в Кубинке штурмует бездорожье, лето 1944 года

В течение всей первой половины 1944 года конструкторское бюро завода №183 занималось доводкой и переделкой опытных Т-44. Замечаний у военных и испытателей накопилось много, еще больше проблем вскрыл экспериментальный обстрел корпусов нового танка на полигоне. В частности, стало понятно, что предложенная КБ рубка механика-водителя, которая заменила люк в переднем броневом листе, все равно остается слабым местом машины. Военные требовали увеличить толщину брони, особенно лобовой и бортовой. Не выдерживал обстрелов даже не самыми крупнокалиберными снарядами кормовой броневой лист, который стоял вертикально. Кроме того, потребовалось переделать башню, в которую теперь установили новое орудие С-53 – такое же, как начали ставить на Т-34-85. Одним словом, шел нормальный рабочий процесс по доводке танка, который явно намереваются принять на вооружение.

Опоздавший на войну

Это решение приняли в середине лета 1944 года. 18 июля вышло подписанное Сталиным постановление о начале серийного производства нового танка Т-44 на заводах №75 в Харькове (легендарном Харьковском паровозном, где некогда создали «тридцатьчетверку») и №264 в Сталинграде. Первые боевые машины планировалось получить уже в ноябре того же года. Но прежде чем начался серийный выпуск, КБ Александра Морозова успело построить еще один опытный вариант «сорок четвертого», отличавшийся лучшей броневой защитой и лишившийся рубки механика-водителя. Именно этот вариант в итоге и был запущен в серию.

Второй опытный экземпляр танка Т-44. Хорошо видна изменившаяся рубка механика-водителя, которая стала заметно ниже

Головным, а вскоре единственным предприятием по выпуску Т-44 стал восстановленный харьковский завод №75. Именно здесь в конце ноября 1944 года собрали первые пять «сорок четвертых», которые в начале декабря отправились прямым ходом в танковые училища и учебные танковые бригады. Туда ушли и многие последующие машины, поскольку и на заводе, и в наркомате танковой промышленности, и в Красной армии хорошо понимали, что отправлять страдающую массой «детских болезней» машину в боевые части рискованно.

Танк Т-44А — последняя модификация, которая легла в основу серийного танка

В итоге принять участие в Великой Отечественной войне Т-44 так и не успел. Первые машины, которые признали годными для боевых частей, поступили в 5-ю гвардейскую танковую армию только в конце весны 1945 года, и до фронта дойти им не довелось. Зато у них оказалась удивительно долгая история службы. В 1956 году Т-44 в первый и последний раз приняли участие в боевых действиях во время антисоветских выступлений в Венгрии. В конце 1950-х все имеющиеся в войсках «сорок четвертые» модернизировали до уровня Т-44М. Эта модернизация представляла собой унификацию двигателя, трансмиссии и ходовой части с танком Т-54, который к тому времени стал основным в Советской армии. Примечательно, что сам «пятьдесят четвертый» представлял собой глубокую модернизацию Т-44 – теперь прародителя подтянули до уровня потомка. После этого «сорок четвертые» служили до конца 1970-х, пока их постепенно не сняли с вооружения.

Т-44 8-й механизированной армии в восточной Венгрии, осень 1956 года

Всего за три года выпуска (1944-1947) на харьковском заводе №75 выпустили 1823 танка Т-44. Подавляющее большинство из них использовалось в качестве учебных, причем не только в Советской армии, но и в армиях союзников по Варшавскому договору. Это оказалось удобно, поскольку во многом более распространенные Т-54 были его наследником. В каком-то смысле «учебным» этот танк оказался и для отечественного танкостроения, хотя вернее было бы назвать его рубежным: именно на нем подход к проектированию танков радикально изменился и начала складываться послевоенная школа конструирования гусеничных боевых машин.