Свобода для непокоренного крымского городка

4/15/2019

15 апреля 1944 года был освобожден город Алушта

Этот город и курорт занимает особое положение в географии Крыма: к Алуште ведет кратчайший путь от Симферополя к Южному берегу Крыма. Здесь горы словно расступаются и пропускают путешественника к морю, где у отвесных утесов петляет дорога на Балаклаву и Севастополь. С Алуштой связан один из самых противоречивых эпизодов борьбы за Крым в 1944 году.

Алушта была оккупирована немцами 4 ноября 1941 года. В городе обосновалось одно из отделений полевой жандармерии 11-й армии. Военным гарнизоном в городе стояли румыны. Сразу же начались исторические «открытия»: город Алушта объявляется «готским» по происхождению. С ноября 1941 года под Алуштой действовал партизанский отряд под командованием В. Г. Еременко, организационно входивший в третий партизанский район. Ввиду важности района его действий отряд стал первым, подвергшимся разгрому баз в начале декабря 1941 года.

С самого начала оккупации полуострова Алушта попадала в машинописные тексты с грифами «секретно» в правом верхнем углу. Советское военное планирование раз за разом обращалось к идее броска к этому важному пункту. Зимой 1941-1942 годов здесь планировалось высадить морской десант с последующим броском к Симферополю. Однако в итоге далеко идущие планы скорректировали и тихому приморскому городу не суждено было услышать громовые залпы 12-дюймовок линкора «Парижская Коммуна».

Возвращение к идее броска на Алушту произошло в апреле 1944 года, но на этот раз в сухопутном обличье. Как это часто случается в истории войн, в ход вооруженной борьбы вмешался его величество случай. Вечером 10 апреля в ходе рекогносцировки перед вводом 19-го танкового корпуса в прорыв его командир генерал-лейтенант Герой Советского Союза И. Д. Васильев был тяжело ранен во время налета немецких штурмовиков. Также были ранены начальник оперотдела, заместитель командира корпуса, командующий артиллерией корпуса и командиры 6-й гвардейской и 79-й танковых бригад. Это поставило корпус в исключительно тяжелое положение и имело последствия для операции в целом. Нельзя сказать, что корпус оказался «обезглавлен» — в строю остались вполне компетентные командиры, но званием не выше полковника.

Свобода для непокоренного крымского городка

Поначалу это не имело никаких последствий. После освобождения Симферополя приказом фронта создавалась подвижная группа во главе с генерал-майором В. Н. Разуваевым. Исполнявший обязанности командира 19-го танкового корпуса полковник Поцелуев еще 12 апреля (до взятия Симферополя) принял решение всеми силами преследовать противника по шоссе Бахчисарай — Севастополь с задачей овладеть Севастополем с ходу. Генерал Разуваев это решение отменил и приказал мотострелковую бригаду корпуса направить по горной дороге на Алушту. Идея на первый взгляд разумная: броском по кратчайшему расстоянию достичь приморского шоссе и отрезать второй путь отхода для немецкого V AK с Керченского полуострова. Первый – шоссе на Симферополь – уже был перехвачен советскими войсками. Разуваев, кстати, не был новичком в Крыму: он воевал еще на Крымском фронте в 1942 году.

По существу, 19-й танковый корпус оказался разделенным для решения одновременно трех задач: наступления на Севастополь, на Алушту и в район Карасубазара (ныне Белогорска). Для удара на Севастополь остались две танковые бригады. Они воевали хорошо и сбили немцев с удобных позиций, тем самым создав предпосылки для успешного штурма Севастополя в мае. Однако задача захватить Севастополь до отхода в город и порт главных сил 17-й армии немцев решена не была. Спорным остается и вопрос, решил бы ее корпус целиком. Но двумя бригадами она заведомо не решалась.

Идея генерал-майора Разуваева успеха не принесла. Усиленная 26-я мотострелковая бригада, наступая по Алуштинскому шоссе, медленно продвигалась по извилистой горной дороге. Из-за дорог с крутыми поворотами в горно-лесистой местности один румынский полк в течение трех дней сдерживал бригаду. Вся дорога была заминирована, мосты взорваны. Бригада на маршруте до Алушты была вынуждена восстановить 13 мостов, чтобы пропустить технику. Только к исходу третьих суток (15 апреля) 26-я мотострелковая бригада достигла Алушты одновременно с передовыми отрядами наступавшей с востока Приморской армии. По сути, удалось только перехватить арьергарды спешно отступавшего V AK генерала Альмендингера.

Свобода для непокоренного крымского городка

Безусловно, грамотный и энергичный генерал Разуваев принял неправильное с точки зрения применения танковых войск решение. Более того, его решение в итоге отменили в штабе фронта, но с опозданием, когда бригады 19-го танкового корпуса уже «веером» разошлись по Крыму. В какой-то мере все это уравновешивалось богатыми трофеями под Карасубазаром и собранными на Приморском шоссе 7 тысячами пленных, но журавля в небе все же упустили.

В освобождении города Алушта также приняли участие партизанские соединения: 4-я бригада Южного соединения партизан Крыма (X. К. Чусси), в составе 2, 6, 7 и 11-го отрядов (В. С. Ястремский, Н. К. Дементьев, М. Д. Гвоздев, И. М. Чхаидзе). Действия наземных войск были поддержаны с воздуха 214-й штурмовой авиационной дивизией генерал-майора С. У. Рубанова.

Источник фото: https://alushta24.org


Читайте также:

Хроники сражающейся Керчи

Крымская операция: сокрушительная и неотразимая весна-44

Освобождение Одессы: южный путь к триумфу

Освобождение Херсона. Звездный час полковника Маргелова

Уманско-Ботошанская операция, или Забытый триумф Красной Армии