Свадебные традиции: как они появились
Наши древние предки верили, что в ключевые моменты жизни необходима защита от злых сил и поддержка рода. Поэтому каждое значимое событие в судьбе человека сопровождалось обрядами и ритуалами, передававшимися из уст в уста в течение многих веков. В наши дни «живых» традиций сохранилось не так много. Одни из самых устойчивых и многочисленных связаны со свадебным обрядом.
Славянская свадьба
Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. Вступление в брак сопровождалось четко выстроенной системой ритуальных действий. Однако начиналось все еще до того, как порог дома невесты переступали сваты. Перед приходом сватов родители будущих жениха и невесты могли уже иметь некоторую договоренность по этому вопросу. В роли сватов, в зависимости от региона, могли выступать родственники жениха или специальная женщина, не связанная родством, – сваха. Когда сваха заходила в дом, она вела себя совершенно особым, ритуально обусловленным образом. Она прикладывала руки к печи, обращаясь таким образом к духам предков девушки за разрешением и покровительством. Ее речь была наполнена оборотами вроде «у вас товар, у нас купец», чтобы злые духи не навредили делу. Девушка, готовая покинуть отчий дом, начинала символически разрушать очаг – проще говоря, ковырять печь. Вообще, печь у славянских народов символизирует тесную связь с родовыми духами. Под печью могли храниться останки предков, печь считалась священным местом, ей отводится совершенно особое место в фольклоре. О сакральности печи свидетельствует тот факт, что совокупляться на ней считалось совершенно недопустимым. Итак, если девушка при сватах отковыривала побелку от печи, то это подтверждало ее одобрение кандидатуры жениха.
Н. К. Пимоненко. Сваты
За сватовством следовали смотрины. Приглядывались к невесте и ее семье, а также родственники невесты могли захотеть оценить достаток будущего зятя. На протяжении многих веков жених непременно должен был прийти из соседней, а лучше из отдаленной деревни, чтобы исключить кровное и духовное родство (дети кумов не могут вступать в брак между собой по церковной традиции), потому как жители одной деревни зачастую приходились родственниками всем своим соседям.
Если сватовство и смотрины проходили успешно, то совершалось рукобитье – иными словами, помолвка. С этого момента молодые люди считались женихом и невестой, начиналась подготовка к бракосочетанию. Несколько дней (до двух недель) невеста и жених прощались со своей свободной жизнью, веселились напоследок. Интересный обряд – вытие: на невесту надевался платок, в который ей надлежало лить свои слезы, прощаясь с отчим домом. Считалось, что чем больше слез она прольет перед замужеством, тем счастливее будет ее семейная жизнь. Накануне свадьбы устраивалась баня для невесты, где символически смывались ее прошлые несчастья и беды, а также расплеталась девичья коса и заплетались две, как было положено замужней женщине. Мальчишник имел у славянских народов значительно меньшее распространение и не был так строго ритуализирован, как девичник.
А. И. Корзухин. Девичник
Свадебный день
В день свадьбы происходило бранье (то есть забирание невесты). Жениха одевали во все новое, мать чесала ему кудри, проводились обережные ритуалы. От дома жениха к дому невесты выдвигался свадебный поезд: запряженные лошадьми украшенные повозки с женихом и его друзьями и родственниками. У дома невесты происходил выкуп: дру́жка жениха (или сам жених) должен был заплатить выкуп за девичью косу, за место рядом с невестой на пиру, за брачное ложе и т. д. Часто жениху предлагалось из нескольких девушек узнать свою суженую, а еще отгадать загадки. Как известно, отгадать загадку практически невозможно, тем более быстро, а значит, жениху должны были быть заранее известны правильные ответы.
А. А. Бучкури. Свадебный поезд
После выкупа отправлялись в церковь, где происходило таинство венчания. В сущности, это единственный истинно христианский элемент во всем свадебном обряде. Далее следовали свадебный пир и первая брачная ночь. Перед входом в дом мужа он поднимал молодую жену на руки и переносил ее через порог, чтобы обмануть духов рода, покровительствовавших этому дому. Таким образом, девушка не переступала порога, как будто рождалась внутри жилища, и становилась «своей». Такое внимание к порогу ученые связывают с тем, что в дохристианские времена под порогом могли хоронить кости умерших предков, магически защищая таким образом дом от проникновения посторонних.
В наши дни сакральный смысл большинства ритуалов утрачен, но сами действия сохраняются и имеют позитивную смысловую нагрузку – все это должно принести молодым семейное счастье.
К.А. Трутовский. Свадебный выкуп
Большое влияние на современную свадьбу оказывает кинематограф. Так, в последние десятилетия вошли в моду выездные церемонии и подружки невесты часто одеваются в одинаковые платья. Мальчишник и девичник остались только в виде веселых загулов с друзьями, утратив ритуальный характер. Лишь женихи зачастую переносят молодых жен через порог ЗАГСа…
Новое
Видео
Вооружение, оснащение и тактика русской и французской армий во время Наполеоновских войн
Наполеоновские войны - довольно продолжительный период истории - это войны, которые вела Франция в период консульства (1799-1804 годы) и им ...
Д/ф "Добровольцы Урала"
Эпоха Николая II глазами потомков
Лектор: Копылов Николай Александрович Кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО МИД России