«Страшное чудовище – в окружении». Что нужно знать о переломе под Сталинградом
Сталинградская битва была одним из самых продолжительных сражений Великой Отечественной войны. Бои за город на Волге шли с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Переломным моментом стало 19 ноября 1942 года – в этот день, после бесчисленных кровопролитных столкновений с противником внутри города, советские войска перешли в контрнаступление. Эта операция получила название «Уран», и одним из ее разработчиков был сам Георгий Жуков.
Уже в первый день контрнаступления на немцев обрушился огонь трёх с половиной тысяч советских орудий и миномётов. Артиллерийские залпы не смолкали около двух часов. Впоследствии в память об этой артподготовке 19 ноября в России объявили профессиональным праздником артиллеристов.
В итоге армии Третьего рейха, некогда казавшиеся такими могущественными, были захвачены Красной Армией в смертельное кольцо.
31 января 1943 года, командовавший 6-й армией генерал-фельдмаршал Паулюс сдался в плен, а еще через два дня остатки гитлеровских войск в Сталинграде были уничтожены.
О том, с какими силами мы пришли к началу этой героической кампании, почему Паулюс отказался давать войскам приказ о сдаче и каким образом Красной Армии помогла плохая погода и полевые мыши, «Истории.РФ» рассказал военный историк, кандидат исторических наук, автор книги «Неизвестный Сталинград. Как перевирают историю» Алексей Исаев.
Помогли плохая погода и мыши
– Алексей Валерьевич, расскажите, какой была ситуация в самом начале нашего контрнаступления под Сталинградом? Что позволило нашим войскам успешно осуществить эту операцию?
– Важную роль сыграло то, что в этот день была очень плохая погода – в прямом смысле нелетная. При этом товарищ Сталин дал указание не начинать операцию без авиации. И нужна была определенная воля со стороны представителя Ставки Верховного Главнокомандования Александра Василевского, чтобы пойти поперек этого указания и начать операцию в условиях, когда нет поддержки с воздуха. В целом, если говорить о соотношении сил, то примерно 1,1 миллиону советских солдат противостояло около 800 тысяч немцев и их союзников. Без поддержки авиации, с ограниченными возможностями, наши артиллерии пошли вперед. Тем не менее, это в итоге сыграло положительную роль. Во-первых, пошли вовремя – до того, как к немцам приехали резервы из Европы. А, во-вторых, немецкая авиация сидела на аэродромах, и в голой пустой степи, где негде спрятаться, можно было встать целым корпусом в 10 тысяч человек с сотнями автомашин и танков, спокойно заправляться и потом, заправившись, доехать до нужного пункта и замкнуть кольцо окружения. И никто с этой массой легковоспламеняющейся техники и оборудования ничего не мог сделать, потому что их просто никто не видел. Таким образом, плохая погода и то, что Василевский принял это волевое решение и не стал воспринимать указания Сталина буквально – все это сыграло положительную роль в советском контрнаступлении.
– А что за история с мышами-героями, которые, якобы, перегрызли электропроводку немецких танков? Это действительно было?
– Да, это подлинная история. Ввиду недостатка горючего фашистские танки стояли в степи, в капанерах (оборудованные в сопках укрытия для танков – прим. ред.). Поскольку урожай был не убран, расплодились мыши. Во-первых, это вызвало эпидемию туляремии в армии Паулюса, а во-вторых, мыши съели проводку. И когда танкам нужно было ехать в бой, чтобы противостоять советской операции «Уран», не все из них завелись. Это подтверждается документами. Вообще говоря, и сегодняшние автомобилисты сталкиваются с тем, что мыши грызут проводку. А тогда эти провода оборачивали тряпочками, пропитанными всякими смолами, поэтому в то время проводка была гораздо вкуснее.
Разведчики ошиблись втройне
– Кто разрабатывал операцию «Уран»?
– Творцами «Урана» были два человека – Жуков и Василевский. Они оба занимались планированием, а реально контролировал проведение операции трех фронтов Василевский. На тот момент он занимал должность начальника Генерального штаба и, тем не менее, был направлен представителем Ставки под Сталинград.
– В некоторых источниках в качестве автора плана операции указывается некто полковник Потапов. Что это за человек и какова его роль в контрнаступлении?
– На самом деле, это легенда. План частных наступлений, проводившихся 21-й армией в районе Серафимовича и Клетской, не имел никакого отношения к «Урану». А действительно цельный план, являвшийся основой операции «Уран», мог быть создан только людьми, способными оперировать большими резервами и возможностями. Это могли быть только Жуков и Василевский. А то, что Потапов нарисовал стрелочку от Клетской и Серафимовича куда-то в сторону тыла немцев – это был просто отвлекающий удар, даже не репетиция. Если говорить о репетиции операции «Уран», то ее проводила 64-я армия Михаила Шумилова в сентябре 1942 года, когда наши войска нанесли удар примерно на том же направлении и обратили в бегство румынские части. Это была репетиция предстоящей операции, а в ноябре у нас уже было больше сил и средств, что позволило не просто заставить румынов бежать, а продвинуться очень глубоко в степь.
– Удалось ли осуществить операцию «Уран» в полной мере?
– Операция, на самом деле, исходила из неверных данных разведки. Советские разведчики докладывали, что у немцев в районе Сталинграда находится от 80 до 100 тысяч человек, а реально их было 300 тысяч. Поэтому, когда наши войска заперли их в кольцо, казалось, что пойманный зверь гораздо крупнее и сильнее, чем кажется. Поэтому потребовалось больше усилий, чтобы его разгромить. Тем не менее, то, что его окружили и обрезали ему линии, по которым поставлялось горючее и боеприпасы, сделало из страшного чудовища облезлую кошку.
– Командующие Люфтваффе ведь создали специальный «воздушный мост» над Сталинградом. Он им не помог?
– Да, воздушный мост был создан, но по нему не могли поставлять армии Паулюса то количество еды, боеприпасов и горючего, которое было ей нужно. Это было связано в том числе с тем, что надо было далеко летать, а наши войска противодействовали этим полетам. Кроме того, немецкие самолеты в реальности доставляли не 600 тонн в сутки, как требовалось, а от 40 до 150 тонн грузов. Кроме того, в декабре мы достаточно быстро отобрали у них главные аэродромы – Тацинскую и Морозовский, и полеты на более дальние расстояния стали еще менее эффективными. Поэтому этот воздушный мост изначально не мог обеспечить армию Паулюса тысячей тонн в сутки, которые бы ей доставлялись в разгар сражения. Даже того минимума, который обеспечивал выживание, этот мост не доставлял. Поэтому положение немецкой армии постепенно ухудшалось, и, в конце концов, создало предпосылки для того, чтобы ее разбить.
Паулюс не дрожал за свою жизнь
– Особое место в истории Сталинградской кампании занимает эпизод пленения генерала-фельдмаршала Паулюса... Кстати, это правда, что он скрывался в подвале?
– Да, там находился его штаб.
– Советское командование, насколько я понимаю, обходилось с Паулюсом довольно учтиво. Позднее в своем обращении к немецкому народу он даже призвал «устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство», а также заявил о необходимости восстановления «мирных и дружественных отношений с нынешним противником». Выходит, Паулюс в плену сотрудничал с советскими военачальники?
– Боюсь, что тут его путают с Зейдлицем. Это был командир одного из его корпусов, который пошел на активное сотрудничество с Красной Армией. В целом, состояние Паулюса на момент пленения характеризуется таким фактом. Его попросили отдать приказ северной группе, которая находится в окружении в районе сталинградских заводов, чтобы они тоже сдались. Но Паулюс отказался. Естественно, если бы он опасался, что его немедленно расстреляют и дрожал за свою жизнь, он бы согласился подписать любой приказ. Опять же, был прецедент с генералом Вейдлингом, которому категорически запрещали сдаться. Но после самоубийства Гитлера он написал: «…фюрер покончил с собой, оставив на произвол судьбы всех, кто присягал ему на верность…», «в сложившемся положении дальнейшее сопротивление бессмысленно». А Паулюс такого приказа не отдал.
– Насколько мне известно, Паулюс мотивировал это тем, что, раз он теперь пленный, то не имеет права отдавать приказы, а его генералы напрямую подчиняются Гитлеру.
– Да, это была одна из мотиваций. Тем не менее, на допросах он довольно подробно рассказывал о германских вооруженных силах и, в принципе, говорил все, что от него хотели узнать.
– Каково было значение Сталинградской битвы для всей войны в целом?
– Вермахту был нанесен удар огромной силы в период, когда он находился на вершине могущества и занимал самую большую территорию. Соответственно, мы вырвали у немцев большой кусок в виде армии Паулюса и стоявших рядом армий союзников. Советские войска сразу отбили большой участок фронта, дошли до Харькова, освободили большую территорию и поставили крест на походе немцев за нефть, тем самым обезопасив себя от воздушных ударов в Баку, который был главным источником нефти того периода. Таким образом, мы вырвали у противника инициативу и получили возможность наступать дальше. Наконец, появилась возможность призывать молодых людей с освобожденных территорий – перед Курской битвой половина пополнения пришла именно отсюда.
Редкие фотографии, на которых навечно запечатлен подвиг защитников Сталинграда, личные вещи Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова и другие уникальные экспонаты можно увидеть на выставке #МЫСТАЛИНГРАД в Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества в Москве.