Столпы эпохи Просвещения и корреспонденты Екатерины Великой: Дидро, Вольтер, Д’Аламбер.
Эпоха Просвещения и идеи французских просветителей.
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох периода XVIII века в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этой эпохи лежали принципы рационализма и свободы мысли. Зародившаяся в Англии под воздействием научной революции XVII века, она распространилась на Францию, Германию, Россию и другие страны Европы. Французские просветители сыграли особенно важную роль, став «властителями идей».
В эпоху Просвещения произошел отказ от религиозного мировоззрения и обращение к разуму как единственному критерию познания человека и общества. В истории впервые был поднят вопрос о практическом применении научных достижений в интересах общественного развития. «Просветители», как следует из самого термина, стремились распространить знания среди широких масс. Знания больше не должны быть исключительной привилегией избранных, а должны быть доступны для всех и иметь практическую ценность.
Кульминацией стремления сделать знания доступными стала публикация «Энциклопедии» Дидро и другими авторами (1751-1780) в 35 томах. Этот был самый значимый и успешный «проект» своего времени. Этот труд объединил все знания, накопленные человечеством к тому времени. В нем доступно объяснялись все аспекты мира, жизни, общества, науки, ремесла, техники и повседневных вещей. Эта энциклопедия не была единственной в своем роде. Ей предшествовали и другие, но именно французская стала столь знаменитой. Одновременно с общими энциклопедиями стали появляться и специализированные, посвященные отдельным наукам.
Вот основные идеи просветителей:
- окружающий мир можно и нужно объяснять с помощью разума (в отличие от религии);
- человек рождается свободным, но передаёт часть своих свобод государству в обмен на стабильность и безопасность;
- государство существует для блага граждан, а не наоборот;
- рабство недопустимо;
- церковь не должна вмешиваться в дела государства.
Просветители полагали, что для того чтобы эти принципы работали в условиях абсолютной монархии, монарх должен издавать справедливые и обязательные законы, способствовать просвещению нации и быть «философом на троне».
Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись Вольтер, Дени Дидро, Жан Лерон Д'Аламбер и другие.
Вольтер.
Вольтер, настоящее имя при рождении Мари Франсуа Аруэ (1694—1778) — один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и философ-просветитель. Происхождения псевдонима неизвестно.
Вольтер родился 21 ноября 1694 года в Париже. Он был самым младшим сыном из пяти детей Мари Маргерит Домар, дочери секретаря уголовного суда, и нотариуса Франсуа Аруэ. Окончил иезуитский коллеж в Париже. После окончания колледжа, по настоянию своего отца, он поступил в Школу Права. Юридическая профессия не привлекала его, и еще в колледже он начал писать стихи. Он не один раз оказывался в Бастилии — тюрьме-крепости в Париже: за составление сатиры на регента Франции; за нападение на шевалье де Роган из-за публичной насмешки над попыткой поэта скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение; и за издательство книги с названием «Философские письма», в которой он идеализировал английские порядки и в самом мрачном свете рисовал состояние общественных институтов Франции. В 1734 году книга была конфискована, а ее издатель был определен в Бастилию.
Вольтер жил в Сире в замке Шампани. За этот жизненный период он создал трагедии «Альзира» и «Магомет», «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона», написана большая часть исторического труда «Век Людовика XIV». Тогда же была создана эпическая поэма «Орлеанская девственница». В 1746 состоялось его избрание во Французскую академию наук. В том же году он стал почетным членом Петербургской академии наук. Разочаровавшись в версальском дворе Вольтер переехал жить в Пруссию, далее он жил в Швейцарии. В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.
В начале 1759 г. он приобрел поместье в Ферне на границе Франции и Женевы, откуда вёл активную переписку и принимал гостей со всей Европы. Поместье Ферне стало своеобразным местом паломничества мыслителей из разных стран мира. Среди корреспондентов Вольтера, помимо Фридриха II, были российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III и датский король Христиан VII. В Ферне Вольтер провел почти два десятка счастливых лет до своей смерти, написав множество литературных, публицистических и философских произведений. Даже в свои 65, Вольтер продолжал писать и отправлять сотни писем. По заказу русского правительства он написал «Историю России при Петре Великом”, опубликованную в 1763 году. Его работа представляла Петра Алексеевича как великого реформатора, который смог разорвать путы варварства и невежества. Именно в период проживания в Ферне были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества. Также ряд произведений фернейского периода - «Трактат о веротерпимости», «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа», «Карманный философский словарь», «Вопросы об «Энциклопедии».
В 1778 году в возрасте 83 лет Вольтер скончался во сне в Париже.
Вольтер был бесспорным лидером мнений на протяжении большей части XVIII века. Вокруг него кипели страсти. Его и любили, и ненавидели. Он писал на темы, волновавшие всех. Он стал признанным лидером философско-социальной мысли.
Вольтер критиковал господствующую материалистическую школу и придерживался эмпирического (основанного на опыте) подхода к науке.
Вольтер был на защите основных естественных прав и свобод каждого человека, таких как: право на жизнь, свободу, безопасность и право собственности, а также всеобщее равенство, без разделения на классы и сословия. Однако он осознавал, что человеческая природа лжива и зла, поэтому обществу необходимы разумные законы для поддержания гармонии в общественных отношениях.
Но даже при всех своих свободолюбивых взглядах Вольтер далеко не был сторонником демократии, он голосовал за «просвещенную монархию». Он всерьёз боялся народовластия и полагал, что «народ нужно держать в узде». При этом устои феодального общества, его законы и сословные предрассудки философ резко критиковал.
Дени Дидро.
Известным представителем французской философии периода Просвещения был Дидро. Дени Дидро (1713-1784) – французский писатель, философ-просветитель и драматург. Дидро основал «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Является иностранным почетным членом Петербургской академии наук.
Дени Дидро родился 5 октября 1713 года во французском городе Лангр в семье метрдотеля Дидье Дидро. По желанию семьи, юный Дени готовился к духовной карьере. Был учеником лангрского иезуитского коллежа. В возрасте 22-х лет он отказался идти в духовенство, вместо это решил получить юридическое образование. Но вскоре он потерял интерес к изучению правоведения. Дидро хотел быть писателем и переводчиком.
В 1743 году Дидро женился на католичке Анне Антуанетте Шампьон, владелице полотняной лавки, что было прибыльным бизнесом в то время. В первые годы после женитьбы Дидро зарабатывал переводами английских произведений на французский.
В 1746 году он опубликовал свою первую книгу «Философские мысли», где размышлял о том, как примирить разум и чувства. Дени пришел к выводу, что, если чувства не контролировать, они могут стать разрушительными, тогда как разум необходим для управления ими. Стоит заметить, что он был сторонником деизма – философско-религиозного течения в Европе. Согласно деизму, Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. В этой книге Дидро приводил множество идей, критикующих атеизм и традиционное христианство. Его религиозные взгляды наилучшим образом прослеживаются в книге «Прогулка скептика». Данное произведение представляет собой что-то вроде разговора между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Каждый из участников диалога приводит свои «за и против», опираясь на те или иные факты. Однако «Прогулка скептика» вышла в печать только в 1830 году, через 83 года после написания. Власти запретили Дени Дидро распространять эту книгу и угрожали тюрьмой и сожжением всех его книг. В 1749 году философа все же посадили в тюрьму, но не за «Прогулку», а за работу «Письмо о слепых для тех, кто может видеть».
Интересно, что Дени, как и Вольтер, придерживался теории просвещенного абсолютизма в своих политических взглядах. Он скептически относился к народу, который, по его мнению, не способен решать крупные политические и моральные проблемы. Самой лучшей формой правления он считал монархию, при этом король должен был обладать всеми научными и философскими познаниями.
В 1750 году Дидро стал главным редактором авторитетного французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Дидро обладал обширным и всесторонним образованием и глубокими знаниями в области философии и естествознания, социальных наук, литературы, живописи, театра. За 16 лет работы над энциклопедией, он стал автором нескольких сотен экономических, философских, политических и религиозных статей. Интересен факт, что вместе с Дени над написанием этого труда работали такие известные просветители, как Вольтер, Жан Лерон д’Аламбер, Поль Анри Гольбах, Анн Роберт Жак Тюрго, Жан-Жак Руссо и другие. Под редакцией Дидро были созданы 28 из 35 томов «Энциклопедии».
В последующие годы своей жизни Дидро увлекся театром и начал писать пьесы на тему семейных отношений. В те времена театральные представления подразделялись на трагедии и комедии, и Дидро создал новый жанр драматического искусства - «серьезный жанр», нечто среднее между трагедией и комедией. Впоследствии этот жанр стали называть драмой.
Дени Дидро издал немало художественных произведений. Наибольшую популярность обрели роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо» и повесть «Монахиня» - один из образцов антирелигиозной пропаганды XVIII века.
Биография Дидро была тесно связана с Россией и, в частности, с Екатериной Великой. Когда императрице стало известно о финансовых трудностях писателя, она выкупила его библиотеку за значительную сумму, сохранив за Дидро право пожизненного пользования книгами и назначив его своим библиотекарем. Библиотеку перевезли в арендуемый дом в Париже, где Дидро мог свободно ею пользоваться. Этот случай вызвал большой резонанс, которым Екатерина Великая успешно воспользовалась. В октябре 1785 года, после смерти Дидро, его библиотека прибыла в Санкт-Петербург и была выставлена в одном из залов Эрмитажа. Но, к сожалению, как единое собрание эта библиотека не сохранилась: ее намеренно распределили по различным книжным учреждениям России.
В благодарность за щедрый жест императрицы, Дидро выполнял множество ее поручений. В литературе не раз отмечались его заслуги перед русской культурой и искусством, и его авторитет в свое время был очень высок в России. Просветителю была свойственна переписка с императрицей, помощь советами и консультациями по вопросам художественного образования и искусства в России, выполнение различных поручений императорского двора, связанных с приобретением произведений искусства. По сути, именно Дидро положил начало коллекции западноевропейского искусства в Эрмитаже.
Осенью 1773 года Дени Дидро прибыл в Россию, где прожил около 5 месяцев. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Дидро занимался здесь редактированием «планов и уставов» образовательных учреждений. По просьбе императрицы Дидро также составил проект организации системы народного образования в России. В этот период императрица часто общалась с Дидро и обсуждала с ним политические вопросы, одной из важных тем, которых было преобразование России в идеальное государство. При этом, Екатерина относилась к идеям Дидро об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении скептически. После своего возвращения во Францию Дидро написал серию работ, посвященных возможностям приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания вызвали ярость императрицы.
Жан Лерон Д’Аламбер.
Жан Лерон Д’Аламбер (1717-1783) - французский учёный-энциклопедист. Известен как философ, математик и механик.
Родился 16 ноября 1717 года в Париже, был незаконным сыном маркизы де Тансен и, по всей вероятности, австрийского герцога Леопольда Филиппа Аренберга. После рождения был подкинут матерью на ступени парижской церкви. В ней ребёнок был назван Жаном Лероном. Затем его устроили жить в семью стекольщика Руссо.
Рано проявившийся талант Жан Лерона позволил получить хорошее образование. В 1733 году он окончил коллеж Мазарини, где проявил замечательные способности к математике; затем изучал право и медицину. Уже в возрасте 22 лет представил Парижской академии свои сочинения.
В 1743 году вышел «Трактат о динамике», где сформулирован фундаментальный «Принцип Д’Аламбера», сводящий динамику несвободной системы к статике. Здесь он впервые сформулировал универсальные правила составления дифференциальных уравнений, описывающих движение любых материальных систем. Позже этот принцип был применен им в трактате «Рассуждения об общей причине ветров» для обоснования гидродинамики, где он доказал существование воздушных приливов, наряду с океанскими.
В 1748 году написал блестящее исследование задачи о колебаниях струны.
В 1751 году Дидро пригласил Д'Аламбера участвовать в создании «Энциклопедии». Д’Аламбер написал «Введение к Энциклопедии», которое составило эпоху в интеллектуальной жизни сначала Франции, а потом и всего образованного мира. «Введение» представляло собой фактически самостоятельное произведение, в котором излагались философские взгляды автора. В нём он описывал происхождение и развитие человеческого знания и давал свою классификацию наук.
Д’Аламбер вел в «Энциклопедии» отделы математики, физики и механики, он также поместил в ней множество статей по самым различным вопросам философии, истории, литературы, этики. В первом же томе их было опубликовано более ста. Многие из них были довольно объемными. Ряд статей д’Аламбера вызвали острые дискуссии, протесты со стороны французского духовенства, атаки и козни противников идей Просвещения.
После публикации седьмого тома «Энциклопедии» д’Аламбер, утомленный преследованиями и враждебностью со стороны властей, был вынужден покинуть редакцию, хотя и продолжал оставаться сотрудником «Энциклопедии» и другом Дидро.
Сам д’Аламбер считал, что наиболее счастливым было то время, которое он посвятил исключительно математике: тогда он был известен лишь в научном сообществе. Однако «Введение» к «Энциклопедии» сделало д’Аламбера известным среди широкой публики, в числе которой оказались завистники и противники. Он сетовал на то, что его спокойствию пришел конец с тех пор, как его склонность к литературе и философии перестала быть секретом его друзей.
После этого его активность в основном была сосредоточена во Французской академии, членом которой он стал в 1754 году. Там он работал преимущественно в области математики и астрономии.
Имя д’Аламбера было хорошо известно далеко за пределами Франции. Его политические убеждения отличались умеренностью: он выступал против феодальной иерархии и защищал право на “справедливую” собственность представителей третьего сословия. Идеалом для него была просвещенная монархия, он вел переписку с Екатериной II и был приглашен ею для обучения математике наследника престола, Павла. Но д’Аламбер отказался от этого предложения, объяснив свое решение незнанием людей и жизненных реалий, а также сложностью и ответственностью задачи воспитания будущего правителя такой большой страны, как Россия. Однако Екатерина II не оставила попыток убедить д’Аламбера посетить Петербург. Императрица назначила д’Аламберу пенсию, размер которой значительно превышал ту, что ему выплачивал Фридрих Великий, и лично написала ему письмо. Однако д’Аламбер остался при своем мнении, полагая, что не сможет должным образом выполнять столь сложные обязанности и вновь отклонил предложение. Тем не менее, переписка между Екатериной и д’Аламбером продолжалась достаточно активно до 1767 года, но касалась исключительно вопросов литературы, трудов д’Аламбера и занятий императрицы над сочинением “Наказа” для комиссии по созданию Уложения.
С другой стороны, д’Аламбер отказывал не только Екатерине: он также отклонял предложения прусского короля Фридриха II, с которым долго вел переписку. Начиная с 1752 года, Фридрих II несколько раз предлагал д’Аламберу пост президента Берлинской академии наук, однако ученый отвечал отказом. Причина, по которой д’Аламбер отклонял различные предложения покинуть Францию, крылась не только в его любви к друзьям и родной стране, но и к одной женщине.
Д'Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и другие. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д'Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела.
Умер в 1783 году после долгой болезни. Относясь к религии скептически, он отказался от завершающего причастия. Церковь отказала «отъявленному атеисту» в месте на кладбище, и его похоронили в общей могиле, ничем не обозначенной.
Екатерина Великая и французские представители Эпохи Просвещения.
Эпоха Просвещения в России в основном приходится на вторую половину XVIII века. В это время правительство активно поддерживало развитие науки и искусства. Были основаны первые российские университеты, публичные библиотеки, театры, музеи, появилась относительно независимая пресса. Ключевым деятелем в распространении Просвещения в России стала Екатерина Великая, которая играла важную роль в поддержке искусства, науки и образования, как и другие просвещенные монархи. В России, как и в других странах Европы, в эту эпоху произошли существенные перемены. Но в России не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, а наоборот, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество.
Интерес Екатерины II к французскому Просвещению и его выдающимся представителям — факт общеизвестный. О был вызван не только личными, но и государственными интересами: протягивая руку дружбы лидерам общественного мнения того времени в европейском обществе и, по крайней мере, поддерживая с ними переписку, пользуясь лестью и подкупом, императрица рассчитывала на их поддержку в осуществлении своих политических замыслов, и ее ожидания оправдались. Вольтер, д'Аламбер и Дидро верно служили ее интересам и оправдывали любые действия Российской императрицы в глазах общественного мнения Европы.
Екатерина использовала свои контакты с просветителями для рекламы своей законотворческой деятельности за рубежом, транслируя основные ее положения через личности философов и привлекая таким образом авторитет в свою пользу, а также с целью признания ими России просвещенной страной.
Но помимо желания приобрести столь сильных союзников и занять высокое место покровительницы европейского Просвещения, у Екатерины были и другие интересы, которые заставляли ее сближаться с самыми видными философами. Она была дочерью своего времени: она была очень чувствительна к высшим интересам человечества и всегда была в курсе интеллектуальных тенденций своего времени, стараясь использовать полученные знания для улучшения жизни людей.
Многие решения Екатерины II в области внутренней политики и государственного управления были в той или иной степени подсказаны идеями французских просветителей. В эпоху Просвещения философы определяли политическую моду. Дружба с ними была почетна даже для монархов. Авторитет Екатерины в Европе в значительной степени основывался на восхищении, которое она вызывала у Вольтера. Она сумела завоевать и сохранить это восхищение с необыкновенным мастерством, а в случае необходимости даже платила Вольтеру за это. Но этот авторитет не только помогал ей во внешней политике, но и внутри ее государства он создал истинную славу и величие ее царствования.
С самого начала своего правления Екатерина II демонстрировала желание поддерживать регулярную переписку с видными деятелями Франции, которых она поочередно приглашала посетить Россию. Она изучала труды французских просветителей в оригинале и вела переписку с ними на французском языке. Екатерина была требовательна к своим корреспондентам. Если кто-то из них по какой-либо причине задерживался с ответом на ее письмо, в Париж немедленно отправлялось строгое напоминание с просьбой срочно сообщить о причине отсутствия ответа.
В заключении можно сказать, что правление Екатерины II стало одной из самых ярких страниц в истории Российской империи. Императрица внесла огромный вклад в развитие страны благодаря проводимым ею реформам и поддержке науки и культуры. Заслуги Екатерины Великой перед Россией бесспорны, и ее правление оставило глубокий след в памяти народа.
Пройти тест по теме
Обложка:
Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. Иван Кузьмич Фёдоров, 1884.
Источник: bg-gallery.ru
Новое
Видео
Г. Копейкин. Штурм фортов Познани.
Г. Копейкин. Штурм фортов Познани.
Советское и японское вооружение в 1945.
Советское и японское вооружение в 1945.
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)