En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Играть
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
novosti-mobilnogo-prilozheniya
В закладки

Столпы эпохи Просвещения и корреспонденты Екатерины Великой: Дидро

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох периода XVIII века в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этой эпохи лежали принципы рационализма и свободы мысли.

Известным представителем французской философии периода Просвещения был Дидро. Дени Дидро (1713-1784) – французский писатель, философ-просветитель и драматург. Дидро основал «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Является иностранным почетным членом Петербургской академии наук.

Дени Дидро родился 5 октября 1713 года во французском городе Лангр в семье метрдотеля Дидье Дидро. По желанию семьи, юный Дени готовился к духовной карьере. Был учеником лангрского иезуитского коллежа. В возрасте 22-х лет он отказался идти в духовенство, вместо это решил получить юридическое образование. Но вскоре он потерял интерес к изучению правоведения. Дидро хотел быть писателем и переводчиком.

В 1743 году Дидро женился на католичке Анне Антуанетте Шампьон, владелице полотняной лавки, что было прибыльным бизнесом в то время. В первые годы после женитьбы Дидро зарабатывал переводами английских произведений на французский.

В 1746 году он опубликовал свою первую книгу «Философские мысли», где размышлял о том, как примирить разум и чувства. Дени пришел к выводу, что, если чувства не контролировать, они могут стать разрушительными, тогда как разум необходим для управления ими. Стоит заметить, что он был сторонником деизма – философско-религиозного течения в Европе. Согласно деизму, Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. В этой книге Дидро приводил множество идей, критикующих атеизм и традиционное христианство. Его религиозные взгляды наилучшим образом прослеживаются в книге «Прогулка скептика». Данное произведение представляет собой что-то вроде разговора между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Каждый из участников диалога приводит свои «за и против», опираясь на те или иные факты. Однако «Прогулка скептика» вышла в печать только в 1830 году, через 83 года после написания. Власти запретили Дени Дидро распространять эту книгу и угрожали тюрьмой и сожжением всех его книг. В 1749 году философа все же посадили в тюрьму, но не за «Прогулку», а за работу «Письмо о слепых для тех, кто может видеть».

Интересно, что Дени, как и Вольтер, придерживался теории просвещенного абсолютизма в своих политических взглядах. Он скептически относился к народу, который, по его мнению, не способен решать крупные политические и моральные проблемы. Самой лучшей формой правления он считал монархию, при этом король должен был обладать всеми научными и философскими познаниями.

В 1750 году Дидро стал главным редактором авторитетного французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Дидро обладал обширным и всесторонним образованием и глубокими знаниями в области философии и естествознания, социальных наук, литературы, живописи, театра. За 16 лет работы над энциклопедией, он стал автором нескольких сотен экономических, философских, политических и религиозных статей. Интересен факт, что вместе с Дени над написанием этого труда работали такие известные просветители, как Вольтер, Жан Лерон д’Аламбер, Поль Анри Гольбах, Анн Роберт Жак Тюрго, Жан-Жак Руссо и другие. Под редакцией Дидро были созданы 28 из 35 томов «Энциклопедии».

В последующие годы своей жизни Дидро увлекся театром и начал писать пьесы на тему семейных отношений. В те времена театральные представления подразделялись на трагедии и комедии, и Дидро создал новый жанр драматического искусства - «серьезный жанр», нечто среднее между трагедией и комедией. Впоследствии этот жанр стали называть драмой.

Дени Дидро издал немало художественных произведений. Наибольшую популярность обрели роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо» и повесть «Монахиня» - один из образцов антирелигиозной пропаганды XVIII века.

Биография Дидро была тесно связана с Россией и, в частности, с Екатериной Великой. Когда императрице стало известно о финансовых трудностях писателя, она выкупила его библиотеку за значительную сумму, сохранив за Дидро право пожизненного пользования книгами и назначив его своим библиотекарем. Библиотеку перевезли в арендуемый дом в Париже, где Дидро мог свободно ею пользоваться. Этот случай вызвал большой резонанс, которым Екатерина Великая успешно воспользовалась. В октябре 1785 года, после смерти Дидро, его библиотека прибыла в Санкт-Петербург и была выставлена в одном из залов Эрмитажа. Но, к сожалению, как единое собрание эта библиотека не сохранилась: ее намеренно распределили по различным книжным учреждениям России.

В благодарность за щедрый жест императрицы, Дидро выполнял множество ее поручений. В литературе не раз отмечались его заслуги перед русской культурой и искусством, и его авторитет в свое время был очень высок в России. Просветителю была свойственна переписка с императрицей, помощь советами и консультациями по вопросам художественного образования и искусства в России, выполнение различных поручений императорского двора, связанных с приобретением произведений искусства. По сути, именно Дидро положил начало коллекции западноевропейского искусства в Эрмитаже.

Осенью 1773 года Дени Дидро прибыл в Россию, где прожил около 5 месяцев. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Дидро занимался здесь редактированием «планов и уставов» образовательных учреждений. По просьбе императрицы Дидро также составил проект организации системы народного образования в России. В этот период императрица часто общалась с Дидро и обсуждала с ним политические вопросы, одной из важных тем, которых было преобразование России в идеальное государство. При этом, Екатерина относилась к идеям Дидро об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении скептически. После своего возвращения во Францию Дидро написал серию работ, посвященных возможностям приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания вызвали ярость императрицы.

Теги:
ПросвещениеXVIII векФилософия
3

Поделиться

Соцсети

Новое

Сеничев Вадим Евгеньевич

Военная революция, ставшая началом Нового времени: возрождение пехоты

Ночная прогулка по средневековому городу

Тамбовская земля — Родина Героев

Сеничев Вадим Евгеньевич

Двуручный меч на полях сражений Нового времени

Митин Сергей Герасимович

Расследование через 200 лет. Аракчеев, Минкина и восстание декабристов

Методические рекомендации. Десантная операция по освобождению острова Шумшу. 

Видео

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Фильм

Зоя и Вера

Зоя и Вера. Фильм Российского военно-исторического общества

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте