Столица великого Русского Севера. Архангельская область
Имя предопределило судьбу города. Крепость, названная в честь Архангела Михаила, стала на долгие годы надёжным защитником северных рубежей российского государства
На чтение: 4 минуты
Место, где запечатлена история Русского Севера
Имя предопределило судьбу города. Крепость, названная в честь Архангела Михаила, стала на долгие годы надёжным защитником северных рубежей российского государства.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал о нём так:
«Архангельск — удивительный город. Это культурная столица великого Русского Севера и вместе с тем порубежный порт Советского Союза. Он и в центре, он и на окраине… Это город - богатырь, богатырь на заставе — морской и сухопутной. Недаром Русский Север спасал своими богатствами и воинами Русское государство в Смутное время, в годы чужеземной интервенции. Северные воины и северные мореходы помогали Петру… Северяне сражались против Наполеона, защищали Родину в годы первой мировой войны и в годы Великой Отечественной. Самые крепкие воины и моряки выходили отсюда — из северных крестьян и поморов. Они превозмогали все тяжести войн, особенно в трудных зимних условиях, обеспечивали доставку военных грузов в самых опасных когда-либо обстоятельствах. Если можно сравнить город с человеком, то Архангельск во всём подобен Ломоносову… Архангельск озарён северным сиянием русской славы».
В 1984 году городу исполнилось 400 лет. Юбилей стал поводом для вручения Архангельску знаковой награды — ордена Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР было сказано, что награждение произошло по совокупности причин. Архангельск не только сыграл огромную роль в развитии морского флота страны и освоении Севера. Были ещё учтены подвиги архангелогородцев во время Великой Отечественной войны.
За свою долгую историю город не раз становился центром противостояния России и вражеских армий. Но вместе с тем, Архангельск являлся важным торговым портом, через который осуществлялось взаимовыгодное сотрудничество с западными странами. Кроме этого, город долгое время был местом, откуда стартовали арктические экспедиции.
У Архангельска богатая история. И почти все важные события в жизни города нашли отражение в памятниках. Они, словно иллюстрации к давно минувшим дням.
Стратегически важная территория
Сейчас в Архангельске рядом с набережной Северной Двины находится крест. Он установлен на том месте, на котором ещё сто лет назад располагался православный монастырь во имя Архангела Михаила. За несколько сотен лет своего существования он пережил несколько вражеских налётов и пожар. Но пережить советскую власть не смог. Монастырь исчез в начале 1930-х годов.
Точная дата возведения монастыря неизвестна. Принято считать, что или в XII веке, или в XIII-м. Например, по мнению историка Николая Карамзина, монастырь появился во второй половине XII столетия, когда в Великом Новгороде жил архиепископ Иоанн II. Первое же официальное упоминание в летописи относится к 1419 году.
Вначале монастырь располагался в тридцати вёрстах от места, где Северная Двина впадала в Белое море. И вокруг него постепенно стали появляться поселения. Но и до этого здесь находилось несколько поселений.
Начиная с X века территория Северной Двины и Онеги, где располагались участки земли, связывавшие Онежское озеро, озеро Белое и реку Шексну, носила название «Заволочье». А слово «волок» подразумевало некую сушу между двумя водоёмами, через которую приходилось тащить лодки. Жили в тех землях, в основном, финно-угорские племена. Как раз ориентировочно с X века туда начали всё активнее и настойчивее проникать русские переселенцы. И некоторые народы Заволочья вынуждены были платить дань. Об этом свидетельствуют цилиндры-замки (цилиндры), обнаруженные в Великом Новгороде. На них были указаны места сбора подати, которые находились на территории современной Архангельской области. Но постепенно выходцы из Великого Новгорода стали сами заселять поморские и подвинские земли. И в начале XIV столетие Заволочье уже полностью было подчинено Новгородской республике.
При князе Иване III Васильевиче произошло присоединение территории Великого Новгорода к Москве. Соответственно, коснулось это и Заволочья. Обширные северные земли также стали частью Московского государства. А в 1492 году из Холмогор был отправлены корабли с зерном, таким образом, у России появился её первый торговый флот.
В первой половине XV века монастырь во имя Архангела Михаила и вовсе являлся едва ли не главным центром всего Русского Севера. Спустя столетие эта территория превратилась в место бойкой торговли между русскими, англичанами и голландцами. Соответственно, земля вокруг монастыря покрылась сетью новых построек. Здесь появились склады, амбары, иностранные фактории и жилые дома купцов. А поселение окрестили Новыми Холмогорами, которое превратилось в главный торговый порт всего Русского государства.
Естественно, это место вызывало повышенный интерес у соседей, особенно, у шведов. И не как точка торговли, а как территория распространения своего влияния. Царь Иван IV Грозный прекрасно понимал, что рано или поздно они попытаются прибрать к рукам порт. И весной 1583 года он распорядился возвести у монастыря полноценную крепость (она должна была заменить Новые Холмогоры). Поручил он это ответственное дело воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову. В 1584 года появилась крепость. Эту дата и стала точкой отсчёта истории Архангельска. Появление крепости послужило дополнительным стимулом для развития морской торговли. А Архангельск стал приносить около 60% доходов государственной казны.
Таким образом, Ивана Грозного можно считать основателем города. Однако в современном Архангельске ему памятника нет и никогда не было. Единственное, в городе находится гранитная плита. На ней изображён государь и надпись: «Основателю Архангельска, великому князю московскому Ивану Грозному, первому русскому царю, инициатору демократических реформ XVI века, покровителю книгопечатания на Руси, от благодарных архангелогородцев». А ещё есть памятный знак с портретом царя. Но, вернёмся к истории города.
Жертва государевых интересов
Вплоть до начала XVIII столетия Архангельск играл одну из важнейших ролей в жизни России. Государь Пётр I трижды бывал в городе. И благодаря решению государя здесь началось строительство флота. Сначала торгового, а с 1708 года — военного (корабли предназначались для Балтийского флота). Сам Архангельск, став губернским городом, внезапно столкнулся с жестокой конкуренцией со стороны новой столицы России — Санкт-Петербурга.
Пётр I, который сначала своими решениями подтолкнул Архангельск к бурному развитию, потом новыми инициативами стал его же душить. Начиная с 1713 года жизнь города стала меняться. В первую очередь, это касалось торговли. Теперь главным торговым городом государства стал именно Санкт-Петербург. Правда, за Архангельском всё ещё сохранялась роль важнейшей судостроительной верфи.
В 1714 году Пётр Алексеевич распорядился запретить каменное строительство во всех городах, кроме новой столицы. Из-за этого решения в Архангельске не удалось достроить зимний храм Свято-Троицкого кафедрального собора.
Несмотря на ограничения в торговле, которым подвергся Архангельск, он ещё несколько лет продолжал выполнять функции торгового порта и принимал иностранные корабли. Однако в 1718 году Пётр Алексеевич решил окончательно отобрал у города эту роль. Появился запрет на экспорт хлеба и импорт большого количества иностранных товаров через Архангельск. И город перестал представлять интерес для отечественных и заграничных купцов.
Несмотря на это, в Архангельске есть памятник Петру I. Правда, установлен он был в 1914 году. Памятник символизирует то, что именно Архангельск стал колыбелью русского флота. У монумента сложная судьба. В 1920 году, после установления Советской власти, бронзовая фигура государя была просто сброшена с постамента как символ царизма. Тринадцать лет она лежала на берегу Северной Двины. Затем её перевезли в краеведческий музей. И только после окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году, памятник установили на набережной, где он стоит до сих пор.
Вплоть до второй половины XVIII столетия Архангельск медленно угасал. И только в 1762 году Екатерина II сняла запреты с города и уравняла его по торговым правам с Санкт-Петербургом. Но прошло слишком много лет. Статус главного торгового порта России Архангельск вернуть себе уже не смог. Зато в городе по-прежнему занимались строительством различных кораблей.
От Первой мировой войны — до Великой Отечественной
Когда началась Первая Мировая война, роль Архангельска в судьбе страны вновь резко возросла. Он стал портом, куда Антанта доставляла различные грузы. Кроме этого, через него уходили за границу поставки и из самой России.
Известно, что за время участия Российской империи в войне (с 1914 по 1917 годы) Архангельск принял около 5,5 тысяч тонн грузов от союзных государств (всего же в страну было доставлено около 6 тысяч тонн). А ушло из города почти 4,5 тысячи тонн товаров — почти всё, чем могла тогда поделиться страна.
Ключевую роль сыграл Архангельск и его руководство в основании Мурманска (первое название — Романов-на-Мурмане). Было принято стратегическое решение о развитии нового северного порта, доступ к которому был открыт круглый год.
Важность Архангельска прекрасно понимали и вчерашние союзники Российской империи. Как только она погрузилась в пучину Гражданской войны, город заполонили английские интервенты. Действовали они под прикрытием благих обещаний защиты стратегически важного порта. На деле же обширная северная территория просто попала в сферу интересов Лондона. В августе 1918 года город был захвачен. Появилась Северная область, которая находилась на стороне Белого движения. Помимо белогвардейцев там находилось свыше двадцати тысяч английских, французских и американских солдат.
Однако уже в следующем году интервенты были вынуждены покинуть Архангельск. А без их поддержки белогвардейцы ничего не смогли противостоять Красной армии. И в 1920 году в городе была установлена Советская власть. В Архангельске есть два памятника, посвящённых нападению иностранных солдат. Называются они одинаково - «Жертвам интервенции 1918-1920 годов». Оба монумента появились в 1950-х годах. Кроме этого, в городе, конечно, есть памятник Владимиру Ильичу Ленину, а также двум революционерам: Павлину Виноградову и Роману Куликову, сыгравшим важную роль в победе красных над иностранными захватчиками. А ещё в Архангельске установлен памятник «Доблестным защитникам Советского Севера 1918—1920 гг.» Он посвящён всем солдатам, которые сражались против интервентов во время Гражданской войны.
В советские годы Архангельск играл важную роль и как торговый порт, и как центр кораблестроения. Город постепенно развивался, в нём появлялись различные промышленные предприятия. Как подтверждение этому — памятник «Помор с оленем», установленный в 1930 году. На монументе находятся пять барельефов, которые отображали главные занятия региона: рыболовство, оленеводство, животноводство (молочное и мясное), лесозаготовка и деревообработка. Также на нём есть надпись: «Пролетарской волей и напором край суровый и отсталый превратим в индустриальный новый Север».
А в 1937 году Архангельск стал столицей области. Город развивался в разных направлениях, но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И Архангельск вновь сыграл важную роль в трудный для страны период. Город стал важным звеном, связывающим СССР и её иностранных союзников. За первые полгода войны порт принял более полусотни кораблей, доставивших ценные грузы.
При этом город сильно пострадал от вражеских ударов. Известно, за время войны умерло 38 тысяч архангелогородцев — каждый пятый житель города. По оценкам исследователей, Архангельск стал вторым городом после Ленинграда по уровню смертности.
Но город всё равно жил, став мощной тыловой базой. Работал и порт, несмотря на многочисленные бомбардировки. Поскольку более четверти населения Архангельска ушло на фронт, на его защиту встали женщины, старики и, конечно, дети. В 2019 году в городе был открыт монумент, с лаконичным названием «Детям войны». Появился памятник по инициативе Российского военно-исторического общества.
Памятник состоит из трёх композиций, имеющих под собой реальные прототипы. На переднем плане находится мальчик-юнга. Это собирательный образ. Он посвящён всем ребятам, которые учились в школах юнг: при Северном морском пароходстве, при траловом и техническом флоте. Наибольшую известность приобрело учебное заведение, находящееся на Соловках. За годы Великой Отечественной войны тысячи ребят прошли обучения в школах и сражались с немецко-фашистскими захватчиками.
За юнгой находится скульптура девочки, которая тащит волокушу с рыбой. Её прототипом стала Валентина Пакулина. Когда наступила первая фронтовая зима ей было 12 лет. В Архангельске царили разруха, болезни и голод. Вдруг появилась новость, что на морском побережье есть рыба и её нужно притащить в город. Несколько женщин и подростков отправились в путь. Среди них была и Валентина. Они шли по глубокому снегу мимо опустевших деревень, таща за собой волокуши — ящичек.
Добравшись до места, люди набили мешки замороженной рыбой, после чего отправились обратно. Путь до города занял куда больше времени. Но женщины и дети справились. Они доставили рыбу и, тем самым, спасли жизни многих архангелогородцев.
Третья композиция памятника — мальчик и мастер за станком. Прототипом стал Толик Соколов, работавший на заводе. Поскольку он был маленького роста, не дотягивался до станка. И ему пришлось работать, стоя на двух деревянных ящиках.
Конечно, в Архангельске есть ещё много памятников, посвящённых трагическим событиям Великой Отечественной войны. Наверное, самым необычном является монумент под названием «Тюленю — спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда». Он посвящён тюленям, чьи мясо и жир помогли людям выжить в голодное время.
Город и его жители справились со всеми трудностями. И после окончания Великой Отечественной войны начались масштабные работы по восстановлению Архангельска и других городов области. Например, в Северодвинске появился комплекс по строительству и ремонту подводных лодок. Был построен космодром Плесецк, началось дежурство боевого соединения межконтинентальных баллистических ракет. Появились и другие военные объекты. Всё это было связано с появлением новой угрозы, под названием «Холодная война».
Параллельно развивалось Северное морское пароходство, расширялся и реконструировался Архангельский порт, появился контейнерный терминал. Город вновь стал важным местом, откуда начинались, как и столетия назад, научные экспедиции.
«Ворота в Арктику»
Архангельск — это не только торговый порт и место строительства кораблей. На протяжении столетий этот город являлся местом, откуда стартовали самые разнообразные экспедиции. Началось это ещё в XVI веке, когда в Европе появился интерес к Арктике и северному пути в Азию. Связано это было, в первую очередь, с возвышением Османской империи, занявшей территорию Восточной Римской империи. После падения Константинополя в 1453 году все старые торговые пути и связи были нарушены. Турки установили контроль над привычными маршрутами, заставив европейцев искать альтернативу. И вариант с Севером появился сам собой.
Еще во время правления Ивана Грозного была высказана теория, что до Индии и Китая можно добраться северным путём. Были даже мысли по организации подобной экспедиции, но реализовать амбициозный проект в то время не получилось. Подобные планы были не только у русских, но и у их соседей. Например, шведов. Пытались прибрать к рукам Архангельск и поляки, захотев воспользоваться Смутным временем. Планы до оккупации города вынашивали и англичане. Предлог у них был логичный — помощь Московскому царству в борьбе с интервентами. Но ни шведы, ни англичане, ни поляки добиться желаемого так и не смогли.
В самом начале XVII века появился новый морской путь — из Архангельска в Мангазею. Этот город стал первым поселением русских в заполярной Сибири. А путь пролегал по Белому и Карскому морям.
В 1648 году экспедиция Семёна Ивановича Дежнёва сумела пройти из устья реки Колымы мимо Чукотского полуострова, покинув акваторию Северного Ледовитого океана, добравшись до Тихого. Таким образом было доказано, что между Азией и Америкой существует пролив.
Архангелогородская губерния является малой Родиной Михаила Васильевича Ломоносова. Его принято считать основоположником северной и арктической геостратегии Российского государства. Он выступал за освоение и развитие не только Северного морского пути и всей Арктики. Михаил Васильевич являлся инициатором двух полярных экспедиций (1765-1766 годы), которые возглавил адмирал Василий Яковлевич Чичагов. А Архангельск играл важную роль опорной базы.
Не поменялась ситуация и в последующие столетия. Архангельск оставался центром освоения и исследования Северного морского пути и всей Арктики. Важное событие произошло 16 сентября 1915 года. В порт Архангельска прибыла экспедиция под командованием Бориса Андреевича Вилькидского. Исследователи на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» сумели впервые совершить сквозное плавание из Владивостока в Архангельск по Северному морскому пути.
Не изменилась роль Архангельска и после установления в стране Советской власти. В 1920 году в городе появилось Беломорское управление рыбных и звериных промыслов. Это привело к образованию в Архангельске первого тралового флота. Следом была создана специальная организация, которая занималась изучением Арктики — Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем совете народного хозяйства. И уже через два года в Архангельске был оборудован под решения самых сложных научных задач корабль «Персей». Известно, что в строю он находился без малого два десятка лет. И за это время совершил свыше 80 научных экспедиций.
Ориентировочно в то же время из Архангельска отправлялись экспедиции в Карское море. Задача перед исследователями стояла конкретная – освоить архипелаги и Северный морской путь. В 1929 году Архангельск стал отправной точкой экспедиции Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Г. Седов». Путешественники не только сумели добраться до Земли Франца-Иосифа, но и поднять над стратегически важным архипелагом флаг Советского Союза (сейчас Земля Франца-Иосифа официально входит в состав Архангельской области). Поскольку острова стали частью СССР, вскоре здесь появилась и первая советская научная станция.
Летом 1932 года произошло ещё одно знаковое событие как для Архангельска, так и для всей советской науки. Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» в конце июля покинул порт, обогнул с севера архипелаг Северная Земля и уже в августе добрался до Чукотского моря. Затем произошло непредвиденное обстоятельство — судно лишилось части гребного вала с винтом. Капитан корабля Владимир Иванович Воронин и начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт приняли решение дрейфовать. Затем команда изготовила самодельные паруса, что позволило пароходу добраться до Берингова пролива. Там «Александру Сибирякову» пришли на помощь и отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Воронину, Шмидту и их команде удалось первыми в истории совершить сквозное плавание по Северному морскому пути. Они всего за одну навигацию добрались из Белого моря до Берингова.
Благодаря их успеху стало понятно, что Северный морской путь пригоден в качестве транспортной магистрали. И его стали использовать всё чаще. Сказало своё веское слово и государство. При Совнаркоме появилось Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). От него требовалось «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания на этом пути». И как раз в Архангельске «поселилось» крупнейшее территориальное управление, находящееся в системе ГУСМП. Здесь же, начиная с 1933 года, располагалось и Бюро полярной комиссии Академии наук СССР по изучению Севера. А спустя три года оно было преобразовано в Северную базу Академии наук СССР.
Вообще, в предвоенные годы именно Архангельск являлся «сердцем» всего ледового флота Советского Союза. Здесь базировались корабли, отсюда же шло снабжение станций, расположенных на архипелагах и снаряжение многочисленных экспедиций. Всё это привело к тому, что город стали называть «воротами в Арктику».
Весной 1937 года своё веское слово в изучении Арктики сказали и лётчики. Из Архангельска на Северный полюс отправились самолёты с учёными. Экспедицию возглавляли Отто Юльевич Шмидт и Иван Дмитриевич Папанин. Они создали первую дрейфующую полярную станцию «СП-1», во главе которой встал Папанин.
Есть в Архангельске и монументы, посвящённые освоению Севера. Например, на Аллее Славы расположены бюсты главных первопроходцев арктических трасс: Седова, Шмидта, Воронина, Папанина.
Архангельская область сегодня
В наши дни статус Архангельска остаётся неизменным. Несмотря на то, что город уже не является единственным северным портом, он по-прежнему считается главными воротами в Арктику. Этот статус Архангельску удалось сохранить не только богатому историческому наследию (в общей сложности, из города ушло свыше трёх сотен полярных экспедиций). Город продолжает развиваться в этом направлении. Здесь, как и много лет назад, реализуются различные программа по развитию не только самой Арктики, но и Арктической зоны России.
Сейчас в Архангельске сосредоточен морской и речной, железнодорожный и авиационный транспорт, заточенный под развитие Севера. И сам город, таким образом, является крупным транспортным узлом. Кроме этого, в Архангельске и области сосредоточены крупные промышленные предприятия. В первую очередь, конечно, направленные на судостроение. Например, заводы, расположенные в Северодвинске. Они являются одними из главных во всей стране. Северодвинские предприятие занимаются строительством не только кораблей, но и нефтегазовых платформ, пригодных для эксплуатации в суровых северных водах.
А ещё в Архангельске находится уникальный для России комбинат — водорослевый. Он занимается не только добычей, но и переработкой различных арктических водорослей: ламинарий, фукуса и других.
История предприятия началась в тяжёлый для нашей страны 1918 год. Тогда в Архангельске появился завод по производству йода из беломорских водорослей. А в 1930-х годах специалисты предприятия начали из беломорской анфельции производить промышленные партии агара.
Сейчас Архангельский водорослевый комбинат занимается производством фармацевтической, косметической и пищевой продукции. И он является ярким представителем всей отрасли морской биохимии в стране.
…Название города предопределило его судьбу. Небесным покровителем Архангельска вот уже несколько столетий является Архангел Михаил. Этот святой изображён и на гербе «города-богатыря». Однако памятник покровителю появился не так давно — в 2002 году. Архангел Михаил представлен в виде крылатого молодого человека в доспехах. В одной руке он сжимает меч, в другой — ножны. Он — страж города, который всегда был рядом, даже в самые тёмные и страшные времена. В 2010 году, в память о героическом прошлом, Архангельску было присвоено почётное звание «Город воинской славы».