En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Ставропольское церковно-археологическое общество: история зарождения и деятельность

Православное духовенство стояло у истоков становление и развитие отечественной истории, внесло огромный вклад в сохранение исторических древностей.  Как известно, первыми отечественными историками были монахи Киево-Печерской Лавры, положившие начало русскому летописанию.  Увлечено читая пожелтевшего страницы прошлого, мы зачастую даже не представляем, сколько сил и бессонных ночей пришлось потратить благочестивым инокам, что бы донести все это до нас. Именно церковнослужители  первыми стали собирать и хранить исторические документы и реликвии, тем самым закладывали основы для будущего музееведения. 

Важную роль сыграла Православная Церковь в изучение и составление истории вновь присоединенных к России территорий, в частности Северо-Западного Кавказа. Под данным терминов в работе подразумевается географическая область, вошедшая в 1843 г. в подчинение Кавказской епархии, ныне это территория Краснодарского края, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии.

Почти за полстолетия до возникновения церковной археологии, православное духовенство данного региона стало заниматься ею. Поэтому созданное в 1894 г. Ставропольское церковно-археологическое общество, возникло не на пустом месте, к этому времени у церковнослужителей имелся определенный опыт исследовательской деятельности. В целом же, в трудах православного духовенства, направленных на сохранение археологических памятников можно выделить два этапа. За основу периодизации взяты изменения в организации и методике проведения разысканий древности.

Первый начальный: к. ХVIII- ср. 60-х гг. ХIХ в.

Второй: ср. 60-х гг. ХIХ в. – 1917 г.

Для первого периода характерно:

- стихийность в деятельности, еще не было создано никакой церковной организации,  координирующей исследовательскую работу,
- преобладание примитивных форм сбора информации.
- Инициатива изучения рудиментов прошлого исходила в это время от самих       священнослужителей, либо от казачьего начальства, которое обращалось за помощью к Церкви. - прераготивными направлениями были те области, которые касались церковных реликвий запорожских казаков – основного в то время населения Черномории, либо объекты древности, находящиеся на территории, подвластной православному духовенству северо-западного Кавказа. 

 На данном этапе важную роль в сохранение археологических древностей и изучение местной истории сыграли первые протоиереи Черноморского казачьего войска Р. Порохня и К.В. Россинский. Отец Роман сделал ни мало для отыскания церковных реликвий запорожских казаков и сохранения древних памятников, найденных на Тамани, а о. Кирилл способствовал частичному возвращению на Кубань предметов запорожской древности, а  так же привлечению известных отечественных археологов к исследованию Таманского полуострова. Так в 1820 г. найдя два древних камня  в районе ст. Ахтанизовской, К.В. Россинский сообщал об этом известному археологу П.И. Кепенну, особо подчеркивая, что это остатки древнего храма, о чем свидетельствуют и греческие надписи, сделанные на них.[1]   

Трудами  К.В. Россинского при уездном училище был создан мини музей, в котором хранились как геологические и археологические экспонаты, найденные в Черномории, так и некоторые вещи запорожцев.

Важное значение для становления церковной археологии имело и открытие в 1829 г. древних христианских храмов в районе Б. Зеленчука.[2]

Именно тогда французским архитектором Бернардауци были сделаны их первые снимки и составлено  описание, но дальше этого дело не пошло. Проведению исследовательских работ мешало идущая в этих местах Кавказская война. Активизации деятельности церкви в области археологических исследований способствовало и особое распоряжение Николая I от 1838 г., разрешившее проведения археологических раскопок на Таманском полуострове. На священников возлагалась разъяснительная работа среди населения, с целью недопущения грабежей и мародерства.

Образование в 1843 г. собственной епархии, способствовало более тесному сотрудничеству церковных и светских властей в вопросах изучения памятников старины. Этому в ни малой степени содействовали и труды первого Кавказского епископа  Иеремея, который по воле Бога, оставив ректорское кресло  Киевской духовной академии, возглавил православную паству необжитого Кавказа.  Занимаясь административно-хозяйственными вопросами, а на его долю выпало самое сложное – создание системы епархиального управления, на первый план он всегда ставил  заботу о духовном состояние общества, о сохранение исторической памяти. Кавказский архипастор, отправляясь в небезопасные поездки по епархии, собирал по крупицам сведения о наличие христианских памятников и особенностях верований местных народов. К сожалению, заниматься широкими исследованиями в то время мешала Кавказская война. Но труды епископа не были напрасны. В 1861 г., с радостью откликаясь на учреждение «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» он написал работу «24 письма с Кавказа», где поместил все собранные им данные о специфике горского менталитета, о христианских древностях и об особенностях миссионерской деятельности в этом крае».  

Учреждение в 1848 г. В Черномории Межевой комиссии вносили новый аспект в историко-исследовательскую деятельность церковнослужителей. С этого времени одной из их обязанностей стало изучение и составление истории своего прихода, религиозных нравов и традиций. В этом плане особого внимания заслуживает работа кубанского священника П. Кучеровского, которая была первым исследованием (создана в 1856 г.), посвященным православной культуре казачества и ее специфики.  

Наступление второго периода связано с четырьмя моментами:

- Окончание Кавказкой войны, стабилизация обстановки  оказывала весьма благотворное внимание на проведение разного рода научных изысканий.

- Образование в 1864 Московского археологического общества и популяризация церковной археологии. С в 1869 г. это дисциплина включается в учебные программы духовных семинарий и академий.

- Установление сотрудничества между светскими и духовными властями в области изучение археологических древностей. Выработка программы и плана научных исследований. Так в 1878-1879 гг. известным исследователем Кубани Е.Д. Фелицыным была разработана целая программа Статистико-этнографического описания населенных мест Кубанской области, по которой священнослужители и народные учителя собирали необходимый материал, большой вклад на этом поприще внесли  священников Е. Тимофеевского, Т. Стефановского, С. Никольского, и др. их работы до сих пор не утратили своей актуальности.

Окончательное вхождение Северного Кавказа в состав России актуализировало необходимость изучения раннехристианской истории в этом районе.

В 1882 Св. Синод особым указом повелел всем епархиям составить список древностей церковных и описи всех монастырских вещей, имеющихся на их территории.

Древнехристианские памятники Кавказа вновь привлекли внимание исследователей. В конце октября – начале ноября 1886 г. епископ Ставропольский и Кубанский Владимирпредпринял поездку в район Зеленчукских храмов. Итогом, которой стала работа владыки «Христианские древности», опубликованная в Ставропольских епархиальных ведомостях в 1888 г.

Повышенный интерес к церковной древности стал толчком для учреждения во многих епархиях Русской Православной Церкви археологических комитетов и обществ. Среди 23 церковно-археологических обществ имелось и Ставропольское, созданное 20 декабря 1894 по указу Св. Синода. За время его существования с 1894-1920 г. сменилось три председателя: первым был ректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей П. Смирнов (1894-1899), вторым Д. Успенский (1899-1906), третьим руководитель миссионерского отдела С. Никольский (1906-1917).  Целью общества было изучение церковной религиозной жизни в пределах современной епархии от начала христианства до современности.

Важную роль в деятельности Церковно-археологического общества сыграл епископ Агафадор, который был большим знатоком и любителем церковной археологии. Именно по его инициативе при обществе были созданы древлехранилище и библиотека. В 1900 г. при обществе был открыт музей, который в 1906 г. получил статус епархиального и включал в себя помимо архива и портретного зала три отдела: церковно-исторический, археологический и миссионерский. Раз в неделю в музее проводились бесплатные тематические экскурсии для учащихся, в обычные дни стоимость билета составляла 10 коп.

Много внимания отводило общество и написанию истории Ставропольской епархии, с этой целью в 1903 г. при нем была учреждена особая комиссия. Ежегодно общество публиковало сведения по церковной археологии края, а также отыскивало, изучало и охраняло древнехристианские памятники. Общество также занималось систематизацией и разработкой церковных архивов епархии.

 К сожалению, не все в деятельности общества было гладким. Пожалуй, самым сложным был поиск предметом церковной старины, распоряжение архиерея саботировали не только обычные граждане, но и не редко сами священники, которые не хотели передавать реликвии своего храма в епархиальный музей. Часто в отчетах они либо замалчивали об уникальном экспонате, либо говорили, что он не обходим для совершения богослужения.  Так перечисляя раритеты Покровской церкви (самой первой основанной черноморскими казаками) в Тамани священнослужители писали: «При храме имеются чаща  позолоченная 1735 – дар запорожских казаков Т. Сугаля и А. Рудя, дары войскового судьи А. Головатого -  ковчег серебряный вызолоченный 1797, кадило серебряное 1794, серебряное блюдо – 1795. Так же есть несколько икон такой же давности и богословские книги, самая древняя Литургион. Львов 1661. Но все эти вещи нужны для богослужения».  [3]

Подводя итог данному исследованию, следует подчеркнуть, в деятельности Ставропольского церковно-археологическое общества четко прослеживается пять направлений: музееведение (создание музея, сохранения памятников культуры), архивоведение (хранение и обработка архивных документов), историческое (написание истории ставропольской епархии и общей истории христианства на Северном Кавказе, к сожалению, удалось сделать лишь частично), издательское (общество постоянно публиковало на страницах епархиальных ведомостях сведения о предметах старины, а так же ежегодно издавало сборник  и просветительское (все члены общества, принимали активное участие в просвещение широких слоев общества).

В отличие от аналогичных обществ, созданных в российских губерниях Ставропольское имело ряд характерных особенностей, связанных со спецификой региона:

-  огромное место отводилось изучение военной истории и роли войскового духовенства,

- христианские древности в большей степени относились не к истории Киевской Руси, а  к периоду Византийского владычества в этом крае.

- Самые древние памятники русской православной культуры, найденные на С.Кавказе датировались началом Никоновской реформы,

- важное место в деятельности общества занимало изучение христианизации горских народов в V- VI вв. и этнографических элементов подтверждающих это.

 

[1] ЦАРАН (Центральный архив Российской академии наук). Ф. 30. Оп.1.Д. 202. Л. 2-3.

[2] Ставропольские епархиальные ведомости 1895. С 46.

[3] Ставропольские епархиальные ведомости 1906. С. 68

890

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва народов. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте