En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Станиславский: театр на все времена. Ещё раз о непрерывности русской культуры

10.01.2017

…На самом деле, тут даже нет предмета для спора.

И те, кто с гордостью утверждает, что после Великой русской революции родилась «новая советская культура», и те, кто с горечью констатирует, что «подлинная русская культура уплыла на «философских пароходах», – они одинаково не правы.

Константин Сергеевич Алексеев на момент свершения Революции был уже человеком, скажем так, более чем зрелым и состоявшимся.

Что, в общем-то, неудивительно.

Родился в далёком, даже с точки зрения самой революции 1863 году, в многодетной благополучной семье богатого и известного московского промышленника, состоял в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. Его двоюродный брат Николай Александрович Алексеев и вовсе немалых восемь лет «проработал Собяниным» – был московским городским головой.

Впрочем, государственное управление и семейное дело Константина Сергеевича нельзя сказать, что очень уж сильно увлекали: его единственной страстью в долгой и очень значимой для российской культуры жизни был исключительно театр. Сценические опыты, по крайней мере, он начинал ещё в четырнадцатилетнем возрасте, в домашнем Алексеевском кружке. Параллельно закончил гимназию, служил в семейной фирме, но это было всё не совсем то, и – уж совсем не его. А вот усиленные занятия пластикой, вокалом, риторикой – это да. На любительской сцене в 21 год и состоялось его первое выступление: в роли Подколесина, в гоголевской «Женитьбе».

В 1886 году его избирают казначеем московского отделения Русского музыкального общества. Чуть попозже, вместе с художником Сологубом (не с тем, который знаменитый писатель-символист, с другим) и певцом и педагогом Фёдором Петровичем Комиссаржевским он создаёт свой, по сути, первый театр.

МОИиЛ.

Московское общество искусства и литературы.

И в это же время, чтобы скрыть свою настоящую, весьма известную и родовитую фамилию, берёт для сцены фамилию Станиславский.

1900 г. Крым. Константин Станиславский с женой, актрисой Марией Лилиной.

Дальнейшее пересказывать бессмысленно: кто такой Константин Сергеевич Станиславский и детали его биографии знают, наверное, все. Тут и влюблённость в школу Мейнингенского театра, и знаменитая встреча с Немировичем-Данченко, и основание Московского художественного театра, и бурная актерская и режиссерская жизнь.

Нам важнее другое.

С точки зрения истории театрального искусства, ни сам Станиславский, ни его детища революции будто бы и не заметили. Нет, безусловно, они принимали самое разнообразное участие и в этих событиях, и в социальных потрясениях. Станиславский даже побывал в заложниках во время прорыва белых на Москву. А значительная часть труппы во главе с Качаловым даже чуть не потерялась, выехав в 1919-м на гастроли и оказавшись непонятно по какую линию многочисленных фронтов Гражданской войны.

Были и голод, и лишения – вместе со всей страной.

Но театральная история даже и не думала прерываться.

Уже в 1921 году Станиславский делает знаменитую, ныне классическую постановку опять-таки гоголевского «Ревизора» с Михаилом Чеховым, проводит довольно болезненную смену поколений в актёрских составах (часть «студий», 1-я и 3-я, вообще выделяются в отдельные театры).

Деятельность же самого Станиславского в 20—30-е годы определялась прежде всего не какой бы то ни было «политикой», а его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены в противостоянии с набиравшим силу авангардом. Постановка «Горячего сердца» (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр — мёртв».

Ставятся «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Дни Турбиных» молодого Булгакова. «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова, «Растратчики» опять-таки молодого Валентина Катаева, «Битва жизни» по Диккенсу, и многое, многое ещё.

1926 г. Возвращение К.С. Станиславского и актеров МХАТа с гастролей в США (слева направо): К. Станиславский, Вл. Антонов-Овсеенко, сестра Станиславского – Мария.

Показательна и ещё одна история. В 1922 году Станиславский везёт свой театр в длительные и сверхуспешные гастроли по Европе и Америке. И ни у кого, ни у самого режиссера, ни у труппы, ни у управленцев молодого Советского государства не возникает даже мысли о «невозвращенчестве».

В конце концов, они – русская культура, и это русский театр.

А большевистская революция и большевистская власть – это не плохо и не хорошо, они просто есть.

Россия выбрала такой путь, ну что ж: нам с нашей страной по пути.

Станиславский проживёт ещё долго, до августа 1938-го, будет издавать книги в СССР и в США (никаких, кстати, репрессий), будет и обласкиваем властями, и гонимым и снова обласкиваем: народный артист СССР, орденоносец, классик, живой классик. И прежние власти его тоже ценили – весной 1917-го, при Временном правительстве, Константин Сергеевич стал почётным академиком РАН по Разряду изящной словесности.

Созданный им МХТ сначала становится МХТ СССР, тем самым «уравниваясь» с Большим и Малым театрами, а потом и вовсе приобретает статус Академического.  В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша — для создания филиала. В 1935 открывается его последнее детище, Оперно-драматическая студия, ставшая сейчас Московским драматическим театром его имени.

И, вот, глядя на эту жизнь и историю самой знаменитой труппы в истории российского театра, слушать рассуждения о том, что «русская культура закончилась в Революцию и тогда же началась новая культура, советская», мне, простите, смешно.

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория современной РоссииНовейшая история
4147

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте