Созвездие доблестных городов. Челябинская область
Челябинская область –один из крупнейших субъектов Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. Административным центром области является город Челябинск, крупнейший промышленный центр Урала, восьмой по численности населения город в Российской Федерации.
Наш край величавый с петровских времен Ты светом великих побед озарен. Священным металлом, рукой трудовой Веками ты служишь России родной. Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал — честь и слава страны. Озер твоих синих, лесов и полей Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей. Надежда России, ее часовой, Хранишь ты любимой Отчизны покой. Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал — честь и слава страны.
Гимн Челябинской области
Регион расположен в центральной части континента Евразия, в южной части Уральского хребта, на самом стыке Среднего и Южного Урала, и на прилегающей к нему Западно-Сибирской равнине.
Именно здесь проходит условная граница между Европой и Азией, через весь горный хребет. Рядом со станцией Уржумка Южно-Уральской железной дороги, что в 8 километрах от Златоуста, на перевале Уралтау стоит каменный столб. На одной стороне столба написано «Европа», а на другой — «Азия». Получается, что одни населённые пункты области находятся в Европе, а другие — в Азии.
Область граничит на севере со Свердловской, Курганской, Оренбургской областью, на западе с Республикой Башкортостан. Юго-восточная граница области проходит вдоль государственной границы Российской Федерации с Казахстаном.
Челябинская область была создана 17 января 1934 года из южных районов упразднённой Уральской области. До нее предшествовала Челябинская губерния, которая была основана в 1919 году.
Челябинская область богата уникальными природными объектами - красивыми пейзажами, озёрами, лесами, пещерами и целебными источниками. Это способствуют развитию туризма в регионе. Климат не самый комфортный, резко континентальный, зимы здесь холодные и продолжительные, а летом часто бывает засушливо.
Леса и горы покрывают западную часть области, а остальная территория области занята степями и лесостепями. Гора Большой Нургуш высотой 1406,6 метра – самая высокая точка области. Здесь множество рек, среди которых выделяются Урал и Миасс. Однако главная водная достопримечательность региона — это озёра. Челябинскую область называют «краем озёр»: на её территории расположено 3170 водоёмов, 98 из которых имеют площадь более 5 квадратных километров, а самое большое озеро Увильды занимает 68 квадратных километров.
Озёра региона содержат минеральные воды и уникальные лечебные грязи, благодаря которым люди со всех уголков страны приезжают сюда для оздоровления. Область славится разнообразием лечебных грязей, санатории «Увильды», «Урал» и «Еловое» известны на всю Россию.
В Челябинской области активно развивается горнолыжный спорт. Здесь расположено около 20 горнолыжных комплексов, таких как Абзаково, Аджигардак, Завьялиха, Металлург-Магнитогорск и Солнечная долина, соответствующих высочайшим европейским стандартам и пользующихся огромной популярностью.
История территории
Административное развитие региона началось в XVIII веке и стало продолжением политики Петра I по укреплению экономики России и расширению её границ. Это отражено в работе Оренбургской экспедиции. С 1734 по 1736 гг. Оренбургская экспедиция основала ряд крепостей для военных и торговых целей: Верхне-Яицкая, Чебаркульская, Миасская и Челябинская. 13 августа 1737 года Василий Никитич Татищев предложил создать Исетскую провинцию, которая включала северную часть современных Челябинской и Курганской областей.
С 1743 года центром провинции стал Челябинск. 15 марта 1744 года была образована Оренбургская губерния, объединившая Исетскую и Уфимскую провинции.
Во второй половине XVIII века промышленное производство развивалось быстрыми темпами, и вокруг заводов появлялись новые города: Нязепетровск, Касли, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Сатка, Юрюзань, Усть-Катав и Миасс.
В середине XIX века оренбургские казаки начали активно осваивать степные регионы Южного Урала. Населённым пунктам давали названия, связанные с местами побед русской армии: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и другие. Примерно в это же время Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала, где велась продажа зерна и продукции животноводства. После строительства Транссибирской магистрали (1891–1916) Челябинская область стала крупнейшим транспортным узлом, объединившим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единую сеть.
Регион славится своими выдающимися уроженцами: бард, поэт и музыкант Олег Митяев из Челябинска известен по всей России благодаря своей песне «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которая стала неофициальным гимном движения авторской песни ещё со времён СССР. Игорь Курчатов — знаменитый физик-ядерщик, академик и создатель советского ядерного оружия. Маршал Советского Союза Борис Шапошников из Златоуста внёс значительный вклад в развитие и укрепление Вооружённых сил СССР, а также в подготовку военных кадров. Он много работал над развитием военной науки и обобщением боевого опыта Первой мировой и Гражданской войн. Советский и российский шахматист Анатолий Карпов из Златоуста — двенадцатый чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер и заслуженный мастер спорта СССР. Почётный президент Федерации шахмат России. Хоккеист Сергей Макаров из Челябинска — легендарный хоккеист, который стал звездой в ЦСКА и НХЛ, главный снайпер сборной СССР, забивший 190 шайб за национальную команду. Четырежды Макаров становился лучшим бомбардиром чемпионатов мира.
Южноуральцы на фронте и в тылу
Во время Великой Отечественной войны Челябинская область стала оплотом победы, снабжая фронт металлом, боеприпасами и военной техникой. На Магнитогорском металлургическом комбинате всего через два часа после объявления войны было принято решение о переходе некоторых печей на производство особого металла. Магнитогорская сталь использовалась для изготовления брони, которой были защищены десятки тысяч советских танков, участвовавших в сражениях против вражеских войск. Каждый третий снаряд, выпущенный по противнику, был сделан из металла, произведённого в Магнитогорске.
В течение войны с областных призывных пунктов и военкоматов на фронт было отправлено более одного миллиона человек. Уральские солдаты сражались во всех родах войск. Их имена навсегда останутся в памяти будущих поколений. Среди них Герой Советского Союза Г. П. Кунавин, повторившие подвиг Александра Матросова, члены экипажа известного лётчика Николая Гастелло А. Бурденюк и А. Калинин, которые были выпускниками Челябинского училища штурманов, а также выпускник Оренбургской авиашколы, Герой Советского Союза П. Ф. Надеждин, повторившие подвиг экипажа Гастелло.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Челябинский тракторный завод начал производить танки. Осенью 1941 года челябинские танки участвовали в ожесточённых сражениях под Москвой. Во время войны Челябинск получил второе, неофициальное название — Танкоград. За этот период времени на заводе было изготовлено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от общего числа произведённых в стране. Челябинцы поставляли на фронт знаменитые танки Т-34. Кроме того, на заводе имени Колющенко наладили производство знаменитых установок БМ-13, известных как «Катюши».
В Челябинскую область отправляли тяжело раненых солдат, где они проходили лечение в эвакогоспиталях. Всего в регионе было открыто 72 госпиталя, способных принять 200 тысяч пациентов.
Из Челябинской области на фронт отправились более 60 соединений различных видов войск. Гордостью региона стал Уральский добровольческий танковый корпус. Этот корпус принимал участие в освобождении Украины и польских земель, штурмовал Берлин и первым пришёл на помощь восставшей Праге.
Во время войны в Челябинской области подготовили и отправили на фронт 5567 пулемётчиков, 3480 автоматчиков, 3021 миномётчика, 1894 медицинских работника и 350 врачей.
Родина высоко оценила героические усилия жителей Южного Урала: 16 предприятий были удостоены государственных наград, а 18 получили Красные Знамёна Государственного комитета обороны на вечное хранение. Более 10 тысяч южноуральцев были награждены орденами и медалями, а после войны ещё более 100 тысяч получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В списке героев Советского Союза — 224 жителя Южного Урала, из которых 77 родились в Челябинской области, а остальные жили, учились или работали здесь до войны или переехали в послевоенные годы. 130 героев проявили мужество в рядах Челябинских дивизий и бригад.
Вот несколько примеров истинного мужества, безграничной любви к своему народу и родной земле, которые показывают, какой высокой ценой досталась нам мирная жизнь. Герои-южноуральцы — бесстрашные воины Великой Отечественной войны!
Семён Васильевич Хохряков был командиром танкового батальона 54-й гвардейской Васильковской танковой бригады и дважды Героем Советского Союза. Его именем названы улицы в Челябинске и Копейске. Первое звание Героя он получил за освобождение городов Староконстантинов и Проскуров в марте 1944 года, а вторую «Золотую Звезду» — за блистательную операцию под городом Ченстоховом в Польше. Его батальон прошёл с боями более 200 километров и за сутки освободил город, открыв путь основным силам Советской армии на территорию Германии. Семён Хохряков погиб на подступах к Берлину 17 апреля 1945 года.
Иван Степанович Белостоцкий был начальником ремонтно-заготовительного цеха Челябинского тракторного (Кировского) завода. Во время войны он внёс значительный вклад в производство танков и другого вооружения. Благодаря его усилиям завод смог обеспечить фронт необходимым количеством техники. Иван Степанович всегда стремился выполнять свою работу наилучшим образом и вдохновлял других своим примером. Его фраза: «Работай сам так, чтобы люди, глядя на тебя, так же хотели работать» — стала девизом для многих работников завода. За свои заслуги Иван Степанович был награждён тремя орденами Ленина, орденом Отечественной войны II степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Зоя Михайловна Столярова была бесстрашной лётчицей-истребителем из Троицка, прошедшей войну от берегов Волги до Будапешта. В прошлом многие пионерские отряды троицких и челябинских школ носили её имя, но сегодня только старшие поколения помнят эту отважную землячку. Зоя Михайловна удостоена званием почётного гражданина города Троицка и кавалера ордена Красной Звезды.
Зоя Михайловна родилась 23 февраля 1918 года, и её родные шутили: «Какая дата, быть нашей Зое военной!». После окончания аэроклуба она поступила в Ульяновское авиационное училище. Небо стало её жизнью и профессией, и Зоя стала работать лётчиком-инструктором на одном из подмосковных аэродромов. В 1941 году она проходила стажировку в женской авиагруппе под руководством Героя Советского Союза Марины Расковой. Истребительный полк № 586, где служила Зоя, был первым женским полком в истории. За время службы Зоя совершила более 200 вылетов, мастерски перехватывая противника на подступах к объектам и атакуя вражеские аэродромы и танковые колонны.
В октябре 1941 года Жозеф Яковлевич Котин прибыл в Челябинск вместе с эвакуированным Кировским заводом, где он занимал должность главного конструктора. Перед отъездом он получил задание спроектировать и наладить серийное производство танков Победы на Челябинском тракторном заводе. Котин поставил перед собой задачу создать непобедимый танк.
Под руководством Котина в 1938 году начался процесс разработки тяжёлого танка с противоснарядной бронёй, который получил название КВ (Климент Ворошилов). Вскоре из привезённых материалов было собрано несколько десятков танков, и 17 октября 1941 года они отправились на фронт. В критический момент эшелон из Танкограда прибыл под Москву. Жуков ввёл эти мощные машины в бой на одном из ключевых участков сражения под Москвой, что позволило отбросить фашистов от столицы нашей Родины на 400 километров.
За создание танка КВ Котин был удостоен звания Героя Социалистического труда, ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Танк КВ считался лучшим тяжёлым танком в мире, его броня была непробиваемой для снарядов, а пушки наводили ужас на врагов. Фронтовые танкисты ласково прозвали тяжёлый танк КВ «мамонтом».
В 1942 году был разработан новый скоростной танк КВ-1С, который по манёвренности приблизился к легендарной «тридцатьчетвёрке». За разработку этого танка Котин и другие конструкторы получили высокие правительственные награды. Затем был создан танк КВ-85, способный поражать «тигры» на расстоянии до тысячи метров.
Во время войны Танкоград продолжал работать над созданием новых танков, готовясь к победе. Новый танк, названный ИС (в честь Иосифа Сталина), должен был стать танком прорыва. Огневая мощь ИС-2 по сравнению с КВ увеличилась более чем в пять раз. В июне 1945 года танки ИС-3 прошли победным маршем по Берлину. Также знаменитый танк ИС-3 стал символом победы, застыв на постаменте на Комсомольской площади Челябинска.
Звание «Город трудовой доблести» было учреждено 1 марта 2020 года, чтобы увековечить подвиг рабочих во время Великой Отечественной войны. Это почетное звание присваивается тем городам России, жители которых внесли значительный вклад в победу, обеспечили непрерывное производство военной и гражданской продукции и продемонстрировали массовый трудовой героизм и преданность своему делу.
В Челябинской области такими городами являются Челябинск, Магнитогорск и Златоуст.
Челябинск — город трудовой доблести
Индустриализация 1930-х годов превратила Челябинск в один из ключевых промышленных центров страны. В городе работало более 20 крупных заводов, включая тракторный, станкостроительный, ферросплавный, абразивный и цинковый заводы, а также строился металлургический комбинат. Благодаря своей промышленной мощи, выгодному расположению и богатым запасам природных ресурсов, таких как руда и уголь, а также стали из Магнитогорска и Златоуста, Челябинск стал важным оборонным центром страны и сыграл особую роль в годы Великой Отечественной войны.
С самого начала войны в Челябинск массово эвакуировали заводы и оборудования с тех территорий, которые оказались в зоне наступления противника. В Челябинскую область перебазировали производство 329 предприятий, в Челябинске разместилось 113. А именно: Кировский завод из Ленинграда, московские заводы «Калибр» и «Динамо», Ленинградский завод «Ильич» по выпуску бронеоргстекла, Харьковский моторный завод», Сумский завод имени М.В. Фрунзе, Херсонский завод имени Г.И. Петровского, Тульский патронный завод, цеха Московского автозавода ЗИС. В городе были размещены центральные наркоматы, которые руководили промышленностью СССР, в том числе наркомат танковой промышленности и другие. В связи с развитием промышленности появилась потребность в повышении энергетических возможностей. В январе 1942 года была запущена Челябинская ТЭЦ-1.
Осенью 1941 года Кировский завод из Ленинграда был эвакуирован в Челябинск, который стал центром танковой промышленности СССР. Оборудование прибыло, начались строительные и монтажные работы, а также производство танков и моторов. В результате появились 17 новых цехов.
Благодаря талантам руководителя конструкторского бюро Ивана Трашутина, на заводе смогли наладить непрерывное производство танковых моторов и разработать новые типы дизельных двигателей В-2. Первый собранный мотор успешно прошёл испытания на стенде уже через 35 дней после прибытия, в декабре 1941 года. Разработанные двигатели превзошли немецкие аналоги по техническим характеристикам и сыграли ключевую роль в победе над Германией. Немецкие инженеры назвали этот двигатель «Иваном-Дизелем», но так и не смогли создать аналогичный танковый мотор.
В период с августа 1942 года по август 1944 года на заводе было налажено производство различных видов боевых машин, включая усовершенствованные танки КВ-1С и КВ-8С, а также Т-34. С февраля 1943 года началось производство самоходно-артиллерийских установок, а с октября — танков ИС. В августе 1944 года производство ИС и САУ было поставлено на конвейер. За период с 1 июля 1941 года по 30 апреля 1945 года завод выпустил 13 типов боевых машин, а также 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысячи танковых моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры и большое количество корпусов артиллерийских и миномётных боеприпасов.
Эвакуированные рабочие с семьями приехали в Челябинск вместе с промышленными предприятиями и учреждениями. До начала войны в городе проживало 270 тысяч человек, но в 1944 году их число возросло до 450 тысяч. Чтобы разместить новоприбывших, появились районы с временными постройками и землянками, а некоторые люди размещались среди местных жителей.
Предприятия Челябинска получили множество государственных наград за свои достижения в военной сфере. Коллективу Кировского завода 33 раза вручали переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, а сам завод был награждён орденом Кутузова первой степени. За успешную организацию производства и разработку новых типов танков, САУ и танковых двигателей предприятия получили множество наград, в том числе в июле 1945 года Кировский завод получил ордена Кутузова 1-й степени и Ордена Ленина, а опытный завод и конструкторское бюро Кировского завода — ордена Ленина. Челябинский ферросплавный завод, ЧГРЭС и трест № 8 наркомата строительства также были удостоены наград. Во время войны 3596 челябинцев получили ордена и медали, а после войны ещё 75 тысяч человек были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Танкоград — это город, который не значился на картах, но о нём сообщали сводки Совинформбюро, и его знали на фронте и в тылу. Его продукция была предметом ожидания и надежд. Возникнув в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, благодаря мужеству, стойкости и упорству жителей Танкограда, он стал крупнейшей базой советского танкостроения и оборонной промышленности. Подвиги рабочих Танкограда можно сравнить с подвигами солдат на фронте.
28 ноября 2021 года в Челябинске на Аллее Славы прошла торжественная церемония открытия стелы «Город трудовой доблести», после присвоения городу почётного звания «Город трудовой доблести» указом президента РФ Владимира Путина от 2 июля 2020 года. В мероприятии участвовали представители федеральной, областной и городской власти, общественные деятели, ветераны труда и члены Российского военно-исторического общества, которое разработало единый архитектурный проект мемориального объекта для всех городов трудовой славы, однако в каждый были внесены индивидуальные уникальные решения.
Стела стала центральным элементом большой композиции, рассказывающей о роли города в Великой Отечественной войне. Гранитный проект состоит из 11 частей: 14-метровой стелы в центре и 10 пилонов, образующих две гранитные дуги вокруг. Бронзовые элементы с изображениями рабочих танкового завода, врачей и металлургов, которые внесли свой вклад в победу в тылу страны, украшают каменные композиции.
Магнитогорск — город трудовой доблести
Во время войны Магнитогорск принял множество эвакуированных предприятий и начал производить броневую сталь и заготовки для снарядов.
Еще в 1929 году началось строительство металлургического гиганта на берегу реки Урал вблизи станицы Магнитной. Люди со всех уголков Советского Союза начали стекаться сюда, и на карте появился новый город — Магнитогорск. Через год на заводе «Магнитстрой» уже трудилось около 20 тысяч человек, а через 3 года в городе проживало уже 205 тысяч человек. В 1932 году была запущена первая доменная печь, которая произвела первый чугун.
Магнитогорский металлургический комбинат был создан для выпуска «гражданских» сортов стали, он не занимался производством специальных сплавов для оборонной промышленности. Однако с началом войны предприятие быстро перестроилось и начало изготавливать заготовки для снарядов и стальную броню.
Металлурги Магнитогорска внесли значительный вклад в развитие своей отрасли. Во время войны комбинат перешёл на производство легированных и высоколегированных марок стали, освоив более 40 новых видов продукции, на долю которых приходилось до 80% общего объёма производства стали. Также была налажена выплавка ферромарганца в крупных доменных печах с использованием местных и казахстанских руд.
В период войны производство чугуна увеличилось более чем в полтора раза, а производство стали и проката — почти вдвое. А уже к январю 1942 года объём производства вырос почти в 100 раз. Во время войны комбинат производил 33% чугуна, 25% стали и проката, 56% железной руды и 30% кокса в СССР.
В период Великой Отечественной войны на территории Магнитогорска были размещены производственные мощности 34 эвакуированных предприятий из Москвы, Ленинграда и Украины. Некоторые заводы прибыли в составе двадцати вагонов, а для транспортировки оборудования «Запорожстали» потребовалось более 12 тысячи вагонов. Вместе с техникой на новое место работы переехали и квалифицированные специалисты.
Оборудование, которое было эвакуировано, быстро восстановили и запустили, что способствовало освоению новой продукции и повышению мощности военного производства.
Во время Великой Отечественной войны жители Магнитогорска собрали 18 миллионов рублей на строительство авиаэскадрилий, оснащение танковой бригады имени Челябинского комсомола и подводной лодки «Челябинский комсомолец», а также бронепоезда «Магнитогорский комсомолец» и танка «Магнитогорский пионер».
С началом войны многие мужчины отправились на фронт, и их места заняли женщины и подростки. На заводы приходили работать тысячи женщин. Также предприятия пополнились молодыми кадрами: с 1941 по 1945 год на металлургическое производство было принято тридцать тысяч молодых людей.
Во время войны они превзошли план, произведя около 130 тысяч тонн стали и 140 тысяч тонн проката. Из стали, выплавленной молодыми металлургами, фронт получил 1000 танков, 1000 орудий, 250 тысяч миномётов, 500 тысяч автоматов и 2,5 миллиона гранат. Эти достижения свидетельствуют о колоссальном труде, не уступающем по напряжению ратным подвигам на фронте. Молодёжь Магнитогорска внесла значительный вклад в победу над врагом, что было отмечено орденами и медалями. 70 комсомольцев получили награды, включая ордена и медали, а 368 человек были отмечены знаками «Отличник соревнования» и грамотами Наркомчермета.
Во время войны Магнитогорский комбинат 70 раз получал почётное Красное знамя от Государственного комитета обороны, а также был награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Ремесленное училище № 13 и «Магнитострой» также получили ордена Ленина. Более 60 тысяч жителей Магнитогорска были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Магнитогорск стал первым городом трудовой доблести, на территории которого была установлена памятная стела. При создании монумента учитывались пожелания жителей города. В июле 2021 года памятник был открыт в Сквере Славы. Комплекс состоит из семи элементов: центральной 17-метровой стелы и трёх пар пилонов высотой 5, 4 и 3 метра. Стела и пилоны изготовлены из нержавеющей стали, бронзы с никелевым покрытием и закалённого стекла. На них размещены изображения, являющиеся копиями реальных фотографий предприятия и его работников во время Великой Отечественной войны.
Златоуст — город трудовой доблести
Златоуст получил почётное звание «Город трудовой доблести», став третьим городом Южного Урала, удостоенным этой награды. Президент России Владимир Путин поддержал это решение на заседании Российского организационного комитета «Победа» и подписал соответствующий указ в ноябре 2022 года.
Златоуст заслуженно носит это высокое звание, так как внёс значительный вклад в победу над фашизмом во время Великой Отечественной войны. Жители города обеспечили непрерывное производство военной и гражданской продукции на местных предприятиях, демонстрируя массовый трудовой героизм и преданность своему делу.
В тяжёлые военные годы промышленность Златоуста поставила стране более полутора миллионов тонн стали, около полутора миллионов тонн проката и примерно четырнадцать миллионов корпусов снарядов и мин. На Златоустовском металлургическом заводе впервые в мире начали производить хромоникелевые, хромокремниевомарганцевые и другие легированные стали в мартеновских печах. Этот особый инструментальный металл был крайне важен для создания деталей советских танков, без которых те не могли бы участвовать в сражениях.
На Златоустовском инструментальном заводе-комбинате производили серийно 19 видов снарядов и мин. Там же изготавливали особые «черные ножи», которые бойцы Уральского добровольческого танкового корпуса активно использовали в рукопашных схватках. Они вселяли ужас вражеским военным, за это их называли «дивизией черных ножей».
Кроме снарядов, мин и стали заводы Златоуста изготовили 109,5 тыс. пулеметов разных марок, около 41 тысячи авиационных пушек, 292 тысячи часов различных модификаций для самолетов, танков и ВМФ. Златоустовская швейная фабрика снабжала солдат одеждой и постельными принадлежностями. Работники фабрики передали армии более одного миллиона комплектов обмундирования.
Открытие стелы «Город трудовой доблести» в Златоусте произошло 24 августа 2024 года. Денис Анатольевич Стритович, известный скульптор-монументалист и архитектор, разработал дизайн-проект мемориального комплекса для Златоуста.
Четырнадцатиметровая стела расположена на площади перед Дворцом культуры «Металлург». Жители города выбрали это место путём голосования. Все элементы мемориала выполнены в стиле входной группы учреждения культуры. Сама стела и пилоны изготовлены из светло-серого гранита с объёмным рисунком. Фотографии времён Великой Отечественной войны размещены на пилонах с использованием техники советской мозаики. Фрагменты панорамы Сталинградской битвы находятся на фризе. Мотив взят с клинка, созданного мастерами Златоустовской оружейной фабрики в 1943 году. Декоративная композиция выполнена из бронзы и внешне напоминает технику гравюры на стали.
Челябинская область - сегодня
Сегодня Челябинская область — важный регион в экономике Российской Федерации. Она занимает 4-е место по совокупному промышленному потенциалу, 11-е место по объёму валового регионального продукта, 14-е место по инвестициям в основной капитал и 9-е место по строительству жилья среди регионов России.
Экономика области основана на металлургическом, машиностроительном, металлообрабатывающем, топливно-энергетическом, строительном и аграрно-промышленном комплексах. Здесь добываются полезные ископаемые, такие как железная руда, титано-магнетитовые руды, медная руда, никель, кобальт, алюминиевые руды и россыпное и рудное золото.
Чёрная металлургия является основой экономики региона, обеспечивая половину местной продукции. Машиностроение и металлообработка также играют значительную роль, особенно в Челябинске. Химическая промышленность, лёгкая и пищевая отрасли также представлены в регионе.
Основные системообразующие предприятия включают Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский цинковый завод, Ашинский металлургический завод и другие. В области также есть предприятия ВПК, такие как ФГУП ПО «Маяк» и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е. И. Забабахина».
Новое
Видео
«Война и мир в мае 1945». Вторая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
«Война и мир в мае 1945». Вторая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
Сергей Лукьяненко о братьях Стругацких
Сергей Лукьяненко о братьях Стругацких
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России