Советские рыцари без страха и упрека
Как военнослужащие Красной армии становились кавалерами британских и американских военных наград
В годы Второй мировой войны страны-союзники по антигитлеровской коалиции выражали восхищение мужеством и стойкостью солдат друг друга, вручая им свои высокие награды. Происходило то, что невозможно было представить несколькими годами ранее: советские воины становились кавалерами высоких британских и американских наград, а солдаты и моряки США и Великобритании – кавалерами советских орденов. И речь идет не только о высших знаках отличия, которыми принято награждать именитых военачальников, среди награжденных большинство составляли обыкновенные военнослужащие – от рядовых до полковников и генералов.
Орден Ленина для британских пилотов
Открыл счет в этой истории взаимных награждений именно Советский Союз. 27 ноября 1941 года, в самый разгар битвы под Москвой, ордена Ленина – на тот момент высшей советской награды, за исключением звания Героя Советского Союза, – были удостоены четыре британских летчика. Это были пилоты из состава 151 авиакрыла Королевских ВВС, сформированного специально для действий на Северном фронте в Советском Союзе: командир авиакрыла полковник Невилл Рэмсботтом-Ишервуд, майоры Энтони Рук и Энтони Миллер, а также сержант Чарлтон Хоу.
Британские летчики прибыли в СССР вместе со своими самолетами «Харрикейнами». Им предстояло научить воевать на них своих советских коллег. Но этим миссия английских пилотов не ограничивалась: помимо обучения, они еще и участвовали в боевых действиях наравне с нашими летчиками, сражаясь в буквальном смысле слова крылом к крылу. Операция «Форс Бенедикт», как окрестили ее в Британии, продолжалась всего три месяца, но за это время советское командование в полной мере оценило способности и мужество английских летчиков. Советские ордена британцам вручил 25 марта 1942 года в Лондоне советский посол Иван Майский. Почему была выбрана такая форма вручения наград, понятно: ни одна воюющая страна не могла позволить себе снять с фронта своих бойцов и отправить их в другое государство, пусть даже союзническое, чтобы они получили там заслуженные награды. С этого момента практика вручения союзнических наград оставалась именно такой. Награды отправлялись в распоряжение посольства, после чего сам посол или соответствующий атташе вручал их кавалерам, если была такая возможность, знаки отличия вместе с грамотами, подтверждающими право на них. Так поступали и с советскими наградами, и с британскими, и с американскими.
Отдельно стоит сказать о тех наградах, которых удостаивались высшие военачальники стран-союзников. Например, 5 июня 1945 года маршал Советского Союза Георгий Жуков получил из рук генерала Дуайта Эйзенхауэра орден «Легион почета», причем высшей степени – с титулом «Главнокомандующего». Такой же награды удостоились маршалы Советского Союза Александр Василевский и Иван Конев, Родион Малиновский и Кирилл Мерецков, Константин Рокоссовский и Леонид Говоров. От Британской империи советские военачальники получили не менее высокие награды. В тот же день фельдмаршал Бернард Монтгомери заявил, что маршал Жуков стал Почетным рыцарем Большого Креста ордена Бани, маршал Рокоссовский – Почетным рыцарем-командором ордена Бани, генерал армии Василий Соколовский – Почетным рыцарем Большого Креста ордена Британской империи. Советская сторона тоже не осталась в долгу: в тот же день в Москве приняли решение наградить главнокомандующего союзными силами в Европе генерала Эйзенхауэра орденом «Победа». Такой же награды удостоился его заместитель фельдмаршал Монтгомери, а французского главкома генерала армии Жана де Латр де Тассиньи наградили орденом Суворова I степени.
Как ни странно, за всю войну наград не был удостоен ни один из лидеров стран-союзников. Причиной тому был отказ Иосифа Сталина принять титул кавалера Большого Креста ордена Бани – высшей британской награды. Отказ объяснялся практикой, сложившейся еще во времена Владимира Ленина: никто из руководителей СССР (от председателя Совнаркома до замнаркомов) не принимал подобных знаков отличия. А поскольку дипломатический этикет требует полного равноправия в наградных делах, и Советский Союз не стал награждать ни сэра Уинстона Черчилля, ни Франклина Рузвельта.
Английские рыцари из СССР
Первым среди государств-союзников, которое удостоило советских граждан своих наград, стала Великобритания. 17 марта 1942 года решением британского короля Георга V кавалерами крестов «За выдающиеся летные заслуги» стали четыре летчика Северного флота. Среди них был знаменитый ас, дважды Герой Советского Союза подполковник Борис Сафонов, а также полковник Алексей Кухаренко, подполковник Александр Коваленко и майор Иван Туманов. Два дня спустя все четверо получили свои награды из рук главы Британской военной миссии генерал-лейтенанта Фрэнка Мэйсона-Макфарлана прямо в Полярном, на главной базе флота.
После этого британские награды присуждались советским военнослужащим еще несколько раз. Но почти всегда это делалось, так сказать, заочно: имена будущих кавалеров определяла советская сторона. Британия лишь высказывала желание вручить какое-то количество конкретных наград, после чего в СССР начинали подбирать достойных кандидатов. Их имена согласовывались по дипломатическим каналам, затем в Великобритании выписывали грамоты к соответствующим наградам и отправляли их в британское посольство в Москве. И уже оттуда эти награды начинали путь к награжденным. Увы, нередко случалось так, что получить редкую в стране иностранную медаль или крест удостоенный не успевал…
Исключение из «заочного» правила составили лишь несколько человек, не считая первых четверых кавалеров креста «За выдающиеся летные заслуги». В январе 1943 года Британия сообщила о своем решении наградить крестом «За выдающиеся заслуги» капитана транспорта «Сталинград» Анатолия Сахарова, а орденом Британской империи V степени – пассажирку «Сталинграда», переводчика советского посольства Евгению Пузыреву. Их пароход торпедировала немецкая подлодка, обоих подобрал британский корабль, и оба спасенных взяли на себя посильные обязанности, помогая союзникам дойти до Архангельска. А летом 1943 года кавалером Большого Креста Британской империи стал маршал СССР Александр Василевский. Он был единственным персонально названным британской стороной среди 181 советского военнослужащего, награжденного весной 1944 года.
Это было самое массовое награждение: кавалерами ордена Британской империи военного дивизиона различных степеней стали 47 генералов и адмиралов, 115 офицеров и два сержанта. Среди награжденных был, в частности, генерал Павел Батов, которому присвоили титул почетного рыцаря-командора Большого Креста Британской империи. Кроме того, советские воины награждались орденом «За выдающиеся заслуги», кавалером которого были, например, будущий маршал Михаил Катуков и Герой Советского Союза летчик Петр Сгибнев. Много было и награжденных британскими наградами моряков, в том числе и гражданских. Например, орденом «За выдающиеся заслуги» были награждены капитаны и старшие механики транспортов «Азербайджан» и «Донбасс», шедших в составе печально знаменитого конвоя PQ-17.
Кресты и медали от президента США
Первое награждение американскими орденами советских военнослужащих состоялось 22 июня 1943 года, когда в Наркомате иностранных дел посол США Уильям Стэдли вручил наркому иностранных дел Вячеславу Молотову 59 наград. Никого из награжденных на церемонии не было, поскольку все они оставались на своих фронтах и флотах. Но известно, что среди них был, например, Герой Советского Союза капитан Александр Покрышкин. Он стал кавалером медали «За выдающиеся заслуги» – одной из самых почетных наград американской армии. Примечательно, что эта медаль осталась единственной в длинной череде иностранных наград, полученных знаменитым летчиком в годы войны – остальные ему вручались уже гораздо позже.
Командующий защищавшей Сталинград 62-й армией генерал-лейтенант Василий Чуйков тогда же был удостоен креста «За выдающиеся заслуги», и он был одним из шестнадцати советских военнослужащих, которым эта высокая награда была присуждена в тот раз. Такую же награду получил, например, механик-водитель танка старший сержант Николай Чайка, участник рейда в станицу Тацинскую, и командовавший этой операцией генерал-лейтенант Василий Баданов.
Американская наградная система отличается тем, что одни и те же награды отличаются в зависимости от того, в каком роде вооруженных сил служит их обладатель: в армии, ВВС или на флоте. Тогда же, летом 1943 года, Военно-морских крестов и медалей «За выдающуюся службу в ВМС» были удостоены двадцать советских моряков и летчиков. Среди них были такие легендарные люди, как капитан второго ранга Герой Советского Союза Израиль Фисанович – командир подводной лодки М-172, одной из четырех гвардейских Краснознаменных подлодок советского ВМФ. Он был удостоен Военно-морского креста. Такой же награды удостоился и капитан второго ранга Антон Гурин – командир 1-го дивизиона эсминцев эскадры Северного флота.
Самым младшим по званию среди двадцати советских моряков, первыми получивших американские награды, стал кавалер медали «За выдающуюся службу в ВМС» старший краснофлотец Олег Мясоедов. Он командовал катером 368-го дивизиона катеров охраны Ленинградской ВМБ, который во время Усть-Тосненской десантной операции перевез больше десантников, чем все остальные катера. Причем на своем посту моряк оставался даже после того, как получил ранение в грудь – и этот факт был отдельно отмечен в описании подвига, сопровождавшем наградную грамоту к американской награде.
Президент США Франклин Рузвельт еще несколько раз награждал советских воинов: в 1944 и 1945 годах. Среди награжденных были и кавалеры «Серебряной звезды» – награды за особо выдающийся героизм, лишь немногим уступающей медали «За выдающуюся службу». Ее, например, были удостоены Герой Советского Союза старший лейтенант Алексей Волошин и командир орудия 760-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 2-й ударной армии Ленинградского фронта Герой Советского Союза сержант Иван Зиненко.
Новое
Видео
12 января 1945 год Начало Висло-Одерской операции
12 января 1945 года Красная Армия начала Висло-Одерскую операцию. Войска Жукова и Конева нанесли удар невиданной силы. В начале февраля советская армия оказалась в 60-70 километрах от Берлина.
Октябрьский рубеж российской и мировой цивилизации
Лекторий «Исторический субботы»
Чехословакия и история России XX века.
Чехословакия и история России XX века.