Советские неформалы 1964-1985 гг.
Советский Союз, несмотря на свою закрытость, не смог полностью изолироваться от культурного влияния Запада. Железный занавес не преградил путь идеям бунтарства и нонконформизма, которые находили отклик в сердцах советской молодежи.
Как отмечают историки, первые проявления контркультуры в СССР появились еще в конце 1940-х годов, после Великой Отечественной войны. В условиях разрухи и социальных перемен стали формироваться неформальные молодежные объединения, стремящиеся к самовыражению вне официальных рамок. Эти объединения часто имели антиконформистский характер, противопоставляя себя «формальным» организациям, таким как пионеры и комсомол.
Одним из первых контркультурных движений в СССР стало общество стиляг, состоявшее из молодых людей из состоятельных семей. Они отвергали советскую идеологию, увлекались западной музыкой, танцами и одеждой. В их облике и поведении читался протест против серости и однообразия официальной культуры.
В 1970-1980-е годы на советское общество повлияли мирные протесты хиппи на Западе. Советская молодежь, узнав о них через подпольные журналы и пластинки, проникалась идеями пацифизма, антирасизма и свободы самовыражения. Хиппи стали вдохновителями неформальных движений в СССР.
Каждая субкультура формировалась вокруг определенной идеи протеста и имела свои характерные атрибуты: лозунги, музыкальные жанры, одежду. Джаз, кантри, блюз, рэгги, рок стали музыкальными символами различных течений. Несмотря на попытки советского правительства подавить влияние западной культуры, советские граждане находили способы узнавать о событиях за рубежом и проявлять солидарность с мировыми контркультурными движениями.
Однако до Горбачева, неформалам приходилось нелегко. Их часто приводили в милицию как нарушителей порядка, заставляли ложиться в психбольницы и проходить принудительное лечение, избивали на улицах, чтобы те стали «нормальными».
В 1980-е годы на волне перестройки и гласности контркультура в СССР пережила расцвет. Молодежь открыто выражала свое недовольство советской системой, участвуя в массовых акциях протеста и выступая за демократические преобразования. Неформалы стали символом перемен и свободы, которые наступили в советском обществе в последние годы его существования.
Стиляги: советский бунт против социалистического однообразия
В конце 1940-х годов в СССР возникло явление, именуемое "стиляжничеством". Это было молодежное движение, которое выступило против стереотипов и однообразия социалистического общества.
Стиляги отличались циничным отношением к миру, аполитичным поведением и пренебрежением некоторыми моральными нормами. Они стремились выделиться из толпы и стать индивидуальными.
Внешний вид стиляг был подражанием западной моде. Они носили яркую трофейную одежду, причудливые прически и обувь, которые так отличались от серой и унылой униформы советских граждан. Их вдохновляли образцы из западных журналов и сцены из зарубежных фильмов. Казалось, что «там» все иначе, легко, просто, оригинально. Понятно, что это было не так, но чем меньше информации, тем привлекательнее.
Термин "стиляга" впервые появился в 1949 году в фельетоне журналиста Д. Г. Беляева, опубликованном в популярном сатирическом журнале "Крокодил". В фельетоне Беляева описывался молодой человек, который выделяется своим экстравагантным стилем.
Другая версия происхождения термина "стиляга" связана с джазовой средой. Музыканты использовали слово "стилять" в значении "повторять чей-то музыкальный стиль". Постепенно это слово стало употребляться в отношении молодых людей, подражавших западной моде.
Сами стиляги называли себя "штатниками", подчеркивая свою любовь к американской одежде, которая в те годы пользовалась запредельным спросом.
Первые стиляги отличались экстравагантным внешним видом, заимствованным из американской поп-культуры. Молодые люди одевались в широкие яркие брюки, пестрые пиджаки, широкополые шляпы, обувь с острыми носами, гавайские рубашки и галстуки с экзотичными принтами. Неизменным атрибутом были цветные носки разного цвета.
Позже мода стиляг стала более сдержанной. Они стали носить узкие брюки-дудочки, дефицитные джинсы, тонкие галстуки и зонты-трости. К 60-м годам в моде были строгие плащи и элегантные пальто в британском стиле. Шерстяные костюмы, грубые ботинки и туфли с перфорацией на носке также пользовались популярностью. Писком моды были объемные прически в стиле Элвиса Пресли и маленькие усики-«мерзавчики».
Девушки-стиляги следовали западным тенденциям, выбирая пышные или узкие юбки, цветные блузки с принтами и остроносые туфли. Они ярко красили губы и подводили глаза. Прически в стиле "венчик мира" с волнистыми локонами и "бабетта" по примеру «Брижит новая версия Всезнайки» на базе разработок Googleо были особенно популярны.
Стиляги были большими любителями буги-вуги, рок-н-ролла и джаза. Они слушали Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли и других западных исполнителей. Пластинки с их записями были большой редкостью, но стиляги умудрялись доставать их нелегальными путями. Иногда музыку записывали на рентгеновскую пленку, что получило название "рок на костях". С появлением магнитофонов стало проще прослушивать любимую музыку.
Любимым танцем стиляг считался буги-вуги, который появился в Европе и был основан на афро- американских танцах. Вне конкуренции был рок-н-рол. Молодежь слушала Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Кому-то даже удавалось достать пластинки с их записями. А иногда музыку записывали на рентгеновскую пленку со снимками, называлось это «рок на костях». Когда появились магнитофоны, стало проще.
Стиляги вызывали неоднозначную реакцию в советском обществе. Их яркий внешний вид и западные увлечения считались проявлением декадентства и космополитизма. Советская пропаганда осуждала стиляг, клеймя их как лиц, ведущих "недостойный" образ жизни.
Стиляжничество было не просто модой, а формой протеста против скучной и ограничивающей реальности советской жизни. Оно стало символом стремления к свободе выражения, яркости и индивидуальности.
Но, несмотря на преследования и дискриминацию, субкультура стиляг продолжала существовать. Она стала символом молодежного протеста и стремления к самовыражению. Впоследствии стиль стиляг оказал влияние на развитие моды и музыки в СССР и продолжает оставаться популярным и сегодня.
Люберы: зарождение и агрессивность молодежной субкультуры
В конце 70-х годов на окраинах советской столицы возникла агрессивная молодежная субкультура, известная как люберы. Ее появление было тесно связано с возрождением культуризма в СССР, который ранее был запрещен.
Культуризм проник в Советский Союз в 60-х годах, но быстро попал под запрет. Официальная идеология не одобряла акцент культуристов на эстетике и наращивании мышечной массы, считая, что истинные строители коммунизма должны быть сильными и выносливыми, а не просто накачанными.
Однако запрет лишь подогрел интерес к культуризму, и в Люберцах, промышленном пригороде Москвы, он стал феноменом. В подвалах многоэтажных домов стали организовываться импровизированные тренажерные залы с самодельными снарядами.
Навыки, полученные в подпольных качалках, требовали выхода. Люберы начали применять их в агрессивных столкновениях с москвичами или другими, кто осмеливался пересекать их территорию. Всесоюзную известность они получили в 1979 году, когда разогнали группу неонацистов на Пушкинской площади.
Внешний вид люберов был столь же агрессивным, как и их поведение. Они носили широкие спортивные штаны, подчеркивающие их накачанную мускулатуру, и тяжелые ботинки. Спортивные шаровары, или "трубы", стали неотъемлемой частью их образа. Они также коротко стригли волосы и брили головы.
Люберы были одновременно символом запрещенной и протестной субкультуры. Их агрессивность отражала социальную отчужденность и разочарование молодого поколения, особенно тех, кто рос в рабочих пригородах.
Движение люберов просуществовало недолго, но оказало значительное влияние на молодежную культуру того времени. Оно стало олицетворением агрессии и социальной напряженности, которые бродили в советском обществе конца 70-х годов.
Панки. Советский андеграунд
Советский панк-рок появился в начале 1980-х годов как ответ на социальную и культурную стагнацию. В отличие от западных панков, которые выражали протест против капитализма и коммерциализации, советские панки были преимущественно представителями интеллигенции, которые эпатировали публику своим внешним видом и неблагозвучной музыкой.
Для советского панка не существовало особых правил в одежде. Он мог одеться в то, что было под рукой, или наоборот, составить эпатажный наряд, делая вид, что это получилось случайно. В ходу были пиджаки отечественного производства, тельняшки, галстуки, кроссовки и пальто. Тельняшка, впервые введенная в гардероб советского панка Андреем Свином Пановым из группы "Автоматические Удовлетворители", стала одним из символов субкультуры.
Прически тоже играли важную роль в образе советского панка. Некоторые энтузиасты ставили ирокезы пивом, но чаще всего достаточно было просто привести волосы в хаос. Слишком экстравагантные стрижки могли вызвать вопросы у правоохранительных органов, поэтому многие панки выбирали более умеренные варианты.
Советский панк-рок отличался от западного своим абсурдистским подходом к текстам. В отличие от зарубежных коллег, которые пели о политике и социальных проблемах, советские панки писали бессмысленные тексты с обилием нецензурной лексики. Музыка же представляла собой смесь панка, рока и хардкора.
Советские панки не были политически активны, как западные. Для них панк-рок был скорее способом эпатажа и самовыражения. Они нарушали общественные нормы, вели асоциальный образ жизни и часто сталкивались с недопониманием со стороны обывателей.
Со временем субкультура панков в СССР трансформировалась и разделилась на множество течений. В 1990-х годах она стала коммерческой, и многие панк-группы начали выступать в клубах и на различных фестивалях. Однако панк-рок сохранил свое значение как символ протеста и свободы самовыражения.
Хиппи: своеобразие, протест и эволюция
В СССР движение хиппи появилось не так рано, как в западных странах, только в начале 1970-х годов. Однако оно отличалось своими уникальными особенностями, сложившимися под влиянием советской действительности.
Подпольная субкультура и специфический сленг советское хиппи-движение носило полуподпольный характер, что было обусловлено идеологическими расхождениями с властью и общественным строем. Хиппи создали свой собственный язык общения, включавший слова: вписка – ночевка; герла – девушка; пипл – люди; сейшн – тусовка; олдовый - опытный, бывалый; флэт – квартира. Эти термины отражали характерные черты хиппи-сообщества: свободу, открытость и стремление к неформальному общению.
В отличие от западных хиппи, которые протестовали в основном против материализма и капитализма, советские хиппи выступали против жесткого идеологического контроля, отсутствия индивидуальной свободы и навязывания однообразного образа жизни. Они отказывались соответствовать стереотипному "советскому человеку" с его строгими нормами внешнего вида, мысли и поведения.
Характерным внешним признаком советских хиппи были длинные волосы, которые символизировали свободу и отказ от традиционных норм. Одежда часто была потертой и выцветшей, что отражало неприятие материальных ценностей и стремление к простоте. Хиппи предпочитали неброские естественные тона в одежде, демонстрируя отказ от ярких и искусственных изделий советской легкой промышленности. Кроме того, хиппи активно развивали музыкальную культуру, преимущественно в форме авторской песни под гитару. Тексты песен затрагивали темы свободы, любви, пацифизма и критики советской системы. Песни часто пелись на английском языке, что отражало влияние западной музыки на советских хиппи.
Большинство советских граждан относилось к хиппи с непониманием или осуждением, рассматривая их как чуждый элемент общества. Власти усиливали контроль над хиппи, устраивая облавы и аресты, исключая их из учебных заведений и отправляя в армию или на принудительное лечение в психиатрические больницы. Однако эти меры не смогли полностью подавить движение, которое продолжало существовать в подпольных условиях. Наследие советских хиппи Советское движение хиппи стало частью молодежной культуры и внесло свой вклад в развитие свободомыслия и альтернативного образа жизни в СССР. Несмотря на негативное отношение со стороны властей и общества, хиппи оставили заметный след в истории советской культуры и повлияли на формирование последующих поколений. Эволюция хиппи после распада СССР После распада СССР субкультура хиппи потеряла свой протестный характер, но сохранила основные ценности, такие как свобода, самовыражение и пацифизм.
Сегодняшние российские хиппи являются частью международного хип-движения, хотя и имеют свои особенности, связанные с историческими и культурными традициями России. Отличительными чертами российских хиппи остаются: богоцентричность и поиск духовности, экологический активизм, приверженность принципам ненасилия и терпимости, стремление к простой и гармоничной жизни.
Современные хиппи продолжают использовать музыкальный и художественный самовыражение для донесения своих идей, организуя музыкальные фестивали, выставки и творческие мастерские. Движение хиппи стало неотъемлемой частью российской контркультуры и продолжает привлекать молодых людей своим альтернативным взглядом на жизнь и стремлением к миру и взаимопониманию.
Ньювейверы
В Советском молодежном обществе ньювейв, как отдельная субкультура, не слишком ярко проявился. Движение было основано, в первую очередь, на меломанских предпочтениях (электронная и, по большей части, экспериментальная электронная музыка) и на постпанковсковской эстетике. Внешний вид советских ньювейверов – эклектичное сочетание элегантности «новых романтиков», со своеобразными прическами, макияжем, с постпанковским «мрачным стилем» и другими направлениями.
В середине 80-х в связи с популяризацией музыки диско и подъемом «металлистической» волны, общая масса «новой волны» («new wave) разделилась на два направления. Поклонники стиля диско и зарубежной поп-эстрады, уделявшие большое внимание брендовым вещам, получили ярлык «попперов». Второе направление – более продвинутые и более глубоко погруженные в культуру ньювейва – обитали в среде творческого андеграунда, который экспериментировал тогда в рамках модовских и постпанковских традиций. Они слушали группу Japan (британская глэм-рок/ньювейв группа), редкие малоизвестные андерграунд-группы, в том числе и пост-панк музыку.
Центром ньювейв культуры в Москве считался клуб “Рокуэлл Кент” в МИФИ (Московский инженерно-физический институт, сегодня - Национальный исследовательский ядерный университет). Здесь, в том числе, формировалась отечественная рок-культура — именно тут прошли первые концерты «Аквариума», «Зоопарка» и «Кино». С середины 80-х ньювейверами можно было назвать любую модную молодежь, увлекающуюся танцами на дискотеке. Например, девушки в брюках-бананах с начесами и ярким макияжем – наиболее массовые представители их эстетики.
Одной из ключевых черт ньювейверов, как и представителей других субкультур, было их стремление к свободе самовыражения и независимости от официальных канонов. В условиях советского общества, где царил строгий контроль над культурой и молодежью, ньювейверы представляли собой своеобразное явление, выходящее за рамки установленных в то время и привычных норм и правил. Ньювейверы создавали сообщества единомышленников, устраивая музыкальные вечера и фестивали, обмениваясь опытом и идеями.
Молодежные субкультуры оказали значительное влияние на развитие всей молодежной культуры в СССР того времени. Они стали символом протеста против устаревших ценностей и стереотипов, побуждая молодежь к самовыражению и саморазвитию. Таким образом, субкультуры в 60-80 годах в СССР была ярким проявлением стремления молодежи к свободе, творчеству и самореализации. Их представители оставили след в истории советской культуры как символы борьбы за индивидуальность и свободу выражения.
В СССР существовали многочисленные субкультуры, к которым помимо упомянутых ранее относились металлисты, гопники, "митьки", рокабиллы, рейверы, брейкеры, байкеры и рокеры. Все эти молодежные направления, объединяемые исследователями в группу "андерграундные субкультуры", сыграли значительную роль в культурной сфере советского, а впоследствии и российского общества.
Многие из них, конечно же, существуют и по сей день, но в немного усовершенствованном виде. Все эти субкультуры оказали заметное влияние на культурную сферу, привнося новые идеи, ценности и образы. Не являясь исключительно деструктивными, они выступали своеобразными проводниками западного культурного влияния в условиях закрытости советского общества.
Теоретические и практические исследования субкультур в СССР и постсоветской России были направлены на понимание их природы, типологии, функциональности. Специалисты изучали региональные особенности распространения субкультур, а также их изменение в зависимости от политических и общественных условий.
В заключении можно отметить, что советские неформалы оставили незабываемый след в истории России и советской культуры, демонстрируя миру свою уникальность и смелость в борьбе за свободу самовыражения. Их смелость и решимость противостоять устаревшим нормам и ценностям вдохновляют и по сей день. Неформалы продемонстрировали, что даже в условиях традиционного общества можно сохранить свою уникальность и выразить себя через искусство, музыку и стиль. Их наследие напоминает о важности свободы и толерантности в обществе, а также о необходимости борьбы за право быть самими собой. Именно благодаря неформалам молодежь в СССР начала задумываться о собственной идентичности и стала активно выражать свои убеждения и чувства.
Пройти тест по теме
Источник обложки: ImgHub.ru
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
13 февраля 1945 год Освобождение Будапешта
13 февраля 1945 года советские войска освободили Будапешт. Венгрия начинала войну как союзница Германии, но к тому времени сама была оккупирована немцами. Советский солдат принес венграм свободу.