Сотня-пересмешница. «Голодные игры» и юбилей двух революций

Уважаемые читатели!
О громких русских кинопремьерах к 100-летию русской революции нам пока ничего не известно. Скорее всего, их и не будет.
Если суммировать причины — то у отечественных кинодеятелей в готовом виде на эту тему имеются лишь два шаблона. Первый — старинный, чёрно-белый, героический, со штурмом ворот Зимнего и неудержимым Лениным на броневике.
![]() |
Второй – пост-перестроечный, в жанре французской булки: на идиллическую царскую Россию дам с собачками сваливается из ниоткуда пьяная матросня и давай всех рубить.
![]() |
Экранизировать заново «Ленина в октябре» никто не станет, потому что на это нет ни госзаказа сверху, ни моды в самой творческой среде. А плакать о французской булке граждане в кино не ходят, что доказано десятками экспериментов.
В результате творцы не знают, что снимать о русской революции. Они даже не уверены, велено ли снимать о ней вообще, и уж точно не имеют представления о ней сами. Поэтому Леонардо ДиКаприо, вот уже десять лет согласный сыграть Ленина, — сидит без роли.
…И поэтому, вероятно, единственным фильмом к 100-летию революции у нас останется «Голодные игры. Сойка-Пересмешница. Часть 2».
![]() |
Если вам интересно, какое отношение данное произведение имеет к нашему 1917-му (а также к нашему 1991-му и киевскому 2014-му), — давайте об этом поговорим.
Конечно, фантазийный мир Панема и Российская Империя столетней давности не одно и то же. Подростковая антиутопия — не историко-политическая аналитика. История девушки Китнисс, которая просто хотела, чтоб её оставили в покое, — не байопик революционного матроса.
Но кое-какие банальные истины о природе революций вообще «Голодные игры» нам всё-таки напоминают.
![]() |
Первая банальность. Критики ругают «Игры» за то, что там имперская власть ведёт себя по-идиотски. Вместо того, чтобы подтягивать покорённые провинции до уровня метрополии — летает над ними на бомбардировщиках, насылает чуть что штурмовиков и вдобавок ежегодно вытаскивает из каждой провинции по паре человек, чтоб они убивали друг друга в огромном технологизированном колизее.
Но штука вся в том, что перед революцией власти всегда ведут себя по-идиотски. Очень глупо, судя по результатам, вёл себя король Людовик, так и не сумевший провести «революцию сверху», прогнувшийся под аристократию и оставшийся без денег в казне. Очень глупо вёл себя шах персидский, устроивший в Иране режим проамериканского террора с давлением на духовенство, охотой на оппозицию и отстрелом демонстраций на фоне растущей безработицы. Не проявил себя гениальным стратегом последний русский царь, с грустью констатировавший в конце февраля 1917-го, что его предала его собственная элита. А хитрые комбинации последнего генсека КПСС, приведшие к буржуазной революции 1991-го, памятны лично всем нашим соотечественникам старше 35 лет.
![]() |
Вторая банальность. Организаторами и спонсорами революции в «Голодных играх» оказываются (внезапно) представители элиты из Капитолия. Так, собственно, и бывает: при революциях первыми, кто хватает власть, становятся те, кто при прежнем режиме был к ней наиболее близок. Первую волну французской революции оседлал маркиз Лафайет, первым премьером революционного правительства в России стал князь Львов, Россию пост-горбачёвскую и глубоко антикоммунистическую возглавил кандидат в члены политбюро ЦК КПСС Борис Николаевич Ельцин. Наконец, известная «революция гидности» в г. Киеве привела во власть тучу экс-премьеров и экс-министров.
![]() |
Третья банальность. Революция – всегда шоу. Будь то взятие Бастилии, или штурм Зимнего, или баррикады 1991-го, или Майдан 2014-го. Там всегда есть место «снайперам на крыше», невинным жертвам, стрим-видео с места событий (в конце XVIII столетия стримерами работали свежие прокламации, но суть та же) и небесным сотням (они же трибуты в терминологии «Голодных игр»). Одним из первых решений Временного правительства была установка мемориала жертвам февральской революции на Марсовом поле в Петрограде.
![]() |
Четвёртая банальность. Герои революции редко удерживают взятую власть — хотя процесс их вымарывания из реальности занимает порой десятилетия. В «Голодных играх» президент Койн недолго побыла президентом. Лафайета выкинули из власти и даже из Франции, Робеспьера и Дантона гильотинировали. Судьба вождей февраля 1917-го общеизвестна. Герои Октября вместе с главным революционным матросом П. Дыбенко в массе своей не пережили 38-й год. Коммунисты Ирана, сыгравшие серьёзную роль в обрушении монархии, спустя три года после революции попали под чистки, преследования, казни и, наконец, под полный запрет. Виднейшие демократы 1991-го сегодня — маргиналы с 2-3% поддержки населения, сидящие очень далеко от власти.
И, наконец, последнее. Революция заканчивается только тогда, когда изменяется государственный строй и жизненный уклад граждан (не обязательно к лучшему, главное – само принципиальное изменение). Случились ли такие перемены в мире «Голодных игр» – кинофильм умалчивает. Во Франции это произошло после массового и многолетнего кровопролития. Это произошло в России по итогам Гражданской войны и сталинских пятилеток, это случилось в Иране и даже в России 90-х.Мифы о революции и Гражданской войне
Андрей Сорокин. Переслушайте музыку революции. Об уроках истории вместо спекуляций
Новое
Видео
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Великая Отечественная война. Главные вопросы. Часть 2
Мастер-класс О.А. Ржешевского, д.и.н., профессора, президента Ассоциации историков Второй мировой войны, научного руководителя Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории Российской академии наук
Агния Барто. На языке детей.
Агния Барто. На языке детей.