Сказки каменного леса. Республика Хакасия

В самой середине Южной Сибири раскинулись живописные горы и речные долины, которые населяет древний народ — хакасы. Река Абакан с её многочисленными притоками, верховья реки Чухым и среднее течение Енисея много веков назад стали домом для этих людей, поколения которых прошли сложный исторический путь.

Республика ХакасияРеспублика Хакасия Источник: https://yandex.ru/images

Древние времена

Панорама Саян в ХакасииПанорама Саян в Хакасии Источник: https://vsegda-pomnim.com/

Хакасы сами по себе — наследники тюркских племён, расселившихся по Сибири около двух с половиной тысяч лет назад. До них здесь жили и угроязычные племена, и индоевропейцы, и кетоязычные этносы — археологи предполагают, что некоторые из них говорили на вымерших языках, которые до наших дней не дошли. Сначала родственные китайцам динлины, а потом тюрки принесли сюда письменность — памятники той эпохи сохранились до нас в виде различных надписей и рисунков на каменных плитах и скалах, и, конечно, в виде каменных изваний — об этом символе хакасской культуры и истории мы ещё поговорим отдельно.

Через хакасские земли проходили на запад гунны, которые присоединили их к своему кочевому государству, и эта территория стала северо-западной его провинцией. В I веке до нашей эры здесь появляется первый город. Находился он в междуречье рек Абакан и Ташеба. В 1940 году остатки древнего дворца местного правителя гуннских времён были случайно обнаружены при проведении дорожных работ, и дали много интересных находок, которые можно увидеть в экспозициях хакасских музеев.

Вообще говоря, гунны не имели в этих землях прочной опоры, да ещё и беззастенчиво грабили динлинов, которым эта земля принадлежала до приход кочевников. Примерно в 69 году до нашей эры динлины в сговоре с уханьцами и усуньцами подняли восстание против гуннов, уничтожив, как свидетельствуют китайские историки, несколько десятков тысяч человек и захватив огромную добычу в виде стад скота — главного богатства кочевников. В 63-60 годах на этих землях продолжали кровавые схватки между динлинами и гуннами — сами привыкшие к тактике набегов, последние оказались не готовы к применению её против них же самих. Гуннская империя к тому времени переживала острый кризис, а на земли нынешней Хакасии, бывшие её чуть ли не самой дальней окраиной, проникали новые люди с юга, из китайских и монгольских земель. В итоге в 55 году до нашей эры она распалась, и во главе северных племён встал старший брат последнего правителя единой империи шанюй Чжичжи. Он решил навести порядок в Южной Сибири, которая, будучи богатой полезными ископаемыми, являлась важным владением, но потерпел поражение и ушёл в Семиречье, где вскоре и погиб. Всего гунны продержались в этих землях чуть более полутора века.

Древнехакасское государство

Река АбаканРека Абакан Источник: https://bangkokbook.ru/

Примерно в VI-XIII веках существовало государство Хагас (или Хакас), возникшее в результате смешения этнических союзов коренных здешних жителей (динлинов) с пришлыми южанами (гяньгунями) — кстати, в китайских источниках это государство именуется именно как Гяньгунь, или Государство гяньгуней. Связано это с тем, что именно гяньгуни были несоизмеримо более развиты в культурном, экономическом и государственническом отношении, и сразу же заняли важнейшие места в формирующемся обществе. У гуннов они позаимствовали военно-территориальный принцип разделения населения. В прошлое отошли пережитки родового строя и появились раннефеодальные отношения. Основой экономики ещё долго были, как и при гуннах, разведение скота, в первую очередь, лошадей, и добыча пушнины, но уже наметился путь к земледелию и ремесленничеству. Источники сообщают, что хакасские правители могли выставить против неприятеля около 30 тысяч воинов. Такая серьёзная по меркам эпохи армия была не случайной — на эти земли зарились многие завоеватели, особенно из Центральной Азии. А зариться было на что — здесь уже к середине 1-го тысячелетия нашей эры было развито рудокопское и плавильное мастерство — известно, что местные в 568 году даже предлагали купить у них железо послу далёкой Византии, правда, не известно, получило ли дальнейшее развитие такое коммерческое предложение.

Государство, которому суждено было просуществовать семь веков, тогда возглавил влиятельный род Кыргыз — поэтому государство Хакас порой называют ещё Государством кыргызов. Поначалу правители молодого государства пытались сохранять дружественные отношения с расположенным рядом огромным и могущественным Тюркским каганатом. Периодически они попадали в зависимость от того или иного правителя, но, как правило, была она кратковременной — об этом мы ещё расскажем дальше. Уже в VII веке первый Тюркский каганат распался, и его бывший части стали друг с другом воевать. Так что большую чать своей истории древнехакасское государство было независимым, самостоятельно вершившим внутреннюю и внешнюю политику. Его посольства приходили во многие восточные государства, доходя до Тибета, а торговцы прибывали даже в более дальние места — упоминания о хакасских послах и купцах сохранились в летописях многих восточных народов.

В VIII веке наиболее опасными врагами хакасов стали орхонские тюрки, усилившиеся во времена второго Тюркского каганата и всеми силами пытавшиеся превратить их в своего вассала. В 709 году хакасы, возглавляемые тогда правителем Барс-Бегом, совместно с соседями — жителями современной Тувы — выступили против тюрков. Восточные тюрки собрали против них крупные силы и двинулись в хакасские земли. В проводники к себе они взяли местного жителя, и это было их ошибкой — степной «Сусанин» завёл врагов в непроходимые саянские таёжные дебри, за что был убит, но сделанного было уже не исправить. Лишь на десятые сутки армия каганата пробилась в верховья реки Аны через гористые местности. Однако даже в таком потрёпанном трудным переходом состоянии тюрки нанесли поражение хакасам, предположительно, в верховьях реки Сон в Батенёвском горном кряже — месте, где северная часть современной Хакасии отделяется от южной. Барс был убит, а государство его, вероятно, было разграблено, но не было уничтожено — как часто бывало в истории, быстро нашлись новые правители рода Кыргыз, признавшие формальную власть каганата над собой, и на этом дело и кончилось. Уже спустя считанные годы в летописях вновь замелькали упоминания о хакасских послах в восточноазиатских городах.

Прошло несколько десятилетий, и тюрки сами запросили о помощи хакасов — начали свои походы воинственные уйгуры. К Кыргызам, продолжавшим править в Приабаканье, каганат направил послов, предложив им войти в коалицию и совместно выступить против новой напасти, а заодно поднять на восстание тувинский народ чиков, захваченных перед этим уйгурами. Хан хакасов послал конные отряды и лазутчиков в тувинские земли, но уйгуры сработали на опережение, перехватив их. Мятеж в итоге подняли слишком поздно, а одних из главных союзников хакасов — карлуки — были разбит в битве у речки Болучу. Коалиция потерпела неудачу, и уйгуры надолго укрепились в Туве. Вместе с тем, жить им приходилось с оглядкой на Древнехакасское государство, которое продолжало представлть для них серьёзную опасность. В 758 году уйгуры-таки предприняли крупный поход против хакасов, нанеся им тяжёлое поражение, но опять правитель приабаканских земель признал их верховную власть лишь номинально.

Очередная война с уйгурами случилась в 820 году, и на сей раз её последствия были куда как более серьёзными. Хакасская армия насчитывала, по разным источникам, от 200 до 400 тысяч человек, но воинственные уйгуры разбили их, причём, как свидетельствует одна из летописей: «Каган разогнал одной рукой во все направления друг от друга» . Впрочем, наверняка это преувеличение — ведь не случайно война продлилась двадцать лет, и был это последний успех Уйгурского каганата — в результате продолжительного противостояния итоговая победа осталась за хакасами. Произошло это по банальной причине — уйгурские феодалы переругались друг с другом, вдобавок к хакасам переметнулся уйгурский плководец Кюлюг Бага-тархан со стотысячной армией. Маятник успеха качнулся в противоположную сторону, и вот уже уйгурский каган был повержен, а его столицы Орду-Балык была разграблена и сожжена. Большая часть уйгуров после такого разгрома переселилась в Восточный Туркестан, оставшиеся пытались организовать новое сопротивление, избрав нового кагана по имени Угйе. Хакасы при разгроме уйгуров захватили жену предыдущего кагана, китайскую царевну Тай-хо, которую отправили ко двору Танского императора. Но Угйе перебил послов с охраной и захватил её, из-за чего началась новая война. Хакасы быстро оттеснили его на юг, и война переместилась в китайские пределы. Китайцы не стали терпеть грабёж своих пограничных округов и крепостей, и послали против уйгуров мощную армию, которая довершила дело разгрома. В 847 году в результате совместного похода китайцев и хакасов последний уйгурский каган Энянь, брат убитого Угйе, бежал в Восточный Туркестан, а Уйгурский каганат ушёл в историю.

Преследуя уйгуров, в последующие годы хакасы захватили часть Джунгарии и Восточного Туркестана, дойдя аж до Кашгара (ныне — Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Предпринимая столь дальние походы, хакасы имели целью не дать укрепиться заново своим старым врагам, которые почти век отгораживали их от Средней Азии, Тибета и Китая. К началу Х века хакасы вернулись домой. К их державе была присоединена территория Алтая, современного новосибирского Приобья, Среднего течения Иртыша, доходя в своих границах почти до совреенного Томска. А из уйгурских земель хакасы ушли сами, и китайские войска, пришедшие сюда вскоре, уже их не встретили.

Хакасское государство на пике своего могущества поставляло в соседние государства и народы пушнину, коней, мускус, металлические изделия, изделия из ископаемых костей мамонта, хлеб, особенная же слава ходила за хакасским орудием. Через хакасские владения пролегали многие торговые пути, соединявшие Европу, Поволжье, Урал, Западную и Южную Сибирь, Среднюю Азию и Дальний Восток. Как далеко заходили на запад хакасские торговцы, точно не известно, но историки предполагают, что они достигали Волжской Булгарии, а некоторые их товары явно шли дальше — по крайней мере, при раскопках XIX- ХХ веков на Украине и в Причерноморских степях найдены изделия хакасской фабрикации.

Древнехакасское государство на рубеже тысячелетия находилось на весьма высоком уровне культурного и хозяйственного развития. Знать не удовлетворялась домашним образованием своих детей и посылала их учиться в Тибет и империю Ляо. В крае было немало зажиточных городов, укреплённых стенами, рвами и траншеями, с монументальными храмовыми, дворцовыми и административными зданиями. Строительство было по большей части деревянным или с применением сырцового кирпича, богатые домовладельцы крыли крыши черепицей. В государстве имелась даже своя руноподобная письменность — самая северо-восточная алфавиная письменная система западного культурного мира, причём хакасы пользовались не тушью и кисточкой, как в восточных странах, а чернилами и перьями.

Но с середины XII века у границ Древнехакасского государства появился новый опасный враг — монголоязычные племена. На рубеже XII-XIII веков они объединились под властью Чингисхана. Над Азией нависла огромная опасность, и первым с ней суждено было встретиться хакасам. В 1207 году старший сын Чингисхана Джучи со своим огромным войском покорил все народы Южной Сибири, в том числе и хакасов. Строго говоря, ему даже не пришлось действовать силой — Киргизы, правившие Древнехакасским государством, признали свой вассалитет и стали платить дань. Но аппетиты монгольского правителя росли, и когда он затеял походы сначала на государство Си Ся, а затем на государство чжурчжэней, располагавшееся в современной Маньчжурии и Приморье. Армия Чингисхана поглощала огромные ресурсы, которые методом беззастенчивого грабежа выкачивались из покорившихся ему народов. Разумеется, это вызывало негодование среди населения, и хакасы не раз восставали против владычества. В 1217 и 1218 годах восставало хакасское племя туматов, справиться с которыми монголы, непривычные к ведению боевых действий в условиях тайги, смогли с огромным трудом, причём карательные экспедиции возглавлял лично Джучи. В восстании участвовали почти все народы Южной Сибири, сплотившиеся перед лицом врага, и расправа над ним эхом отозвалась по всей Центральной Азии — следом за ними взбунтовались более южные народы, из-за чего Джучи с его уставшей от борьбы с хакасами армией был вынужден без передышки пойти уже на подавление этих мятежей.

Некоторые историки считают, что упорная кровопролитная борьба, которую вели хакасы, на несколько десятилетий задержала поход монголов на запад, который состоится уже только при внуке Чингисхана Батые. Более того — хакасы, несмотря на то, что относились к числу покорённых монголами народв, не дали для их армии ни одного воинского отряда.

Очередное восстание случилось в 1273 году, когда терпение местных князей по отношению к присылаемым монголами наместникам кончилось. К тому времени среди наследников Чингисхана вспыхнула распря, поэтому карательной операции не предпринимали долго. Но в 1292 году в Южную Сибирь вторглась сильная армия под командой кипчака Тутуха, посланного ханом Хубилаем. В 1293 году она достигла хакасских земель и, разгромив пытавшиеся сопротивляться военные отряды, фактически оккупировала Древнехакасское государство, которое прекратило своё существование. Многие жители и князья, участвовавшие в восстании, были уничтожены или навсегда изгнаны из родных земель. Взамен на территорию современной Хакассии монголы переселяли своих военных с семьями. Хубилай остался в народной памяти хакасов как воплощение зла, и не случайно они называли его именем одного из злых духов своей мифологии.

Древнехакасское государство ушло в прошлое, и в память о нём осталось самоназвание народа, сохранившееся и по сей день. Самоназвание жителей Хакасско-Минусинской котловины перешло в другие языки, при том, что сами они долгое время представляли собой полиэтническое сообщество, и даже их посланники и торговцы говорили на разных языках.

В Монгольской и Российской империях

Макет Абаканского острогаМакет Абаканского острога Источник: https://upload.wikimedia.org/

Как часто бывает с огромными империями, Монгольская после ухода сильных лидеров начала рушиться. Процесс этот был небыстрым, но на протяжении всего XIV века её сотрясали междоусобицы и борьба за власть. Всё тяжелее было монгольским властителям контролировать непокорные окраины. Сведений о той эпохе в истории хакасской земли до нас сохранилось до обидного мало, но, по всей видимости, на рубеже XIV и XV веков она вновь обрела независимость. Монгольское владычество дорого стоило хакасам и их культуре — была уничтожена строившаяся многие века система оросительных каналов, что привело к резкому сокращению земледелия, утеряна книжная культура, в упадок пришло ремесленничество. Самобытная южно-сибирская культура не то чтобы была совсем погублена, но испытала огромный регресс. Хакасские земли стали малолюдные и, хотя и обрели независимость, постоянно вынуждены были отражать новые набеги иноземцев.

В конце XVI века на северо-западе современной Монголии родилось новое государство, и его правители, Алтын-ханы, обратили свой жадный взор на земли современных Тувы и Хакасии. Одновременно хакасам доставляли беспокойство ойраты, или, как их называли появившиеся в то же время в Сибири русские, «чёрные калмыки». А в начале следующего столетия в русских документах впервые появляется первое упоминание о хакасах, коих у нас называли «киргизами» (а их землю - «киргизской землицей»), по именованию их правящей династии. Датируется оно 20 января 1604 года, и относится к грамоте царя Бориса Годунова. После строительства Томска был проведён так называемый «киргисский рубеж» - граница между русскими и хакасскими владениями. К тому времени хакасское государство представляло собой своеобразную конфедерацию нескольких феодальных княжеств — Езерского, Алтысарского, алтырского и Тубинского. Но людей на этих довольно обширных землях проживало крайне мало. Князья были полноправными, ничем не ограниченными властителями, способными творить суд и расправу по собственному усмотрению. Порядки в хакасском государстве были довольно жёсткими — повсеместно практиковалось наказание плетьми, а за более серьёзные провинности могли переломать конечности, отрезать нос и уши. Усиливалось социальное расслоение между местными жителями, большая часть которых платила ясак князьям, процветала работорговля, причём нищающие местные жители не считали зазорным продавать даже собственных детей. И некоторые русские в крае — от рядовых казаков до воевод — в этих краях быстро перенимали местные обычаи, и сами занимались этим позорным ремеслом. В 1731 году при проверке властей выяснилось, что служилые люди и чиновники имели полным-полно дворовых людей из числа хакасов, при опросе которых выяснилось, что их банально купили. Хакасы в XVII веке платили ясак более сильным соседям, причём порой двум-трём сразу — то монголам, то джунгарцам, то русским. Последний ясак был, кстати, самым мягким — Москва довольствовалась пушниной, тогда как джунгарские и монгольские ханы ещё и забирали скотину.

На протяжении XVII века между русскими властями в Сибири и хакасскими князьями не редки были военные столкновения. Но постепенно улус за улусом переходили в русское подданство. Особенно этот процесс ускорился после основания острогов на подступах к хакасским землям, в первую очередь, Кузнецкого. Процесс вхождения хакасов тормозился в первую очередь противодействием местных князей, которые порой даже совершали набеги на признавшие русскую власть улусы, грабя и разоряя их. Порой местные восставали против произвола царских администраций на местах, совершая набеги на русские волости и города. После двух особо опустошительных набегов из Тобольска — тогда главного центра Сибири — снарядили посольство к хакасам, которые не отказывались от подданства России, но просили защиты от произвола воевод. В следующий раз они возмутились уже строительством Качинского острога, позднее переименованного в Красноярский — будущий город Красноярск начинался как форпост именно на границе с хакасскими землями. Вновь последовали набеги и долгие переговоры. В конечном итоге в 1632 году хакасские послы от имени князей присягнули русскому царю. Но ещё долго не было спокойствия в этих землях — так, в 1641 году воевода Яков Остафьевич Тухачевский ходил с военным походом, как тогда говорили, «в Киргизы». Крупные столкновения отмечались и в 1670-1680-е годы. Чтобы окончательно закрепить свои позиции, русские власти решили заложить остог, что вновь взъярило на борьбу хакасских князей, подзуживаемых джунгарцами. В сентябре 1700 года хакасы с джунгарцами осадили Кузнецкий острог. Пётр I же в ответ приказал организовать новый поход против хакасов. Последовало несколько столкновений, в ходе которых казаки нанесли чувствительные поражения князьям приабаканских земель. В это же время, чувствуя приближение конца своему влиянию в этих землях, вчерашние союзники хакасов — джунгарцы — стали тысячами угонять их в неволю. Немало их вернулось в последующие годы, но многим так и не суждено было увидеть снова родную землю — потомки некоторых из них возвращались сюда даже ещё в конце XVIII века, спустя многие десятилетия.

Важным шагом в окончательном закреплении России в этих землях стало строительство в 1707 году острога на правом берегу Енисея — Абаканского острога, с которого берёт своё начало современная хакасская столица. В остроге находилась Абаканская управительная контора — главный орган исполнительной власти в этих землях. Окончательно процесс присоединения хакасских земель к России завершился в 1718 году, когда на новой русской границе был возведён Саянский воинский острог.

Переход Хакасии под русскую корону ознаменовал конец притязаниям монгольских и джунгарских феодалов и, возможно, спас хакасов от физического уничтожения или ассимиляции более могущественными соседями. Отныне в этих землях стали господствовать социально-экономические отношения, характерные для Российской империи в целом. Повсеместно стало распространяться земледелие русского образца, что поройприводило к получению здесь исключительных урожаев, вплоть до сам-пятьдесят. Рационализировалось скотоводство, почти полностью исчезли кочевья — хакасы перешли к оседлому образу жизни. И тем не менее, хакасы были довольно небольшим народом, в XIX веке газеты даже писали неоднократно о вымирании коренного населения долины Абакана. Отмечалось, что оно держится при попустительстве властей в полнейшем невежестве, беззастенчиво обирается купцами и промышленниками, перманентно находится в состоянии крайней нужды. Сельская буржуазия в дореволюционное время составляла всего 2,5% населения, подавляющее большинство работало в своих мелких хозяйствах, с трудом обеспечивая собственные потребности.

Советская власть и национальная автономия

Саяно-Шушенская ГЭССаяно-Шушенская ГЭС Источник: https://fullpicture.ru/

Своего национального административно-территориального образования хакасы, как, впрочем, и другие сибирские народы, в Российской империи не имели, исторически населённые ими земли входили в Минусинский и Ачинский уезды. Ситуацию изменила Октябрьская революция. Советскую власть в этих землях принимали не везде — например, крупная казачья станица Таштып (ныне — райцентр Хакасии) выступила против большевиков. Большевики ратовали за создание национальных автономий, тогда как самые активные их противники были сторонниками единой и неделимой России. Но хакасы не имели достаточного количества национальной интеллигенции, по большей части будучи неграмотными крестьянами, и достучаться лозунгами до их сердец было тяжело. После восстания Чехословацкого корпуса Советская власть была ликвидирована и там, где её удалось установить, «красные» перешли на нелегальное положение и начали партизанкое движение, особенно сильное в районах рудников — там, где был пролетариат, на который они опирались.

В ноябре 1918 года в результате устроенного адмиралом Александром Васильевичем Колчаком переворота эти земли оказались под его контролем. Адмирал был сторонником максимально жёсткой линии в отношении большевиков, не останавливаясь ни перед беззаконием, ни перед откровенным террором. Полностью отметался им и важный национальный вопрос касаемо народов Сибири. Такая политика привела к тому, что некоторые хакасы — например, жители Новомихайловской и Иудинской волостей ушли в тайгу и стали партизанить.

Разгром колчаковской армии вернул Советскую власть в эти земли, и местное партийное руководство стало проводить в жизни политику «военного коммунизма». Многие бывшие партизаны радостно встречали Красную Армию и возвращались к тому, чем занимались всю жизнь — к сельскому хозяйству. Но продразвёрстка быстро настроила крестьян против Советской власти, и многие из бывших партизан повернули своё оружие уже против «красных». На подавление восстаний ушло немало сил и времени, и на нет они сошли только после перехода к Новой экономической политике.

В 1923 году хакасский народ в рамках ленинской национальной политики впервые получил собственную национальную административно-территориальную единицу — Хакасский уезд в составе Енисейской гублернии с центром в селе Усть-Абаканское, которое меньше, чем через десятилетие станет городом Абаканом. В 1925 году в связи с переменой в административном устройстве Сибири уезд был преобразован в Хакасский округ Сибирского края. А 20 октября 1930 года Хакасия получила статус автономной области Западно-Сибирского (с 1934 года — Красноярского) края.

Советская эпоха привнесла в традиционно аграрный край крупную промышленность. Здесь открылись Саянский алюминиевый завод, Абаканский завод вагоностроительного машиностроения, Сорский молибденовый комбинат, а на границе с Красноярским краем выросла гордость советской энергетики — знаменитая Саяно-Шушенская гидроэлектростанция! Были реконструированы старые и открыты новые рудники.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли почти 70 тысяч жителей Хакасской автономной области, около 30 тысяч из них погибли в боях или пропали без вести. В автономии располагались 16 эвакогоспиталей, через которые прошли тысячи раненых и больных красноармейцев. Интересно, что в госпиталях широко применялись лекарственные препараты местного производства, с этой целью организовывался сбор шиповника, хвои, лечебных растений.

Труженики Хакасии внесли немалый вклад в достижение Победы над фашизмом. За годы войны они добыли более 3 миллионов тонн угля, дали стране 1,2 миллиона кубометров леса,более 235 тысяч тонн зерна, 50 тысяч тонн молока, 20 тысяч тонн мяса. На местных и эвакуированных предприятиях изготавливали такую нужную для фронта продукцию, как ручные гранаты, мины и миномёты, десантные лыжи, лодки-волокуши и шлюпки, мостовой брус для инженерных частй. Более 115 миллионов рублей пожертвовали хакасцы в Фонд обороны.

Новые времена и наши дни

Енисей в окрестностях АбаканаЕнисей в окрестностях Абакана Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/

Бурные общественно-политические события рубежа 1980-1 990- х годов заставили пересмотреть национальное устройство в Приабаканье. В июле 1991 года Хакасская автономная область преобразовывается в Республику Хакасию — полноценную автономную республику, более не входящую в Красноярский край. В апреле 1992 года это было официально закреплено в Конституции РСФСР, а в 1995 году была принята Конституция республики, действующая и по сей день.

Хакасия — в первую очередь край красивейших пейзажей, рай для любителей экотуризма и пейзажных фотографов. Могучий Енисей с двухсотсорокаметровой плотиной Саяно-Шушенской ГЭС, огромный Хакасский заповедник с озёрами, болотами и степями, красивейшие Ширинские и Ивановские озёра, многочисленные сопки, скалы, курганы и пещеры. Любители экстремального туризма стремятся попасть на туристическую тропу, известную как Тропа шаманов, проходящая через горный массив Тогыз-Аз, и на Туимский провал — бывший рудник, превратившийся в уникальное скальное озеро.

Каменные памятники древности

Самое знаменитое хакасское каменное изваяние - «Улуг Хуртуях Тас»Самое знаменитое хакасское каменное изваяние - «Улуг Хуртуях Тас» Источник: https://dostoyanieplaneti.ru/

Каждый народ имеет свою древнюю материальную культуру, которая в наши дни служит опорой для его традиций. Хакасы, один из коренных народов Сибири, не являются в этом плане исключением. Приезжающие в регион часто удивляются — что за бесформенные, на первый взгляд, фигуры, испещрённые различными письменами, изображены на гербе республиканской столицы Абакана? Ключевыми символами Хакасии являются каменные изваяния, представляющие предмет живейшего научного и туристического интереса.

Старейшие каменные извания в республике датируются ещё 2-м тысячелетием до нашей эры, а самые «молодые» - VI-XIII веками уже наше эры. В живописных котловинах, в степных долинах рек далёкие предки хакасов устанавливали эти сооружения. Носили они культовый характер, им приносили жертвы. Ещё в конце XIX века исследователи писали, что хакасы почитали эти сооружения как собственных предков и мазали им рты маслом и сметаной, таким образом умилостивливая их. Существует даже своего рода классификация этих памятников былинным временам, обелиски разделяют по половому и возрастному признаку. «Иней-тас» значит «бабий камень», «апсах-тас» - «старик-камень», «хыс-кузе» - «девичий обелиск», «орекен-тас» - «старуха-камень» и так далее. Сохранность у них разная, однако то, что посвящены они людям, угадывается и сегодня.

Наиболее известным и почитаемым среди хакасских каменных изваяний является «Улуг Хуртуях Тас», что переводится как «Великая каменная бабушка». Ещё во времена Петра Великого, в 1722 году, до этих мест добрался немецкий натуралист Даниэль Готлиб Мессершмидт, посланный императором на исследование Сибири. По его запи c ям можно восстановить обычаи «ис-бельтирских татар», как он называл хакасов, продолжавших исповедовать языческий культ даже когда многие родственные им народы становились последователями монотеистических религий. Мессершмидт вспоминал: «...татары оказывали ей большое почтение: каждый из них три раза ездил вокруг неё и по совершении этой церемонии приносил ей в жертву часть своего провианта или клал ей пищу у подножия под траву, с тем, чтобы она могла питаться ею сообразно своему аппетиту. На вопрос мой, почему они думают, что этот безжизненный камень заслуживает такого почёта, и неужели они не видят, что жертва их потом съедается хищными птицами, лисами и так далее, они отвечали, что, по словам предков их, эта Куртуяк была важная матрона и Кайра-ханом или всемогущим богом превращена в камень и что они в память её оказывают её этот почёт, зхотя полагают, что иногда жертву их поедают хищные птицы. Я не умел решить вопроса, не слышали ли эти народы, по преданию от евреев, о превращении жены Лота в столб сланный, или не были ли эти народы в Великой татарии остатков исчезнувших израильских племён, как это уже предполагали многие из наших европейских учёных...» Другие исследователи XVIII-XIX веков, бывшие очевидцами обычаев хакасов. Писал, что кочующие племена, отправляясь на охоту, а то и просто проезжая мимо, неизменно чтили различными приношениями этот обелиск, порой вкладывая прямо в разверзнутый рот что-нибудь съестное, а то и вовсе обливая его аракой — традиционным хакасским алкогольным напитком, перегоняемым из айрана или кумыса; русские порой называли его «молочной водкой».

Со многими каменными хакасскими изваяниями связаны красивые легенды, героические эпосы. Десятками поколений жившие в горной местности, хакасы всегда трепетно относились ко всему, что связано с камнем. И в их легендах множество примером каменных богатырей, сражающихся со злом и являющихся помощником людей, живущих на земле. В этом уникальность здешней культуры — мало где каменная порода как физический объект так тесно переплетена с духовностью. Камень в традиционных представлениях хакасов был сакральным объектом, который порождает и который хранит жизнь. Они искренне верили, что они обладают особой духовной силой и могут помогать людям в различных жизненных обстоятельствах. Существует множество записанных этнографами молитв, адресованных к каменным идолам — среди них есть, например, от женского бесплодия, для успеха похищения невесты, для удачи в похищении лошадей у русского населения.

В советскую эпоху некоторые памятники переместили в Абаканский краеведческий музей, однако в наши дни, когда к культовым традициям относятся более бережно, многие вернули на исторические места, взяв под охрану, организовав музеи. Теперь без их посещения снова не обходится ни одна хакасская свадьба, в местах их расположения проводятся различные этнографические мероприятия, приезжают туристические группы. Три каменных изваяния красуется на гербе города Абакана.

Культ камня в Хакасии подтверждается ещё и созданием в 2020 году уникального заповедника в Ширинском районе, который получил название «Каменный лес». Причём, в отличие от изваяний искусственного происхождения, здешние камни самые что ни на есть натуральные, обработанные самой природой. Тысячи лет ветер и осадки делали своё дело, и сегодня нашему взору здесь предстаю реликтовые камни самых причудливых форм — есть каменные грибы и черепахи, чаши и даже некое подобие кружев. Заповедник уже стал одним из самых притягательных мест для туристов, приезжающих в Хакасию.

Пройти тест по статье
Тест по статье "Сказки каменного леса. Республика Хакасия"

606