En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Северные конвои

30.04.2020

Во время Великой Отечественной войны поставки грузов военного назначения по ленд-лизу из США, Великобритании и Канады осуществлялись по нескольким маршрутам.

Самым ранним, открытым уже в августе 1941 года, стал Северный маршрут: Англия (или Исландия) – о. Ян-Майен – о. Медвежий –Архангельск (или Мурманск). Переходы совершались за 10–14 суток.

В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы. Первый конвой из Великобритании вышел 21 августа 1941 года. Он состоял из 6 английских и 1 датского транспорта в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков и получил наименование «Дервиш» (PQ-0). 

31 августа 1941 года первый союзный конвой благополучно, без потерь, прибыл в Архангельск. Северный маршрут стал наиболее опасным: немцы, разведав маршруты конвоев, начали «охотиться» за караванами союзников. Для этого привлекались значительные силы авиации, базировавшейся в Норвегии, подлодки и эсминцы.

Большая трагедия произошла в июле 1942 года, когда был уничтожен караван PQ-17. Из 35 судов конвоя до Мурманска и Архангельска дошли только 11. Было потоплено 22 судна и 2 судна вернулись в Исландию. Советские корабли спасли около 300 моряков. Вместе с судами утонули 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов.

30 мая 1942 года в воздушном бою, прикрывая караван судов PQ-16, погиб один из лучших летчиков-истребителей, командир 2-го гвардейского авиаполка, Борис Сафонов – первый дважды Герой Советского Союза периода Великой Отечественной войны.

Всего арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев, а в обратном направлении – 35 конвоев. Всего за годы Великой Отечественной войны северным маршрутом доставлено 36% всех военных грузов.

Вклад Архангельска в достижение Великой Победы огромен. Архангельск был тыловой базой. Без труда горожан невозможно было противостоять фашистам на северном фланге советско-германского фронта. 

На территории Архангельской области в годы Великой Отечественной войны было открыто несколько школ юнг: Северного морского пароходства, Архангельской гидробазы, тралового и технического флота. Обучение в школах прошли тысячи юношей. Свыше 40 000 подростков Архангельска было направлено в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, чтобы заменить отцов и братьев на промышленных предприятиях.

В 2019 году в центре Архангельска Российским военно-историческим обществом открыта скульптура «Детям войны», в память о тех, кто наравне со взрослыми защищал Родину от врага и неустанно трудился в тылу.

Обложка: waralbum.ru

Теги:
ГеральдикаГосударственные, политические, социальные институтыИстория Гражданской войныАрхеографияПолитическая история
6417

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Распад СССР за 22 минуты.

Распад СССР за 22 минуты.

Видео

Памятные даты военной истории России

Гангутское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте