Школьному учителю: мы работаем с людьми и людьми-во-времени

9/2/2016

Многим не очевидно, но история – это важнейшая из общественных наук. И, тем более, важно её изучение в школе. Именно в школе маленькие люди – будущие граждане страны – первый и последний раз сталкиваются с систематизированным, научным изложением всего полотна истории: от и до.

Что же это значит и какова функция данной дисциплины?

Неописуемо важная функция. Если справиться с собственным позиционированием на местности человек может вполне самостоятельно, то обозначить своё положение «вертикально» во времени дано не всем. Ведь история – это процесс становления настоящего в прошлом. Непрерывность его – это все мы, включая нашу страну.

Не нужно специальных доказательств, чтобы осознать простой факт: без папы с мамой не было бы на свете ни одного из ныне живущих. Однако, и у родителей были свои родители. А у них – свои. И так далее в глубину веков. То есть люди, жившие и творившие тысячу лет назад имеют к нам самое непосредственное отношение.

Тысяча лет – кажется, что это очень много. Но, если измерить этот чудовищный срок в людях, то результат будет впечатляюще ничтожным. Всего сорок поколений отделяют нас от седой старины. Сорок поколений – это восемьдесят человек, которые любили друг друга, сочетались браком и производили на свет детей. Восемьдесят человек –  маленький кусочек нашего френдлиста в социальных сетях.

Таким образом, изучение жизни наших предков, тех условий, в которых они существовали, создавая окружающую нас реальность – залог того, что новый гражданин будет четко осознавать своё местоположение во времени. Осознавать связь эпох и поколений. Осознавать ценность здания собственной страны и собственного народа, в созидании которого свою роль играли и его собственные, совсем недалекие предки.

В силу того, что уроки истории для большинства – последние уроки в данной дисциплине за всю жизнь, роль школьного учителя колоссальна. А значит, колоссальна и ответственность.

Трудно представить, но именно школьный учитель истории – тот персонаж, от которого зависит миросозерцание подрастающего поколения.  И дело далеко не только в запоминании ключевых дат, хотя и это очень важно. Дело в отчётливом понимании того простого факта, что молодой человек растёт не на пустом месте. Что его жизнь – результат труда миллионов людей, ответственность перед которыми, он должен пронести через все отпущенные ему годы. И ответственность эту в огромной мере закладывает именно школьный историк.

Поэтому никакого начетничества в преподавании допускать нельзя. Как говорит великий специалист по истории Франции О.В. Соколов, «рассказывать об истории скучно – преступление». И он абсолютно прав. Сухое изложение фактов самих по себе навсегда убивает интерес к предмету, превращая важнейшую из общественных наук в нечто инстинктивно отвратительное, а значит – необязательное для рефлексии.

Вовлечение учеников в процесс познания – главная задача учителя.

Если вы рассказываете о Наполеоновских войнах (ну, например), не поленитесь составить вместе шесть парт, сообщив подопечным, что вот это размер пушки, стрелявшей на Бородинском поле. Организуйте расчёт орудия и под секундомер попробуйте «зарядить» вашу «пушку», чтобы потом произвести «выстрел».

Повествуя о труде крестьян, предложите ученикам протащить «плуг», воссозданный, скажем, из всё той же незаменимой парты. Начертите мелом на дворовом асфальте площадку, составлявшую размер крестьянской усадьбы и крестьянской избы. А потом, попросите изложить письменно, как ученики думают организовать в ней быт.

Уверяю, что даже учителю подобные опыты помогут серьёзно разнообразить ведение урока, а маленькие люди займутся историей так, как привыкли – в процессе игры, с высокой долей интерактивности, с обратной связью между учеником и самим процессом.

Зубрёжка же дат и параграфов из учебника легко «пристегнётся» к познанию истории «в ручном режиме», с куда более высоким результатом. Просто потому, что ассоциативный ряд для сознания ребенка гораздо важнее всех остальных систем запоминания. Он интересен. То есть, воспринимается не враждебно, как нечто неприятное, а ровно напротив – приятен, то есть, легко воспринимается.

Ученик должен понимать предмет, а не превращаться в арифмометр, способный без ошибок выдавать заложенный программой результат. Только понимание истории является необходимой целью преподавания её, а никак не механическая «забутовка» мозгов набором цифр и фактов.

Поймите, коллеги, мы с вами не патологоанатомы, мы работаем с живым материалом: людьми и людьми-во-времени. И подходить к ним надо соответственно.