Шкловский. Первый русский танкист и придумщик «гамбургского счёта»

…Байку о «гамбургском счёте» он, кстати, будучи великим выдумщиком, действительно придумал: написал рассказ о борцах, которые якобы встречались тайно в Гамбурге, где и выясняли отношения между собой в ходе, как бы сейчас сказали, «недоговорных матчей». И эта байка настолько прочно вошла в реальность, что очень и очень многие из нас выясняют отношения «по гамбургскому счёту» и до сих пор.
А так, создатель сначала русского, а потом и советского «формализма» Виктор Борисович Шкловский, родившийся в Российской империи в январе 1893 года и благополучно умерший в Советском Союзе в декабре года 1984, был, разумеется, что называется плотью от плоти питерской российской элиты. И питерской российской, в хорошем тогда ещё смысле этого слова, интеллигенции.
Родившийся в семье еврея, профессора Императорских Высших артиллерийских курсов математика Бориса Шкловского и русской немки Варвары Бундель, имевший двух братьев. Один из них был расстрелян в 1918-м как правый эсер, реально участвовавший в заговоре против советской власти. А второго, филолога, как бы сейчас сказали «православного активиста», преподавателя духовной академии, в 1919—1922 годах входившего в Совет православных братств Петрограда, неоднократно арестовывавшегося и расстрелянного уже в 1937-м, – его Шкловский навещал на Беломорско-Балтийском канале в составе сталинской делегации советских писателей.
Сам, кстати, эсер, офицер, ушедший на Первую мировую в 1914 году добровольцем, получивший «Георгия» лично из рук генерала Лавра Корнилова. Февральскую революцию принял восторженно, был помощником комиссара Временного правительства. С Октябрьской, будучи эсером, боролся.
Гражданскую войну провёл, мягко говоря, авантюристично и почти наверняка был бы расстрелян, если бы не заступничество Максима Горького и Якова Свердлова. Будучи скорее антикоммунистом, воевал – и неплохо, отважно, – в рядах Красной Армии. Стрелялся на дуэли в 1920-м в Питере, в 1922-м бежал в Финляндию, в 1923-м, выпросив прощение, вернулся в Советскую Россию.
Но интересен истории русской культуры боевой русский офицер, «броневой инструктор», один из первых русских танкистов и эсер стал совершенно в другом качестве.
Ещё в дореволюционном 1916 году Шкловский стал одним из основателей «Общества изучения теории поэтического языка», знаменитого ОПОЯЗ, объединившего теоретиков формальной школы и в буквальном смысле этого слова перевернувшего не только российское, но и мировое литературоведение. Созданная им и Евгением Замятиным питерская литературная группа «Серапионовы братья» дала Советской России потрясающую беллетристическую школу (довольно назвать такие фамилии, как Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов и Вениамин Каверин). А без созданного им вместе с футуристами Хлебниковым, Крученых и Маяковским, с которым Виктор Борисович был особенно близок, объединения «ЛЕФ», где Шкловский был «главным научным теоретиком», вообще невозможно представить историю русского советского художественного авангарда.
Что весьма любопытно, имея в родственниках «врагов народа» и будучи человеком одновременно злым и остроумным (достаточно вспомнить его знаменитый ответ чекисту, сопровождавшему писателей на Беломорканале, на вопрос как он себя здесь чувствует: «как живая лиса в меховом магазине»), Шкловский никогда не был каким-то образом «репрессирован».
Напротив.
С такой-то «трудовой биографией» (помощник комиссара Временного правительства, царский офицер, эсер) и такой роднёй прожил долгую, насыщенную жизнь. Был не раз награжден (три ордена только Трудового Красного Знамени вдогонку к Георгиевскому кресту). Стал лауреатом – вполне заслуженно – Государственной премии СССР 1979 года за книгу об Эйзенштейне. Ездил в составе делегаций советских писателей за рубеж. Считался крупнейшим советским теоретиком и как литературовед, и как киновед. Был, кстати, женат вторым браком на Серафиме Суок, – женщине безумно красивой, прототипе той самой «бездушной куклы» из знаменитого романа Олеши про «трех толстяков». Ну, и, разумеется, считался одним из самых остроумных и «злоязыких» людей своего времени. А «его время» – это, фактически, весь грозный, революционный двадцатый век.
Скончался великий «советский формалист» 5 декабря 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище, в Москве. Его роль в истории русской и советской культуры не оспаривается никем: ни нынешними «красными», ни нынешними, простите, «белыми». Он для этих смешных людей, увы, к сожалению, слишком сложен для понимания.
И слишком, по-настоящему, велик.
Новое
Видео
Как сбили самолетшпион США и судьба пилота Гэри Пауэрса. Уничтожение U2 под Свердловском
Как сбили самолетшпион США и судьба пилота Гэри Пауэрса. Уничтожение U2 под Свердловском
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
СССР. Техногенные катастрофы
СССР. Техногенные катастрофы