En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Самые известные в отечественной истории авиакатастрофы

16.10.2023

Начало XX века подарило человеку невиданные скорости: самолёты покорили воздух и очень быстро сделали авиаперелёты обычным средством передвижения. С тех пор перемещение в самую отдалённую точку планеты сократилось с месяцев до нескольких часов и сделалось доступным значительной части населения земного шара. Однако любое достижение прогресса имеет свою отрицательную сторону, и для авиации это громкие катастрофы. Падения пассажирских лайнеров и захваты воздушных судов террористами, сотни человеческих жертв стали печальными, но неизбежными событиями в сводках новостей. Советский Союз и Россия как передовые авиационные державы с огромным самолётным парком также не избежали всеобщей тенденции.

Причины и следствия авиакатастроф

Крупнейшие базы данных, ведущие учёт аварий и катастроф в гражданской авиации, насчитывают с 1919 года – именно тогда зародилось регулярное авиасообщение – почти 24 000 случаев всевозможных инцидентов с воздушными судами. Наиболее распространёнными причинами инцидентов являются всевозможные технические неисправности, а также человеческий фактор (грубое нарушение инструкций и ошибки пилотов и диспетчеров, а также авиационных техников при подготовке самолётов), погодные условия, столкновения в воздухе, сбитие самолётов (сознательное или по стечению обстоятельств), захват самолётов террористами и т.д.

Эксплуатация любых воздушных судов всегда была и будет сопряжена со значительным риском.

Советский Союз пережил период становления гражданской авиации в начале 1930-х гг. и эпоху её бурного развития с середины 1950-х гг. В 1976 году национальная авиакомпания «Аэрофлот» стала первой в мире, достигнув 100 млн перевезённых пассажиров в год. К концу существования СССР эта цифра возросла до 137 млн. При этом число инцидентов с советским гражданским воздушным флотом с начала 1970-х гг. оставалось стабильным, составляя от 20 до 40 случаев в год, в том числе до 10 с человеческими жертвами. Безопасность полётов постоянно росла: совершенствовалась авиационная и наземная техника, расширялись возможности диспетчерских служб.

Начиная с 1990-х гг. в гражданской авиации на постсоветском пространстве произошли очередные разительные перемены – наряду с внедрением современных компьютерных систем на рынок авиаперевозок пришли иностранные авиакомпании с новой авиатехникой. В итоге произошло дальнейшее сокращение инцидентов с воздушными судами до 10–20 в год. Однако полностью предотвратить громкие катастрофы, о которых говорила вся страна, это не могло. О самых памятных в истории СССР и России авиационных происшествиях и пойдёт речь ниже.

Самые известные авиакатастрофы в СССР

С 1930 по 1969 гг. в небе и на земле в СССР произошло 673 инцидента с самолётами гражданской авиации, из них 436 – с человеческими жертвами. Первой катастрофой, оставшейся в памяти нескольких поколений, стало крушение 18 мая 1935 года самого большого самолёта своего времени АНТ-20 «Максим Горький» во время демонстрационного полёта на Центральном аэродроме Москвы. В результате действий сопровождавшего АНТ-20 на истребителе И-5 лётчика Н.П. Благина, вздумавшего совершить «мёртвую петлю» вокруг крыла медленно проплывающего в воздухе гиганта, произошла катастрофа, которая унесла жизни 49 человек. Трагедия попала на киноплёнку. 14 декабря 1942 года в небе над Ташкентом потерпел крушение улучшенный вариант «Максима Горького» АНТ-20бис – тогда погибло 36 человек.

Самолёт-гигант «Максим Горький» над Красной площадью  Москве, 1934 год.

После окончания Великой Отечественной войны с середины 1950-х гг. авиасообщение в СССР приобрело широкий размах. Выросли пассажировместимость самолётов, число аэродромов и аэропортов, количество рейсов, их географический охват – как следствие, к сожалению, выросли жертвы. Так, с 1958 по 1969 гг. только катастроф с числом жертв более 50 в каждой произошло 13.

15 августа 1958 года впервые в истории СССР разбился самолёт, на котором погибло свыше 50 человек. Тогда Ту-104, совершавший полет по маршруту Хабаровск – Иркутск в сложных погодных условиях вошёл в зону мощных кучевых облаков и потерял управление. В результате столкновения с землёй погибло 64 человека, включая 10 членов экипажа. Через два месяца по той же причине в районе Канаша в Чувашии разбился другой Ту-104, выполнявший рейс Пекин – Москва. Погибло 80 человек. 30 июня 1962 года Ту-104 с рейса Хабаровск – Москва, пролетая над Красноярским краем, неожиданно ушёл в глубокий крен и перешёл в сваливание на высоте 4000 метров, погибло 84 человека. 3 сентября того же 1962 года Ту-104, летевший по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский, потерял управление и упал в болотистой местности северо-восточнее Хабаровска. Погибло 86 человек. Эта череда катастроф с первым советским турбореактивным лайнером породила ироничную фольклорную песенку на мотив похоронного марша Шопена: «Ту-104 – самый лучший самолёт, Ту-104 никогда не упадёт».

Спроектированный на основе бомбардировщика Ту-16, пассажирский Ту-104 оказался сложным в пилотировании самолётом. Из 205 выпущенных самолётов 37 погибли в авариях и катастрофах.

Однако самые большие катастрофы того периода случились с другими самолётами. Так, 16 ноября 1967 года в аэропорту Свердловска при взлёте разбился турбовинтовой Ил-18, на борту которого погибли 99 пассажиров и восемь членов экипажа. 23 июня 1969 года в результате столкновения над Калужской областью пассажирского Ил-14 и военно-транспортного Ан-12, перевозившего десантников, погибли сразу 120 человек. К трагедии привело то, что в сложных метеоусловиях экипажи не смогли выдержать отведённые им эшелоны высоты.

С 1970 по 1979 гг. на территории СССР произошло 372 авиапроисшествия, из них 188 – с человеческими жертвами. Восемь раз число погибших превысило 100 человек. Воистину черными для отечественной авиации стали 1972 и 1973 гг., когда в катастрофах погибли 650 и 749 человек соответственно. Четыре раза катастрофы со 100 и более жертвами случались с Ил-18, два раза – с Ту-104, по одному разу – с Ан-10 и Ил-62. 13 октября 1972 года Ил-62 выполнял рейс Париж – Москва и разбился при заходе на посадку в аэропорту Шереметьево. Причиной крушения стал либо воздушный разряд статического электричества, либо частичный отказ в системе продольного управления самолётом. Погибло 174 человека.

Катастрофа Ил-62 13 октября 1972 года в Шереметьево оказалась крупнейшей на тот момент в истории авиации по числу жертв.

С 1980 по 1991 гг. в гражданской авиации СССР произошло 337 аварий, из них 130 – с человеческими жертвами. Пять катастроф привели к гибели 100 и более человек. Четыре таких случая произошли с Ту-154, ещё один – с Як-42. 11 октября 1984 года при заходе на посадку в аэропорту Омска Ту-154 столкнулся с двумя автомобилями, работавшими на взлётно-посадочной полосе. В результате пожара самолёт полностью сгорел, погибло 178 человек. 10 июля 1985 года Ту-154 совершал полет по маршруту Карши – Уфа – Ленинград. На высоте 11 600 метров над уровнем моря он начал сваливаться в штопор под влиянием нестандартно высокой температуры наружного воздуха и упал в 68 км северо-восточнее посёлка Учкудук. Погибло 200 человек, включая 52 детей.

Помимо катастроф, обусловленных техническими причинами, погодными условиями и ошибками экипажей, произошло несколько терактов. Крупнейшим из них по числу жертв стал взрыв Ту-104 в районе Читы 18 мая 1973 года, когда при попытке угона террористом-одиночкой погиб 81 человек. Кроме того, огромный политический резонанс имел инцидент с южнокорейским «Боингом-747» 1 сентября 1983 года, когда уклонившийся на 500 км от курса лайнер вторгся в воздушное пространство СССР, пролетел над Камчаткой и был сбит над Сахалином истребителем-перехватчиком Су-15. Погибло 269 человек. Советское правительство заявило о сознательной провокации, американцы – об акте варварства и нечеловеческой жестокости. После этого отношения между двумя великими державами достигли одной из низших точек за всю историю.

Самые известные авиакатастрофы в Российской Федерации 1992-2003 гг.

За 30 лет после распада СССР в России произошло 404 авиационных инцидента, 134 из которых привели к жертвам. В четырёх из них погибло свыше 100 человек. 3 января 1994 года у Ту-154 авиакомпании «Байкал» при наборе высоты отказал один из двигателей и начался пожар. При экстренном заходе на посадку произошла полная потеря управляемости, погибло 125 человек. 4 июля 2001 года Ту-154 авиакомпании «Владивосток-Авиа» разбился при заходе на посадку в Иркутске. Причиной крушения стал закритический угол атаки с последующим сваливанием в штопор. Погибло 145 человек. 3 мая 2006 года при заходе на посадку в сложных метеоусловиях самолёт «Аэробус» A320 авиакомпании «АрмАвиа» столкнулся с водной поверхностью и разрушился. Погибло 113 человек. 9 июля 2006 года «Аэробус» A310 авиакомпании «Сибирь» из-за ошибки экипажа выкатился за пределы взлётной полосы, врезался в гаражные боксы и полностью сгорел. Погибло 125 человек.

Взрыв «Аэробуса» A321 авиакомпании «КогалымАвиа» 31 октября 2015 года стал крупнейшей по числу жертв авиакатастрофой в современной истории России.

Крупнейшая трагедия в истории отечественной авиации произошла 31 октября 2015 года, когда «Аэробус» A321 компании «КогалымАвиа» перевозил российских туристов из египетского Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. В небе над Синаем произошёл мощный взрыв, самолёт рухнул на землю и полностью разрушился. Погибло 224 человека. Ответственность за чудовищное преступление взяла на себя одна из ячеек ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России).

Известные люди, погибшие в авиакатастрофах

Авиакатастрофы нередко обрывают жизнь знаменитостей и высокопоставленных особ, в силу своего плотного графика часто пользующихся воздушным транспортом. Внезапная кончина всеобщего любимца или крупной политической фигуры всегда вызывает толки и пересуды, поднимает волну конспирологических версий. Хотя надёжность средств контроля в авиации почти всегда позволяют следствию сделать объективные выводы о причинах происшествия, нередко молва выдумывает «настоящие» и «засекреченные» причины – как правило, фантастического свойства.

В 1920–1940-е гг. заметными жертвами авиакатастроф стали крупный партийный функционер А.Ф. Мясников, прославленные красные командиры Я.Ф. Фабрициус и В.К. Триандафилов, легендарный лётчик-испытатель В.П. Чкалов, авиаконструктор В.М. Петляков, дипломат К.А. Уманский, писатель Е.П. Петров. В послевоенные годы смерть всеобщего народного любимца Ю.А. Гагарина в 1968 году стала настоящим потрясением для страны. Среди погибших в последующих авиакатастрофах – популярный журналист А.Г. Боровик, маршал С.С. Бирюзов, генералы Г.Н. Трошев и А.И. Лебедь, адмирал Э.Н. Спиридонов, офтальмолог С.Н. Фёдоров.

Самолёт «Эмбраэр Легаси 600», принадлежавший главе ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину. На нём руководство компании погибло в катастрофе 23 августа 2023 года.

Большой резонанс в обществе вызвала гибель хоккейных команд ВВС в 1950 году и «Локомотив» из Ярославля в 2011 году, футболистов ташкентского «Пахтакора» в 1979 году. В последнем случае в небе над Днепродзержинском столкнулись два Ту-134, погибло 178 человек. В интернете до сих пор гуляет множество нелепых гипотез о причинах катастрофы, хотя комиссия пришла к выводу об ошибке пилотов при занятии эшелонов. 25 декабря 2016 года в результате крушения Ту-154 под Сочи погиб Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Самой недавней авиакатастрофой, вызвавшей бурной обсуждение в социальных сетях, стала гибель бизнес-джета «Эмбраэр Легаси 600» в Тверской области 23 августа 2023 года, на борту которого находилось руководство частной военной компании «Вагнер».

Обложка: https://ria.ru

15128

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа в Курской битве. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Куликовская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте