Самые быстроходные танки РККА

История первых советских колесно-гусеничных танков БТ-2 и БТ-5
Наряду с танками Т-26, быстроходные танки семейства БТ составляли основу советских бронетанковых сил вплоть до начала Великой Отечественной войны. Эти машины окружены множеством легенд: и о том, что в СССР попросту поставили на поток производство разработанного в США танка, и о том, что БТ создавались как танки для наступления на Западную Европу… Но ни одна из этих легенд не выдержала проверки документами и здравым смыслом. Зато можно с уверенностью говорить о том, что, не будь «бэтэшек», мог бы не появиться на свет и знаменитый Т-34. Ведь конструкция его ходовой части во многом наследовала именно танкам семейства БТ.
Американский «папа»
К концу 1920-х годов руководству советской промышленностью и командованию Красной армии стало очевидно, что собственными силами справиться с разработкой и производством танков страна не может. Причиной тому были в первую очередь колоссальные потери промышленного потенциала и квалифицированной рабочей силы в годы Первой мировой и Гражданской войн. И хотя советские танкостроители сумели спроектировать и построить Т-18, он же МС-1, эти машины стремительно устаревали. Требовались новые танки, разработку которых с большим успехом вели за рубежом. И потому в конце 1929 года было решено отправить за границу делегацию Управления механизации и моторизации РККА во главе с его начальником Иннокентием Халепским.
В Англии внимание советских танкостроителей привлек знаменитый «Виккерс 6 тонн» – прародитель Т-26, самого массового танка РККА в предвоенный период. Но это был легкий танк, подходящий в качестве общевойскового. А стране требовался средний, причем достаточно скоростной. В поисках такой машины делегация Халепского добралась до США, где к тому времени уже тестировали колесно-гусеничные танки конструктора Уолтера Кристи.
Первоначальной целью советских специалистов была разработанная в Департаменте вооружений США машина с индексом Т1Е1. Она представляла собой классический для того времени танк с множеством опорных и поддерживающих катков и большого размера колесами спереди и сзади, которые опускались при необходимости. Делегация Халепского уже начала знакомство с этой конструкцией, когда ее внимание привлек колесно-гусеничный танк Уолтера Кристи, разительно отличавшийся от Т1Е1. Его устройство было гораздо проще, скорость – выше. А самое главное, конструктор не преминул заметить, что его разработками интересуются в Польше. Это было правдой: поляки уже успели даже оплатить заключенный с Кристи контракт ценой в 30 тысяч долларов.
… Но требуют доработки
«Польский фактор» сыграл существенную роль в окончательном выборе будущего танка. Вплоть до начала Второй мировой войны именно Польша считалась главным вероятным противником СССР, и командование РККА не хотело давать ей никаких преимуществ, особенно в бронетехнике. Тем паче шеститонный «Виккерс» поляки уже приобрели, а значит, Красной армии требовалось как минимум сохранять танковый паритет. Так что решение заплатить Уолтеру Кристи 60 тысяч долларов за два танка, получивших индекс М1940, плюс 4 тысячи за запчасти к ним и 100 тысяч – за лицензию на десять лет, не выглядит странным. Кроме того, американского инженера настойчиво приглашали на работу в СССР налаживать производство собственного изобретения, и он уже готов был на это согласиться.
Увы, американец проявил себя не слишком щепетильным в делах. Первыми это испытали поляки: их контракт был разорван, когда советская делегация огласила свои предложения. Следующим был Советский Союз, который получил свой заказ в конце декабря, на три месяца позже оговоренного срока. Но в каком виде! Это были только корпуса с двигателями, колесами и гусеницами, но без вооружения и без башен, да еще и с некоторыми отступлениями от исходного проекта. Даже чертежи на танки Кристи передал не целиком. За это с него удержали 25 тысяч долларов, и обиженный конструктор отказался ехать в Советский Союз.
Может, и к лучшему, поскольку по итогам испытаний американских прототипов (башни и вооружение пришлось заменить 800-килограммовым балластом) выяснилось, что заявленные Кристи характеристики машин не выдерживаются. Они оказались медлительнее и на колесах, и на гусеницах, проходимость, особенно по песку, оставляла желать много лучшего. Неудивительно, что по итогам испытаний был вынесен вердикт, что танки «представляют исключительный интерес, но требуют доработки».
Интерес, о котором говорилось в заключении комиссии, танки Кристи представляли прежде всего с точки зрения скорости. Оснащенные авиационным мотором «Либерти», они развивали невиданные для броневых машин скорости, пусть даже и не такие высокие, как обещал их создатель. И хотя в принятой в 1929 году системе танкового вооружения подобные машины не были предусмотрены, для них придумали специальную нишу быстроходных танков-истребителей. Отсюда взялось и название серии – БТ, или Б-Т, как поначалу писали в некоторых документах.
Вооружение на любой вкус
Первую модель быстроходного танка, принятую на вооружение, обозначили индексом БТ без всяких дополнительных цифр. Ее выпуском занялся Харьковский паровозостроительный завод – тот самый, где спустя восемь лет появится легендарная «тридцатьчетверка». Кто бы мог тогда предположить, что со временем американская машина, названная «утконосом» и «недоноском», превратится в самый знаменитый в мире танк! Тогда, в 1931 году, странного вида корпус с непривычными, большими колесами еще нужно было довести до состояния боевой машины.
БТ фактически стал полигоном для харьковских танкостроителей: было совершенно очевидно, что его нельзя выпускать в первоначальном виде, с множеством конструктивных недоработок и не дотягивающих до заданных характеристик. Пришлось серьезно дорабатывать машину, внося изменения и в конструкцию отдельных узлов, и в общий вид. А башню пришлось и вовсе проектировать с нуля, имея о ней лишь общее представление. Когда с этими проблемами удалось справиться, возникли другие технологические и конструктивные сложности, связанные со слабостью советской тяжелой промышленности. Да и смежники не раз подводили: то не успевали вовремя прийти башни, то не хватало двигателей…
В итоге в 1931 году из шести запланированных БТ смогли собрать всего три – к ноябрьскому параду в Москве. По Красной площади прошли и вовсе две машины, поскольку у третьей во время пуска загорелся двигатель: этот агрегат вообще долгое время был слабым местом «бэтэшек». И дальше темпы были не слишком высокими: в 1932 году собрали 396 машин, в 1933-м, когда танк получил новый индекс БТ-2, – еще 224. И можно только удивляться разнообразию вооружения при таком небольшом выпуске. «Двойки» бывали чисто пулеметными с двумя спаренными или тремя (один в отдельной установке) пулеметами, бывали с 37-миллиметровой пушкой без пулемета и с нею же плюс пулемет.
Боевая «пятерка»
Если танки Т-26 в войсках сразу прижились, то БТ-2, с ходу угодившие в категорию учебно-боевых, оказались сложными и в освоении, и в обслуживании. Что неудивительно, если учесть, что фактически это был второй крупносерийный танк после «двадцать шестых», который осваивала отечественная промышленность. И доработка «двойки» стала очевидной очень скоро. Одной из причин тому была одноместная башня со слабым вооружением, другой – смена мотора с «Либерти» на М-5, плюс незначительные доработки, которые всегда сопровождают развитие любой техники.
Новый вариант танка, на который начали ставить двухместную башню с 45-миллиметровой пушкой и спаренным с нею пулеметом (такие выпускались и для Т-26) и отечественный мотор, получил индекс БТ-5. Поскольку в целом конструкция машины мало чем отличалась от «двойки», выпуск «пятерок» начался уже в марте 1933 года и продолжался до конца 1935 года, составив в общей сложности 1884 экземпляра.
Именно БТ-5 довелось первыми из всего семейства БТ участвовать в реальных боевых действиях. Как и у Т-26, это произошло за пределами Советского Союза – в республиканской Испании. Первые «пятерки» отправились туда в конце июля 1937 года. Это была партия из 50 машин со всеми полагающимися запчастями и оборудованием. Отдельно от них на пароходе в Испанию отбыл и личный состав во главе с полковником Степаном Кондратьевым. Танкистов было меньше, чем машин, но советские военные советники знали, что это не проблема: пополнить экипажи планировалось на месте за счет испанцев и бойцов интербригад. Как правило, их ставили на места заряжающих, тогда как места механиков-водителей и командиров машин оставались за советскими специалистами, поскольку эти специальности требовали более серьезной подготовки.
Первый же марш 1-го отдельного интернационального танкового полка наглядно доказал, что БТ-5 отлично двигаются и на гусеницах, и на колесах. А вот в первом реальном бою полк потерял, по разным данным, от 16 до 28 машин – больше половины состава! Причины таких потерь были, увы, обычными для республиканской армии Испании. Испанские пехотинцы не имели никакого опыта взаимодействия с танками, да и интербригадовцы в этом смысле не сильно отличались от них. К тому же БТ-5 решено было использовать на том участке фронта, где основные бои шли на городских улицах, а там скоростные машины теряли все свои преимущества, становясь легкой мишенью для метателей гранат и бутылок с зажигательной смесью.
Испанский опыт показал, что танки БТ-2 и БТ-5 по-прежнему остаются очень скоростными, но их противопульная броня и 45-миллиметровое орудие уже недостаточны для серьезной войны. Применение их в боях на озере Хасан, Халхин-Голе и особенно во время Зимней войны доказало это со всей очевидностью. Но советские танкостроители только-только начинали осваивать выпуск Т-34 и КВ-1, и потому «бэтэшки», как и Т-26, оставались основой танкового парка РККА вплоть до начала Великой Отечественной. Да и потом им еще пришлось повоевать: на Ленинградском фронте БТ-5 оставались в строю как минимум до середины 1943 года, а на Дальнем Востоке в августе 1945 года участвовали в разгроме Квантунской армии.
Новое
Видео
Режиссер Станислав Ростоцкий. Как научить счастью.
Режиссер Станислав Ростоцкий. Как научить счастью.
17 декабря 1788 год Взятие крепости Оча́ков
17 декабря 1788 года русские войска князя Потёмкина взяли турецкую крепость Очаков на побережье Чёрного моря. Россия окончательно утвердится в Новороссии
Победоносцев. «Душитель» или провидец?
Победоносцев. «Душитель» или провидец?