Сад с «цветами жизни»: как в Российской империи появились учреждения для самых маленьких
До середины XIX века воспитание маленьких детей полностью ложилось на материнские плечи. Дворянки, безусловно, могли позволить себе подобный «каприз» и охотно проводили время со своими отпрысками, а затем передавали их в заботливые руки гувернанток. Куда труднее было женщинам не из привилегированных сословий, вынужденных самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вняв их просьбам, в 1837 году власти Петербурга открыли в «Доме Трудолюбия» так называемые дневные детские комнаты, где малыши проводили время, пока их родители работали. Однако настоящий детский сад в России открылся лишь в 1860-х годах, когда последователи немецкого педагога Фридриха Фребеля заговорили о том, что с самого раннего возраста детей следует бережно «выращивать», подобно цветам.
Спор вокруг «божьих растений»
Основательница одного из первых российских детских садов Аделаида Симонович утверждала, что учреждение должно быть не «фабрикой по шлифовке воспитанников», а «садом для выращивания божьих растений». Впрочем, немецкое название Kindergarten так дословно и переводится – «детский сад». Воспитательниц первое время даже называли садовницами и призывали к взращиванию детей «естественным образом, как росток движется снизу вверх». На деле в первых детских садах занимались с детьми примерно так же, как и в более поздние времена: играли, обучали базовым навыкам, водили на прогулки.
В 1863 году на Васильевском острове открылся детский сад Софьи Люгебиль. Посещение было платным, причем позволить себе такое могли только состоятельные родители, поэтому первоначальная идея помощи работницам и малоимущим несколько затерялась. Воспитанникам учреждения было от трех до восьми лет. В Петербурге новшество сначала приняли в штыки: хирург Николай Пирогов в книге «Вопросы жизни» обрушился на детский сад с критикой и заявил, что сам не хотел бы провести первые годы жизни в месте, где все строго регламентировано и направлено на подавление свободы в ребенке. Другие врачи поддержали своего именитого коллегу: из их аргументов следовало, что детский сад – идеальный рассадник болезней, что игры с мелкими деталями портят зрение, пение хором – слух, а развивающие занятия – нервы.
Справедливости ради следует отметить, что доктора несколько сгущали краски. На заре развития системы детских садов особой программы у них не было. Занятия часто проводились на природе, если, конечно, позволяли погодные условия. Воспитывали не столько интеллектуально, сколько нравственно – учили молитвам и церковным песнопениям. Ребенок проводил в детском саду в лучшем случае полдня, но, как правило, его забирали раньше. В 1866 году упомянутая выше Аделаида Симонович открыла еще один платный детсад, где ребенку можно было находиться не более четырех часов в день. Увы, спустя три года детский сад закрылся из-за нехватки средств, однако полученный опыт позволил Симонович выпустить книгу с толковыми рекомендациями по воспитанию. Вопреки протесту некоторых общественных деятелей, мода на частные детские сады распространилась за пределы столицы: они стали открываться в Иркутске, Смоленске, Воронеже и других городах.
От роскоши – к необходимости
В 1860-х появился, наконец, и бесплатный детсад. Его открыли при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Те, кто мог позволить себе внести хоть немного средств для развития учреждения, по желанию платили 10 копеек в месяц. Представители беднейших слоев имели право бесплатно отдавать туда своих детей. Дошкольников учили рисовать, делать аппликации, плести из разных материалов. Другим занятием было наблюдение за природными явлениями (например, дождем или закатом) и птицами, которых ребенок видит на улице. Со временем число бесплатных детских садов значительно выросло из-за востребованности: их устроили Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, «Сельскохозяйственный приют» и другие организации. К началу XX века родилась мода на домашние детские сады: причем, в качестве воспитателей здесь нередко выступали родители дошкольников. Занятия нередко проводили по очереди – дома у каждого ребенка из группы. Воспитанники и «сотрудники» таких необычных детских садов получали свободный доступ в библиотеки и музеи, а также приобретали учебные пособия с большой скидкой.
Дольше всего ребенок мог находиться в приюте-яслях. Эти учреждения создавались специально под нужды фабричных работниц, вынужденных весь день проводить на производстве. Ясли начинали работать с 6 часов утра, а закрывались около 8 часов вечера. Детей кормили четыре раза в день: на завтрак предлагали кашу, на обед и ужин – суп и кашу, а на полдник – чай с белым хлебом. Умывали воспитанников дважды: сразу по прибытии и перед уходом домой. Прогулки тоже проводились в два захода – по полтора часа утром и вечером. В оставшееся время дети рисовали, шили, вязали, заучивали короткие тексты. В яслях всегда присутствовал медицинский персонал: как правило, опытный практикующий врач и студент-медик.
К октябрю 1917 года на территории Российской империи работало 280 детских садов на любой вкус: народные, домашние, частные. Некоторые из них готовили детей к школе, другие – просто помогали с пользой скоротать время в ожидании родителей. В советском государстве детский сад тем более не будет восприниматься как диковинка – ситуация, когда оба родителя работают и оставляют ребенка на попечение педагогов, станет нормой.
Новое
Видео
Смерть и свобода. Об отношении свободы к смерти в русской и немецкой философии
О лекторе Андреас Буллер - доктор философии, Штутгарт, Германия. Полное содержание лекции опубликовано в книге "Три лекции о понятии СЛЕД".
600 лет русского гламура. Рублевка. Часть 2
Страница К.П. Ковалева-Случевского на портале ИСТОРИЯ.РФ
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)