En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

С кем вы, «акулы пера»? О том, что пресса – это род войск в информационной войне

20.01.2017

За последние месяцы стало заметно даже невооружённым глазом, что масс-медиа из транслятора новостей сами по себе превратились в их источник, который работает бесперебойно и поставляет свежую, и главным образом – скандальную, информацию аудитории едва ли не ежедневно. Причём, что занятно, это новости из жизни не столько общества, сколько самого медиа-сообщества и его отношений с окружающей средой.

Противостояние американских мейнстримных СМИ и Дональда Трампа, прессинг RT на Западе и громкие скандалы с участием российских СМИ стали значимыми сюжетами общественной повестки (и в России, и за рубежом), которые регулярно подпитываются новыми информационными поводами, и нет никаких намёков на прекращение этих процессов. Наоборот ситуация усугубляется во всех отношениях.

Это, безусловно, свидетельствует о глубоком кризисе, в котором оказались современные медиа. Этот кризис носит системный в своей всесторонности характер. Многовековые (в буквальном смысле многовековые) правила и привычки функционирования СМИ рассыпаются на глазах. Переход от бумаги к цифровым технологиям, качественное изменение финансовых основ функционирования изданий, радикальное изменение самого понятия «профессиональный журналист» и подходов к оценке журналистского профессионализма. Да одно только постепенное внедрение компьютерных программ для замены труда человека-журналиста (пока на относительно простых и стандартизированных темах, вроде заметок о результатах спортивных соревнований) тянет на грандиозную революцию.

Каждому перечисленному пункту можно посвятить отдельный огромный текст, и на портале «История.рф» об этом недавно была заметка в честь Дня российской печати. Однако, пожалуй, самой главной проблемой является полномасштабный кризис самоидентификации и идеологии собственно деятельности масс-медиа в современном мире.

Журналистика всегда – и в реальности, и в общественном восприятии – балансировала между «второй древнейшей», пропагандой и «источником, доносящим людям объективную информацию». XX век решил эту коллизию – и даже не без изящества. Все медиа мира получили тот или иной ярлык.

Звание «второй древнейшей» было присвоено таблоидам и «желтой прессе». Ту, где «скандалы, интриги, расследования, светские сплетни», – в общем, увлекательно, низкопробно и недостоверно.

Зато по поводу второго и третьего титулов развернулась нешуточная борьба между политическими системами. Окончательную победу в ней одержал Запад и звание носителей «объективной информации», то есть «источников правды» по умолчанию, присудили сами себе СМИ, которые ныне принято называть западными мейнстримными. К тому же победитель получил право навешивать ярлык «пропаганды» по собственному выбору. Ничего удивительного, что удостаивались его оппоненты – будь то программа «Время» первого канала советского ТВ тридцать пять лет тому назад или телеканал RT в наше время.

Нельзя сказать, что такая градация была справедливой: на самом-то деле она сама по себе – инструмент пропаганды. Однако шаблон устоялся. И вот сейчас – шаблон порвался, можно сказать, буквально на глазах почтенной публики.

Причём самые тяжёлые и болезненные процессы выпали на долю именно тех медиа, которые десятилетиями (а в некоторых случаях, веками) удерживали репутацию самых профессиональных, уважаемых и честных, которые служили образцом журналистских стандартов и идеалов. На всём это ныне поставлен крест, причем в некотором смысле даже буквальный. А его символом может служить данная картинка. Это график оценки шансов на победу кандидатов на недавних президентских выборах в США от одного из самых влиятельных и респектабельных мировых СМИ – The New York Times – в ночь подсчёта голосов.

Невозможно этот график расценивать иначе, нежели вопиющие непрофессионализм, предвзятость и лживость (некогда уважаемой) газеты.

Вряд ли можно было бы придумать более убедительное и остроумное подтверждение вышедшей за все рамки приличия ангажированности и пропаганды, которые продемонстрировали мейнстримные американские (да и в целом западные) масс-медиа своей работой против Дональда Трампа в ходе президентской кампании.

Однако потеря существенной части доверия аудитории в данном случае стала только частью проблемы, причём не самой большой. Главным стало фактическое разрушение мировой системы и иерархии СМИ, которая существовала последние десятилетия.

Чем отличается CNN (после публикации позорного сфабрикованного компромата на Трампа, за что канал получил от него прозвище «фальшивые новости»/fake news) от самого популярного в мире таблоида Daily Mail? О каком моральном и профессиональном превосходстве британского BBC над «русским пропагандистским телеканалом» RT можно говорить после недавнего, сделанного на коленке фильма «Трамп – кандидат Кремля»? На какую реакцию рассчитывает оппозиционная «Медуза» (ну кроме многочисленных злых насмешек), когда для обличения Кремля и иллюстрации независимости прессы в Штатах приводит письмо какого-то университетского журналиста, взявшего на себя роль совести нации и написавшего «открытое письмо» Трампу якобы от имени президентского пула Белого дома?

В этой связи весьма характерен и крайне показателен свежий скандал между пресс-секретарем «Роснефти» Михаилом Леонтьевым и сразу двумя изданиями – телеканалом «Дождь» и британской BBC, которые заинтересовались мигалками, с которыми ездит глава компании Игорь Сечин. Оставив за кадром личные предпочтения Леонтьева в выборе слов, а заодно и сами мигалки, невозможно проигнорировать знаковость произошедшего.

Михаил Леонтьев всю свою журналистскую карьеру воспринимался, да и откровенно позиционировал себя как пропагандиста, никогда не стесняясь данного статуса. В отличие от него и «Дождь», и ВВС как раз являются типичными представителями медиа, которые позиционируют себя как носители той самой «объективной информации», «правды». Причём им вполне удавалось навязать это видение и немалой части аудитории. А «настоящие журналисты» на символической лестнице морали, ценностей и идеалов современного мира, разумеется, стоят куда выше «продажных пропагандистов».

Оскорбительные ответы Леонтьева, по сути, содержали в себе два сообщения журналистским коллективам «Дождя» и ВВС (а заодно и всем остальным):

Во-первых, хватит притворяться, коллеги. Вы уже просто смешно выглядите. Своей деятельностью последние годы вы убедительно продемонстрировали миру, что король голый, что ни о какой объективности и поисках правды в вашей работе речь не идет. Вы точно такие же пропагандисты, просто работающие на другую сторону. Соответственно, никаких оснований относиться к вам хоть с малейшим пиететом нет. Отношение к вам отныне будет выстраиваться по множеству параметров, однако пунктов вашего морального превосходства и долженствования перед вами там даже близко нет.

А во-вторых, мы с вами, коллеги, не просто пропагандисты, но пропагандисты, работающие на противостоящие стороны. В нынешних условиях информационной войны журналистика – это род войск, а мы с вами, по сути, солдаты, сидящие в противоположных окопах. Мы заняты не «объективным информированием» (оно практически невозможно и заодно уж спросом не пользуется) – мы заняты продвижением и аргументированием той или иной идеологии. Это ведь не просто «мировоззренческая дискуссия» (которая сама по себе, кстати, требует инструментария именно пропагандистского) – это окопы государства и «антигосударства». Это обстоятельство существенно влияет на выбор как формы, так и содержания при общении с противником.

В мире торжествует прагматизм, переходящий в цинизм. Аудитория RT вовсе не считает этот телеканал носителем высшей истины и воплощением журналистской честности. В нём просто видят полезную альтернативу пропагандистской, ангажированной картинке мира от ВВС, CNN и т.д. Про традиционно циничный подход российского общества к СМИ с привычкой «читать между строк» тем более говорить нечего.

В этих условиях перед западным информационным мейнстримом (и перед российскими либеральными медиа) – то есть всеми теми, кто привык себя ощущать и позиционировать как абсолютный моральный авторитет и носителя правды (ака объективной информации), – встаёт весьма непростая задача: им с неизбежностью придётся отказаться от такого восприятия и позиционирования себя.

По правде говоря, это единственное разумное решение. Потому что уже сейчас самообман (или пропагандистский шаблон) выглядит глупо и смешно в глазах огромной части общества. А если события продолжат развиваться в нынешнем русле, то за такой подход общество может начать и бить. Для начала в переносном смысле.

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория и ИКТИстория СССРСоциальная история
23086

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Вторая мировая война на карте.

Вторая мировая война на карте.

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте