Русские парсуны: между иконой и портретом
Парсуной принято называть ранний русский живописный портрет. Парсуна стала переходным жанром между иконописным изображением людей и светским портретом.
Принято считать, что жанр портретной живописи в его современном европейском понимании зародился в России в период правления Петра I. Обычно портреты создавали приезжие зарубежные и отечественные художники, обучавшиеся за границей. В этот период времени в России наблюдалось усиление светских тенденций и возросший интерес к европейским стандартам и обычаям, что побуждало художников обращаться к западноевропейским художественным техникам. Ранее живопись была ограничена христианскими мотивами, и человеческие изображения можно было встретить лишь на фресках на стенах или в миниатюрных формах на страницах рукописных книг. Однако уже в XVI веке на Руси возникли первые портреты - парсуны. Эти произведения, выполненные на холстах или деревянных досках, изображали монархов, патриархов, дворян и бояр. Не принято было писать женщин, за исключением царственных невест и жён.
Слово «парсуна» происходит от искаженного латинского слова persona, что означает «личность», «особа», «лицо». До XVIII века термином «парсуна» обозначались все портреты людей на Руси. Этот термин и выделение «парсуны» как отдельного жанра ввел в научный обиход историк и искусствовед Иван Снегирев в своей иллюстрированной книге «Древности Российского государства», изданной в 1851 году. Очерк, посвященный истории русского портрета, является первым исследованием на эту тему и был опубликован в четвертом разделе данного издания.
Парсуна возникла в переходный период в истории России, когда средневековое мировоззрение сменялось новым, а старые художественные идеалы уступали место новым.
Парсуны – светские парадные портреты в интерьере – воспринимались как знак престижности. Русской знати нужно было адаптироваться к новым культурным тенденциям, которые начали проникать в традиционные формы быта. Парсуны прекрасно подходили для церемониальных обрядов, проходивших в среде князей и бояр, для демонстрации статуса модели. В парсунах прежде всего акцентировалась принадлежность изображенного к высокопоставленному чину. Персонажи предстают в роскошных нарядах, на фоне богатых интерьеров. Личное, индивидуальное в их образах почти не проявляется. Главное в парсунах – соблюдение сословных норм: столько важности и внушительности в образах персонажей. Внимание художников сосредоточено не на лицах, а на позах изображенных, на богатых деталях, аксессуарах, изображениях гербов и надписях.
Авторы большей части первых парсун в XVII веке оставались неизвестными, но среди них ярко выделялись последователи крупной школы живописцев Оружейной палаты Московского Кремля — Симон Ушаков, Федор Зубов, Богдан Салтанов, Карп Золотарев, Иван Рефусицкий, Иван Безмин, Михаил Чоглоков.
Именно в среде иконописцев Оружейной палаты зародилось новое восприятие человека. У известных московских мастеров Симона Ушакова и Иосифа Владимирова уравновесились художественные требования к иконам и портретам царя или военачальника. Ушаков сумел передать материальность и ощущение телесности святых, соединив традиции иконописи с реалистичной манерой и используя новые техники. Его изображение Спаса Нерукотворного с ликом, написанным с помощью светотени, является одновременно иконой и портретом с конкретным человеческим обликом. Таким образом, божественное нисходит до человеческого уровня. Царские иконописцы были портретистами при царском дворе, создавая иконы и портреты. А необычный способ демонстрации еще больше усиливал необычную привлекательность парсун.
Новые черты в изобразительном искусстве были обусловлены, прежде всего, растущим влиянием европейской культуры. В России работали иностранные художники, в страну привозили европейские гравюры и рисунки, благодаря чему русские живописцы знакомились с художественными трендами западных стран.
Одним из ключевых аспектов влияния западного искусства было освоение техники масляной живописи. Она позволила художникам работать непосредственно с натуры, что, в свою очередь, позволило им создавать более объемные и реалистичные произведения.
Во второй половине XVII века парсуны уже часто создавались на холстах с использованием масляных красок, хотя их исполнение все еще содержало элементы иконописи: идеализированные герои, стереотипные образы, статичные позы, плоскостное изображение. Как и в случае с иконами, такие портреты часто писались на дереве темперными красками. Однако парсуны уже начинали приобретать черты будущих светских портретов: художники работали с натуры, стремясь к реалистичному и объемному изображению, также начали использовать холст вместо дерева и масляные краски вместо темперных. По стилю парсуны сочетают черты старой иконописной манеры с ее плоскостным изображением и новой объемной светотенью. В некоторых случаях сохраняется такой элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.
Поэтому и в парсунном наследии можно выделить два направления творчества. Одно, с преобладанием иконописных особенностей, представляют темперные изображения князя Михаила Скопина-Шуйского, царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Второе, приближающееся к европейским портретам, состоит из парсун маслом на холсте, изображающих царя Ивана Алексеевича, Патриарха Никона, князя Иоанна Репнина, придворного Григория Годунова, дипломата Афанасия Ордина-Нащокина, церковных лидеров Никона и Иоакима.
Виды и отличительные особенности парсун
Парсуны можно классифицировать по следующим параметрам:
• технике исполнения (темпера на доске или масло на холсте);
• назначению (надгробные или прижизненные);
• изображенным персонажам (цари, князья, церковные деятели, бояре, дворяне, военачальники).
К наиболее отличительным особенностям парсун относятся: стереотипность художественного образа; неподвижность позы модели; условное сходство с оригиналом; простота композиции; преобладание плоскостных форм; частое использование надписей и других атрибутов для обозначения персонажа. Парсуны сыграли важную роль в переходе от традиционных иконописных стандартов в русской живописи к реализации идеалов западного изобразительного искусства.
Со временем сформировались различия между парсуной и иконой: парсуну начали писать на холсте масляными красками. В отличие от иконы, на которой персонажи обращены к богу, персонаж на парсуне был связан с реальной жизнью, что подчеркивалось деталями, аксессуарами, гербами и текстовыми пояснениями. Главной особенностью парсуны является передача художником характерных черт, подчеркивающих статус человека, а не его индивидуальные особенности; портретное сходство передается условно. В работах появляется глубина, передаваемая с помощью светотени. Часто используются атрибутика и подпись, помогающие определить изображенного.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».
Первые портреты создавались мастерами-иконописцами, поэтому картины имеют столь близкое сходство с каноническими изображениями святых: они парадны, орнаментальны и статичны.
Пример такого портрета - парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея. Вторая супруга Федора III Алексеевича была царицей немногим более двух месяцев, после чего ее муж скончался. Картина, судя по девическому кокошнику, была написана еще до свадьбы, когда Марфа являлась царской невестой. Портрет был создан анонимным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты. В нем присутствуют все черты “наивного” искусства: неудобная поза, кукольные черты лица, красное одеяние - словно аппликация. Однако есть и интересная деталь, прогрессивная для той эпохи - Марфа Матвеевна сжимает в руках веер, атрибут из другого, “галантного” мира.
Сакральное отношение к изображению
Интересно, что к изображенным на парсунах сохранялось святое отношение. Во-первых, правители представлялись не столько в образе земных владык, сколько как избранники Царя Небесного. Образы царей помещались в особое пространство, обозначенное золотым фоном, взгляд их отрешен, а лица-лики кажутся одновременно реальными и нереальными.
Например, на парсунах, где изображены Михаил Федорович и Алексей Михайлович, ясно прослеживаются идеи божественности и важности личности царя. Кроме золотого фона, на котором размещены фигуры, цари одеты в древние доспехи, что невольно привлекает внимание зрителя к фигуре римских императоров. Сам образ всадника еще со времен конного памятника Марку Аврелию ассоциируется с императором. Применяя все эти детали, художники показывают богоизбранность русских царей и их связь с римскими цезарями.
Кроме мифа о сакральности царской власти, который в дальнейшем будет распространять Пётр I, в умах людей того времени существовала магическая связь между человеком и его портретом. Изображение человека, то есть парсуна, считалось равнозначным его реальному воплощению. Такую взаимосвязь ярко иллюстрирует интересный обычай: если человек не мог явиться на суд, могли казнить его изображение. К изображению человека относились с большим уважением, и плохие портреты изначально старались не допускать, чтобы потом не пришлось их уничтожать.
По масштабам изображения парсуны делятся на поясные картины и на изображения в полный рост. По персонажам выделяются несколько категорий парсун.
Царские парсуны
Предназначение царских портретов было различным: их использовали как часть дворцового декора; некоторые парсуны служили надгробиями и размещались в церквях над захоронениями умерших правителей; некоторые парсуны тиражировались для раздачи в качестве памятных подарков царским родственникам и почетным гостям. Одна из старейших парсун с изображением Ивана Грозного была подарена в 1677 году царем Федором Алексеевичем датскому послу. В настоящее время этот портрет хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене.
Мемориальные или надгробные парсуны создавались только для правящих особ; единственным исключением стал надгробный портрет князя Михаила Скопина-Шуйского, героя борьбы русского народа против поляков. К числу первых надгробных парсун принадлежат изображения Ивана Грозного и его сына, царя Федора Ивановича, выполненные темперой на деревянных досках. Начиная с конца XVII века, на надгробных царских портретах появились символы верховной власти - скипетр и шар. От иконописи на парсуны перешла традиция плоскостного изображения одежд, но для изображений головы и лица использовалась новая техника светотени.
Примером мемориального портрета служит парсуна царя Федора Алексеевича, которая находилась над его могилой в Архангельском соборе Московского Кремля. Эта парсуна была создана в смешанной технике: изображение нанесено на доску, но использовалось масло; лицо царя показано объемно, однако фигура остается неподвижной; четыре надписи содержат много деталей.
Отличительной чертой парсун того времени стало появление в них предметного мира: детально прорисованные дорогие ткани и элементы одежды, украшающие их драгоценные камни и мех. Среди портретов представителей царской семьи выделяется поясное изображение царя Алексея Михайловича. Его царственность подчеркнута торжественной одеждой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Лицо изображено в более реалистической манере, чем в ранних парсунах.
Парсуны царственных женских особ
Следуя традиции иконописи, женские портреты редко появлялись на парсунах; исключениями были только изображения царских невест и жен, а также дочерей и сестер царя. Иногда художники приукрашали женские образы, придавая им больше значимости - вероятно, это делалось по заказу. Так, например, царевна Софья Алексеевна, сестра Петра Великого, изображена с императорскими регалиями, хотя она никогда не была императрицей.
В женских портретах парсун видны новые тенденции в живописи. Портрет царицы-вдовы, Натальи Кирилловны Нарышкиной, созданный художником Оружейной Палаты Михаилом Чоглоковым, мастерски передает черты ее лица.
Изображения церковных иерархов
Часто дополнялись изображением пастырского посоха, указывающим на ведущую роль Церкви. Одним из самых известных портретов церковного лидера является портрет Патриарха Иоакима, выполненный мастером Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Написанный в смешанной технике, портрет оживляет лицо с помощью светотени, но в то же время плоско, в старой манере, изображает одежды патриарха. Для создания изображения использовались и темпера, и масляные краски.
В парсуне патриарха Никона и его свиты неизвестный художник умело передал детали интерьера и был одним из первых, кто попытался создать изображение с использованием перспективы.
Парсуны с изображением всадников
Первыми парсунами на коне стали изображения царя Алексея Михайловича и его сына Михаила. Воины, сидящие верхом на вставших на дыбы конях, одеты в доспехи с восьмиконечными крестиками в руках. Фон картины представляет собой изображение военного лагеря, а на портрете присутствует объем. Эти портреты неоднократно копировались, поэтому их можно увидеть во многих музеях, включая зарубежные.
Парсуны придворных
Известный портрет царского стольника (придворного, прислуживавшего за царским столом) Василия Федоровича Люткина хорошо отражает высокий статус персонажа: фигура в синем кафтане, стоящая во весь рост и опирающаяся на шпагу, исполнена достоинства. Детали, такие как дорогие ткани одежды и штор, кресло с вышивкой и дорогая шапка на столе, подчеркивают значимость персонажа.
Иные парсуны
К парсунам, предназначенным для пользования внешнеполитическими ведомствами, относились портреты правителей других стран, с которыми у России были установлены дружественные отношения. Были изготовлены десятки таких портретов.
Среди наиболее примечательных парсун можно отметить “царские” портреты - изображения царей Федора Иоанновича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Также заслуживают внимания парсуны воевод, таких как князь М. В. Скопин-Шуйский и И. Е. Власов, и “Преображенская серия”, представляющая окружение Петра I. Влияние парсунных традиций заметно в миниатюрах “Титулярника”, в которых портреты царя Михаила, Алексея и даже юного Петра были выполнены с натуры. Кроме того, среди парсун присутствуют и женские изображения, например, портреты Н.К. Нарышкиной и царевны Софьи.
Большая часть работ, посвященных парсунам, носит искусствоведческий характер. Однако, по атрибутам можно определить социальный статус человека. В царских портретах обычно присутствуют символы власти - скипетр и держава. Нимб символизирует божественное происхождение власти. Воеводы часто изображены с булавой, символизирующей их власть. Примером отображения интересов человека через натюрморт может служить портрет Алексея Василькова. Информация о человеке также содержится в его одежде, которая соответствует его профессии, социальному и материальному положению, и отражает его привычки и характер. Таким образом, парсуны могут считаться вспомогательным и довольно объективным источником для изучения социально-политической, бытовой, культурной и религиозной жизни России XVII - начала XVIII веков. В настоящее время, однако, парсуна как исторический источник изучена недостаточно, и представляет собой обширное поле для дальнейших исследований.
История парсуны
Парсуна возникла в русской культуре под воздействием западной живописи. В XV веке в Европе началась эпоха Ренессанса, что привело к активному развитию живописи, возникновению новых стилей и жанров. В то время в Русском Царстве иконопись играла доминирующую роль в изобразительном искусстве.
Русская православная церковь активно поддерживала древние иконописные традиции и препятствовала распространению других видов живописи. Изменения произошли только после церковной реформы 1650-60-х годов. Мастера Оружейной палаты Кремля одними из первых стали формировать новые художественные стандарты и создавать упрощенные светские портреты - парсуны.
Этот новый жанр быстро завоевал популярность, хотя во многих картинах лишь приблизительно передавалось портретное сходство. Русские художники, находясь под влиянием приглашенных иностранных мастеров, постепенно осваивали техники европейской живописи и начинали применять их в своей работе. В конце XVII века юный российский царь Петр Великий, после своего путешествия в составе Великого Посольства по странам Европы, начал в России масштабные реформы, которые затронули практически все сферы жизни страны, включая изобразительное искусство. На смену парсунам окончательно приходит академическая живопись, появляются и быстро развиваются новые стили и жанры.
Считается, что парсунная живопись полностью превратилась в западноевропейский портретный жанр к 1760-м годам, однако в провинции парсунная техника использовалась и в более позднее время.
Исторические факты
Парсунный жанр допускал изображение только важных и влиятельных персон - царей, знати, церковных иерархов. Их изображали не как конкретных людей, а как представителей определенных социальных групп, носителей определенных титулов.
Портретное сходство с изображаемыми у парсун слабое
Художники уделяли больше внимания соблюдению принятых изобразительных норм, чем точному сходству портрета с оригиналом. На парсунах обычно указывались имена изображенных, и эта традиция помогает историкам и искусствоведам идентифицировать персонажей.
Большинство известных парсун изображает мужчин. Но известны и женские парсуны - цариц Марии Нагой, Евдокии Стрешневой, Марфы Апраксиной, Натальи Нарышкиной, Евдокии Лопухиной, царевны Софьи Алексеевны.
Пройти тест по теме
Источник обложки: https://wiki2.org/ru/Никон_(патриарх_Московский)