Русская Америка: путь колонистов по тропе войны

На протяжении десятилетий Российская империя пыталась удержать поселения, расположенные на Аляске, Калифорнии и даже Гавайских островах.
В 1770-х годов русские колонисты начали постепенно заселять территорию Аляски. Затем в Калифорнии возвели крепость Росс, а чуть позже поселение появилось поселение на Гавайском острове Кауаи. Однако удержать заморские колонии было сложно. Российско-американская компания столкнулась со множеством проблем. Среди них: отсутствием полноценного снабжения и агрессией местного населения.
Русский след на Аляске
Точно неизвестно, когда нога русского человека впервые оставила свой след на американской земле. Есть версия, что произошло это во второй половине XVII-го столетия. Во время экспедиции Семёна Дежнёва один из кораблей угодил в шторм и затонул. Однако некоторым морякам удалось спастись. Они добрались до Аляски и основали поселение Кынговей возле реки Хеуверен. О нём было несколько упоминаний от путешественников и географов, но отыскать поселение не смогли.
На протяжении следующего столетия русские промышленники всё ближе подбирались к Америке. Но поселение появилось только в 1772 году. Оно расположилось на алеутском острове Уналашка и получило название «Голландская гавань». Спустя 6 лет здесь побывал Джеймс Кук. Встретился с русским купцом Герасимом Измайловым и получил от него карту исследованных территорий.
Вслед за промышленниками и купцами в новые земли направились представители духовенства. Так появилась Американская православная епархия, занимавшаяся крещением местных жителей. В 1784 году на острове Кадьяк возвели Павловскую Гавань — первую столицу Русской Америки. И ближе к концу XVIII-го столетия Аляску начали уже осваивать полноценно. Появилось ещё несколько поселений, жители которых занимались торговлей и пушным промыслом.
На Аляске русские колонисты встретили тлинкитов - индейское племя. Аборигены жили разобщённо, и представители разных родов часто конфликтовали между собой. И этот факт был на руку русским. Они принялись добывать каланов и других животных, не опасаясь враждебного отношения аборигенов. Масштабы охоты росли, территория угодий расширялась, а популяции зверей с ценным мехом сокращались.
В 1792 году тлинкиты впервые заявили о своём недовольстве. Русские промышленники во главе с Александром Андреевичем Барановым остановились на острове Хинчинбрук. Ночью на лагерь напали тлинкиты. Они были одеты в плетённые деревянные доспехи, а головы защищали шлемы из звериных черепов. Боевое облачение индейцев сначала вызвало у колонистов панику - они не были готовы к такому. Но первыми всё-таки дрогнули не русские, а их союзники — индейцы с острова Кадьяк. Они, едва увидев тлинкитов, сбежали.
К рассвету бой закончился. Тлинкиты исчезли так же стремительно, как и появились. Потери были невелики: два колониста и чуть более десятка союзников. Однако Баранов всерьёз воспринял нападение. И решил не рисковать, а вернуться на остров Кадьяк. По легенде, после того сражения Александр Андреевич всегда ложился спать в кольчуге.
Война с тлинкитами
Колонисты направились на дальнейшие поиски охотничьих угодий. А тлинкиты продолжили наносить внезапные удары. Промышленники в долгу не оставались. Обмен ударами рано или поздно должен был перерасти в полноценную войну.
Минули два года. За это время тлинкиты сумели обзавестись союзниками — британцами. Выходцы из Старого света наладили торговлю с индейцами, обменивая огнестрельное оружие и боеприпасы на шкурки каланов. Русским же такой бартер был запрещён.
Несмотря на постоянные конфликты, Баранов смог заключить соглашение с тлинкитским родом киксади, проживавшим на Ситке. Более того, вождь принял православие, а Александр Андреевич стал его крёстным. Союз был выгоден всем. Русские обязались защищать киксади, а индейцы, в свою очередь, пообещали не мешать промышленникам охотиться. На какое-то время установилось хрупкое перемирие.
Вскоре новым центром притяжения на Аляске стала Михайловская крепость, основанная в 1799 году. В то же время появилась и Русско-американская компания (РАК), под знамёнами которой продолжилось освоение. Новые земли включили в состав Сибирского генерал-губернаторства, а управление Русской Америкой император Павел I доверил опытному Баранову.
К началу 1800-х годов отношения между русскими и тлинкитами начали резко портиться. Отвернулись даже киксади, которые помирились с противниками и больше не видели смысла в дружбе с чужаками. Возобновились кровопролитные стычки. Индейцы требовали от русских прекратить промышленную добычу каланов, поскольку их численность катастрофически сокращалась. А мех этих зверей был необходим индейцам для дальнейшей торговли с европейцами. Так каланы превратились в «яблоко раздора» между русскими и тлинкитами.
В мае 1802 года началась полноценная война. Индейцы напали на Михайловскую крепость и уничтожили её, перебив всех защитников. Затем под ударом оказались разрозненные отряды охотников. За короткое время Российско-американская компания потеряла около двух сотен колонистов и остров Ситку.
Однако Баранов не сдавался. В 1804 году он сумел отвоевать Ситку. И вместо разрушенной Михайловской крепости основал новое поселение — Ново-Архангельск, превратившееся в столицу Русской Америки.
Тлинкиты ударили в 1805 году. Они собрали большое войско, состоящее из воинов разных родов, и атаковали крепость Якутат. Поселение было разрушено, более трёхсот русских и алеутов погибло. Это была важная победа индейцев, после которой они окончательно поверили в свои силы. У РАК не было возможности достойно ответить. Императору Александру I было не до Америки. Внимание государя и его окружения сосредоточилось на Наполеоне. Но существовала и другая проблема.
Освоение Аляски от года к году пробивало всё большую дыру в бюджете Российской империи. И если в начале колонизации была надежда на некие природные богатства, которые смогли бы возместить финансовые влияния, то теперь в это никто не верил. В итоге Русская-американская компания оказалась в сложном положении. Воевать с многочисленными и агрессивными тлинкитами приходилось силами сомнительных союзников - алеутов и кадьякцев. Требовались люди, оружие, боеприпасы, продовольствие и деньги. Но практически ничего из этого не поступало.
Однако Баранов по-прежнему не сдавался. Он сумел заключить перемирие с тлинкитами. Официально они не нападали на российские поселения, но постоянно терзали налётами промышленников.
Проблемы со здоровьем вынудили Александра Андреевича покинуть свой пост в 1818 году. Он захотел вернуться в Россию, но не успел. «Писарро российский», как сам себя называл Баранов, умер в апреле 1819 года.
Крепость Росс в Калифорнии
Русские поселения на Аляске, помимо индейцев, столкнулись с ещё одной серьёзной проблемой — дефицитом продовольствия. На тех землях сложно было выращивать сельскохозяйственные культуры. И Баранов решил, что необходимо основать поселение южнее, в Калифорнии. По мнению губернатора, новая крепость смогла бы не только обеспечивать продовольствием своих жителей, но и делиться с колонизаторами Аляски. Для поиска необходимой территории Баранов отрядил одного из своих помощников — Ивана Кускова. Тот предпринял несколько экспедиций в Калифорнию. И в 1812 году основал крепость Росс. Её окружали пастбища и строевой лес, а в нескольких километрах протекала река Славянка. Претензии на территорию предъявляли испанцы, но не спешили её осваивать. Поэтому хозяевами Кусков посчитал местных индейцев. По легенде, он выкупил у них землю за безделушки. Изначально в крепости проживало 25 русских и 90 алеутов. И занимались они сельским хозяйством.
Появление крепости разозлило испанцев. Однако они не пошли в открытый конфликт. Европейцы деликатно попросили русских покинуть Калифорнию, но Санкт-Петербург ответил игнорированием.
В 1821 году крепостью Росс заинтересовались уже мексиканцы. Они обратились к Российской империи с тем же предложением, что и испанцы - и получили такой же ответ. Тогда власти обратились к Николаю I с предложением: они признают крепость российской, а взамен Санкт-Петербург признаёт независимость Мексики. Государь отказался. При этом русские поселенцы и мексиканцы активно торговали, никаких кровопролитных конфликтов между ними не было.
Более или менее дружественные отношения установились и с местными индейцами. Их русские колонисты привлекали в качестве дешёвой рабочей силы. Иногда между ними возникали стычки, но в полноценное противостояние они так и не переросли.
Изначальный план Баранова, подразумевавший превращение крепости Росс в «житницу Аляски», не сработал. Поселение было убыточным для компании, оно не могло окупить свои же расходы, а поставки продовольствия на Аляску не играли роли, поскольку эту обязанность взяла на Компанией Гудзонова залива. РАК было дешевле закупать провиант у американцев, нежели доставлять его из Калифорнии.
В 1841 году крепость Росс стала собственностью американца Джона Саттера. Он приобрёл её за 42 857 рублей серебром. Правда, РАК всей суммы за поселение так и не получила.
Елизаветинская крепость на Гавайях
В 1815 году возле гавайского острова Кауаи потерпело крушение судно, принадлежавшее Российско-американской компании. Местный король Каумуалии захватил богатую добычу — груз ценой в сто тысяч рублей. Баранов, узнав об этом, снарядил на Гавайские острова экспедицию и назначил командиром врача Георга Шеффера. От него требовалось разведать обстановку, вернуть груз и, по возможности, наладить торговлю.
В том же году Шеффер добрался до нужного места. Сначала он встретился с королём Камеамеа I, который властвовал на всех Гавайских островах. Переговоры закончились безрезультатно. После этого Шеффер прибыл к Каумуалии. Тот увидел в российском посланнике возможность стать независимым от Камеамеа и согласился на сотрудничество. В 1816 году было возведено несколько поселений, главным из которых стала Елизаветинская крепость. Каумуалии попросил российское покровительство и поклялся в верности. Шеффер же пообещал ему военную помощь в войне за острова. После этого Георг отправил необходимые документы для покупки двух военных кораблей в Санкт-Петербург и Ново-Архангельск.
Однако, пока документы добирались до адресатов, активизировались американцы и англичане. Они не хотели отдавать Российской империи Гавайи, поэтому надавили на местных правителей. И те отказались от своих первоначальных планов. Дошло даже до стычки, в которой погибло несколько русских колонистов. После этого Шеффер со своими людьми покинул Гавайские острова. Произошло это в 1817 году.
Шеффер настаивал на возвращение с армией, чтобы присоединить территорию к России, но его план не одобрили. Александр I не хотел идти на открытый конфликт с британцами и американцами. В конечном итоге, Российско-американская компания понесла убыток - около двухсот тысяч рублей. Что же касается Елизаветинской крепости, гавайцы её забросили в 1864 году.
***
После ухода Баранова в отставку дела РАК на Аляски ухудшались с каждым годом. Постоянно происходили конфликты между русскими и тлинкитами. Заморская колония требовала огромных финансовых вложений, на которые российские власти идти не хотели. Они не видели перспектив, а ежегодные дотации в сотни тысяч рублей серебром для казны являлись обременительными. И в марте 1867 года Аляску продали США за 7 миллионов долларов золотом. А Российско-Американская компания формально просуществовала до 1881 года.
Несмотря на продажу Аляски, мирное соглашение между Россией и тлинкитами не было заключено. Его подписали в 2004 году. На церемонии присутствовал потомок Александра Баранова, что символично.
Обложка: wikipedia.org
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Куликовская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.