Русь одноглавая: Успенский собор во Владимире
В XII веке на Руси произошли значительные изменения в храмовом зодчестве. Величественные масштабные соборы, возводившиеся ранее, уступили место более скромным и лаконичным одноглавым храмам. Эти церкви отличались строгостью убранства, статичностью силуэта и компактностью объемов.
На чтение: 4 минуты
В XII веке на Руси произошли значительные изменения в храмовом зодчестве. Величественные масштабные соборы, возводившиеся ранее, уступили место более скромным и лаконичным одноглавым храмам. Эти церкви отличались строгостью убранства, статичностью силуэта и компактностью объемов.
Наиболее распространенным типом храма в XII веке стал трехнефный крестово-купольный храм с небольшими хорами в западной части. Зодчие отказались от возведения лестничных башен, разместив лестницы непосредственно в стенах. Такое решение позволяло экономить строительные материалы и время в условиях частых войн, военных угроз и смены правителей.
До середины XII века храмы возводились исключительно по воле князей. Однако во второй половине столетия заказчиками стали выступать также бояре, торговые и ремесленные корпорации. Это свидетельствовало о росте влияния и богатства городского сословия.
Успенский собор во Владимире - одна из жемчужин древнерусского зодчества, воплощающая в себе многовековую историю и величие Владимиро-Суздальской Руси. Этот белокаменный храм, словно матрешка, скрывает в себе два архитектурных памятника XII века, созданных в разное время двумя князьями-строителями.
Первым заказчиком собора был князь Андрей Боголюбский, инициировавший его закладку в 1158 году (по данным Лаврентьевской летописи) или в 1159 году (согласно Летописи Авраамки). К 1160 году Андрей выстроил величественный кафедральный собор и пригласил лучших мастеров того времени для его росписи, украшения резным камнем, создания икон и церковной утвари.
Однако первоначальный облик храма Андрея Боголюбского не сохранился до наших дней. В 1185 году сильнейший пожар во Владимире серьезно повредил здание собора. Младший брат Андрея, князь Всеволод III Большое Гнездо, принял решение не сносить обгоревшее строение, а провести масштабную реконструкцию и расширение, учитывая потребности растущего города.
В период с 1186 по 1189 год Успенский собор обрел тот величественный облик, который дошел до нас почти без изменений. Лишь в XIX веке были возведены колокольня и Георгиевский придел, а луковичные главы заменили первоначальные шлемовидные купола.
Успенский собор украшен искусной белокаменной резьбой, характерной для владимиро-суздальского зодчества. Аркатурно-колончатый пояс опоясывает нижнюю часть храма, завершаясь знаменитыми "котиками" - масками львов и людей. Подобные маски можно увидеть и на апсидах, а на южной стене сохранился фрагмент рельефа "Сорок мучеников Севастийских".
Но ценность Успенского собора заключается не только в его архитектурном совершенстве. К началу XV века роспись собора обветшала, и великий иконописец Андрей Рублев с учениками создали для храма новые уникальные фрески, ставшие вершиной древнерусской живописи. Успенский собор стал не только свидетелем истории, но и ее созидателем, вдохновляя мастеров на создание бессмертных шедевров.
Сегодня Успенский собор во Владимире - это уникальный памятник, в котором переплелись судьбы двух князей-строителей, таланты безвестных зодчих и великих мастеров иконописи. Каждый камень этого белокаменного чуда хранит память о былом величии Древней Руси и напоминает о силе человеческого духа, воплощенной в камне.
Новое
Видео
Галицийская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России