Родные дали с Волгой и Окою. Нижегородская область
Нижний Новгород является одним из древнейших городов России. Он был основан ещё в 1221 году. И сначала ему была уготована вполне определённая роль — защитника границы.
Родные дали с Волгой и Окою
И синь лесов, и шепот ковыля -
Ты покоряешь силою такою,
Нижегородская моя земля.
… В суровый час в колокола ты била,
Одну судьбу с Отчизною деля,
Ты для России Минина взрастила,
Нижегородская моя земля.
(Гимн Нижегородской области)
Нижний Новгород в истории государства
Нижний Новгород является одним из древнейших городов России. Он был основан ещё в 1221 году. И сначала ему была уготована вполне определённая роль — защитника границы. В те времена город официально назывался Новгород Низовской земли. Однако со временем значение города постепенно менялось. Он перестал быть оборонительной крепостью, превратившись в место бойкой торговли.
Но в истории Нижнего Новгорода нашлось место и героическим историям. Например, в XVII столетии именно нижегородцы стали «местом силы», благодаря которому Россия пережила смутные времена. Нижний Новгород не предал Москву, наоборот, город отдал всё, чтобы спасти столицу от польской и литовской оккупации. Земской староста Кузьма Минин вместе с князем Дмитрием Пожарским сумели организовать народное ополчение и отправились от стен кремля освобождать Родину.
К началу XIX Нижний Новгород переживал упадок, являясь обычным провинциальным городом. Но с 1817 года ситуация резко изменилась. В Нижнем стала проходить масштабная ярмарка. Так началась новая глава в жизни города. За короткий срок Нижний Новгород стал одним из крупнейших торговых центров всей огромной страны.
Советская власть внесла свои коррективы в жизнь города. Его статус изменился в третий раз. Начиная с конца 1920-х годов Нижний стал быстро превращаться в индустриальный центр. Ещё во времена Российской империи в нём находилось несколько крупных предприятий, игравших важную роль в жизни государства. При большевиках это наследие было значительно приумножено. А главным промышленным «локомотивом» стал Горьковский автомобильный завод, который всю свою мощь продемонстрировал во время Великой Отечественной войны.
В наши дни Нижний Новгород — город-миллионник. Он является не только крупным промышленным, но и туристическим центром.
Путь от крепости до центра торговли
По официальной версии Нижний Новгород был основан в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем в устье реки Оки. По его приказу здесь появились крепость, которой предназначалось охранять земли на границе с Волжской Булгарией. Параллельно Новгород Низовской земли (такое название изначально получил город) стал важным форпостом для расширения влияния русских князей на территорию, населённую мордвой.
Однако жизнь молодого города складывалась непросто. Выгодное стратегическое положение сыграло с ним злую шутку. Нижний Новгород стал центром борьбы и часто менял «прописку», становясь частью то одного, то другого княжества. И только в 1392 году его присоединил к своим владениям московский князь Василий I. Однако процесс вливания в Московское государству растянулся на несколько десятилетий.
Позже, уже в начале XVI столетия, Нижний Новгород окончательно оформился как пограничный пост. В городе находилась армия, был построен каменный кремль. Но спустя всего несколько лет, в 1523 году, роль форпоста у него отобрала новая крепость – Василь, возведённая на реке Суре. И уже она стала точкой соприкосновения Московского государства с Казанским ханством. А после того, как Иван Грозный в 1552 году разделался с давним противником, Нижний Новгород окончательно утратил роль пограничной крепости. Поскольку вместе с Казанью в состав Русского царства вошла обширная территория всего Среднего Поволжья.
Проверку на прочность Нижнему Новгороду пришлось пройти в начале XVII столетия, когда Русское государство погрузилось в Смутное время. Перед городом встал выбор: либо не вмешиваться во вражескую оккупацию Москвы, либо попытаться помочь столице. И нижегородцы выбрали второй вариант. Местный земской староста Кузьма Минин сплотил жителей города и воодушевил их на борьбу с польско-литовскими интервентами. На добровольные пожертвования была собрана армия, которую возглавил князь Дмитрий Пожарский. А 22 октября (4 ноября) 1612 года Народное ополчение освободило Москву. Российское государство было спасено.
Затем в жизни Нижнего Новгорода начался относительно тихий и спокойный период. Город оставался на периферии, мимо которого, по сути, проходили все важные события в жизни России. Однако это обстоятельство не помешало нижегородцам принять участие в Ответственной войне 1812 года. Жители города не только разместили у себя людей, сбежавших от французов, но и сами воевали с армиями Наполеона.
Кто знает, по какому пути пошла бы история Нижнего Новгорода, если бы не событие 1816 года. Тогда сгорел Макарьевский монастырь, возле которого проходила масштабная ярмарка. И в 1817 году её перенесли в село Кунавино, расположенное рядом с Нижним. С тех пор ярмарка стала называться Нижегородской, а город получил возможность бурного развития. Спустя пару десятилетий Нижний посетил Николай I. И после его визита в городе началось масштабное строительство. Вскоре там появился фонтан и водопровод, бульвары и сады. Город стремительно преображался, меняясь в лучшую сторону. Он развивался не только как торговый центр, но и как промышленный. Этому послужило строительство в соседнем селе Сормово промышленного предприятия. Оно занималось производством речных пароходов, паровозов, железнодорожных вагонов, трамваев, теплоходов и другой техники. Большое количество рабочих мест способствовало тому, что в Нижегородскую губернию бурной рекой хлынул поток людей.
Индустриализация Нижнего Новгорода до революции 1917 года
В 1896 году произошло событие, которое укрепило позиции Нижнего Новгорода как одного из самых развитых центров империи. Здесь прошла Всероссийская торгово-промышленная выставка. Именно на ней свой «прибор для записи электрический разрядов в атмосфере» представил изобретатель Александр Попов. Большой интерес вызвали гиперболоидная башня Владимира Шухова, а также автомобиль заводов Фрезе и Яковлева. На некоторое время Нижний Новгород, в котором начал курсировать трамвай, стал одним из самых популярных городов во всей Российской империи.
В начале XX столетия Нижний Новгород только закрепил за собой статус крупного промышленного центра государства. В нём работало около десятка мощных предприятий. Например, завод «Теплоход», который основал промышленник Дмитрий Сироткин в 1911 году. Ещё раньше, в 1870-х годах в Нижнем Новгороде появился механический завод Добровых и Набгольц, выпускавший паровые машины для мукомольной промышленности.
Когда грянула Первая Мировая война в Нижний Новгород было эвакуировано несколько крупных предприятий из западных губерний империи. Например, завод «Фельзер». Он был основан в 1874 году в Риге и занимался выпуском дизельных двигателей. В 1915 году предприятие эвакуировали в Нижний. А уже в следующем году завод выпустил первую оборонную продукцию. Известно, что военное ведомство в то время сделало заказ на огромную сумму – около двух миллионов рублей.
Другой пример — предприятие «Siemens&Halske». В начале 1917 года завод появился в Нижнем Новгороде. До этого немецкие специалисты успели отметиться в Российской империи несколькими крупными проектами. Они создали систему освещения Зимнего дворца и Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построили трамвайную линию в Пятигорске. В Нижнем предприятие «Сименс и Гальске» объединило в себе сразу несколько направлений. Например, в него входило отделение акционерного общества Русских электротехнических заводов.
Кроме этого, в городе работало несколько фабрик (швейные и щетинная), заводы «Салонин», «Новая Этна», а также предприятие в Сормово.
Промышленность Нижнего Новгорода в Советский период
Советская власть установилась в городе в 1917 году. После чего большевики взяли под контроль все промышленные предприятия Нижнего. Наследие империи было сохранено. А часть заводов была переименована и переведена на государственное снабжение. Это помогло предприятиям выжить в суровых условиях гражданской войны. «Двигатель революции» (бывший «Фельзер»), завод им. В. И. Ленина (бывший «Сименс и Гальске»), завод им. Воробьёва (бывший завод Добровых и Набгольц), а также другие крупные промышленные объекты стали работать на благо государства. В 1920-х годах в Нижнем Новгороде была построена крупнейшая электростанция, работавшая на торфе. Несмотря на тяжёлую ситуацию в стране, город продолжил развиваться, как раз благодаря своему индустриальному «фундаменту».
В 1929 году Советская власть добралась до рабочих городов Сормово и Кунавино. Их объединили с Нижним Новгородом, превратив в районы. Таким образом он резко увеличился в размерах и стал столицей одноимённого края. А 7 октября 1932 года Нижний Новгород был переименован в Горький. И в следующем году город стал столицей уже одноимённой области.
Статус областного центра сильно повлиял на город. В нём появились новые мосты и пути железнодорожного сообщения. И не только между берегами Оки, но и через Волгу. А по нему была проложена железная дорога на Вятку, что связало бывший Нижний Новгород с уральскими и сибирскими городами.
Изменениям подверглись и предприятия города. В первую очередь, это касалось заводов в Сормово. Предприятие «Красное Сормово», занимавшееся кузнечным производством, приросло заводом «Новое Сормово». А в 1934 году к нему добавилась ещё и промышленная база конструкторского бюро В.Г. Грабина. Здесь было налажено военное производство: различные варианты пушек Ф, ЗиС И БС.
Военным производством был загружен и авиационный завод №21, построенный в 1932 году. Он выпускал истребители И-5, И-16, ЛаГГ-13.
Но главным промышленным объектом города стал Горьковский автомобильный завод, которые некоторое время носил название «Завод имени Молотова» (ЗиМ).
Трудовой подвиг Горьковских заводов во время Великой Отечественной войны
В 1932 году начал работу Горьковский автомобильный завод. Рядом с ним было специально построен новый район, получивший название «Автозаводской». Здесь, в большинстве своём, жили люди, трудящиеся на гигантском предприятии. Сам завод был построен силами треста «Металлстрой».
Первоначально ГАЗ специализировался на выпуске легкового автомобиля Ford Model A и среднетоннажного грузовика Ford Model AA. Но когда началась Великая Отечественная война, Горьковское предприятие быстро сменило направленность. И вместо гражданских транспортных средств стало производить военную технику. Сначала был освоен выпуск ГАЗа-64 — армейской легковушки, отличавшейся повышенной проходимостью. Но уже осенью 1941 года завод запустил производство лёгкого танка Т-60. Более того, инженеры предприятия внесли в конструкцию техники несколько изменений, которые благоприятно сказались на его эксплуатационных возможностях.
Вскоре на Горьковском предприятии началась масштабная работа над новым лёгким танком Т-70. По техническому заданию он должен был превосходить Т-60 как в плане бронирования, так и вооружения. В рекордно короткие сроки конструкторское бюро ГАЗа представило проект будущего танка. А первый прототип был собран в конце 1941 года. Серийное производство Т-70 стартовало уже весной следующего года.
Но предприятие занималось выпуском не только танков. Той же весной 1942 года завод начал производство лёгких бронеавтомобилей БА-64, созданных на базе внедорожника ГАЗ-64. В следующем году стартовал выпуск уже модернизированных бронеавтомобилей БА-64Б, которые для сокращения расходов унифицировали с ГАЗом-67. Вскоре началось производство уже улучшенной версии танка Т-70, получившая к названию соответствующую букву «М».
Но на этом конструкторское бюро не остановились. И к концу года представило новую боевую машину — танк Т-80. Однако на Горьковском предприятии выпуск налаживать не стали, производственные мощности решили отдать под другую военную технику. И Т-80 «переехал» на завод №40, расположенный в подмосковных Мытищах.
А Горьковское предприятие сконцентрировалось на выпуске танков Т-70М и лёгкой самоходной артиллерийской установки СУ-76. Вскоре завод начал производство улучшенной версии САУ — СУ-15. А спустя время её сменила СУ-76М второй версии.
Горьковское предприятие выпускало не только военную технику. Часть производственных мощностей были отданы на изготовление и сборку силовых агрегатов (авиационных и автомобильных), миномётов, мотоциклетных колясок, автомобильных колёс, снарядов и различных комплектующих. Таким образом ГАЗ стал одним из крупнейших оборонных предприятий СССР, который производил и поставлял самое разнообразное вооружение на фронт. Конечно, враг об этом знал. И поэтому уже с первых дней войны нацистская Германия попыталась уничтожить Горьковское предприятие, а заодно прибрать к рукам и весь промышленный город.
По замыслу Третьего рейха, Горький должен был пасть уже во второй половине сентября 1941 года. И успехи в первые месяцы войны лишь убедили немецкое командование в правоте их амбициозных планов. Городу была уготована печальная участь. Подразумевалось, что после падения, в нём останется только машиностроительный завод, который будет работать на благо Третьего рейха. Все остальные предприятия, включая Сормовские, подлежали разрушению. А сам Горький должен был войти в состав Рейхскомиссариата Московия, в качестве Генерального округа.
Однако планам немецкого командования не суждено было осуществиться. До Горького враг не дошёл. Но сумел добраться до него при помощи авиации. Масштабные бомбардировки начались уже осенью 1941 года. И продолжались с разной интенсивностью следующие два года. Особенно тяжело пришлось нижегородцам в июне 1943 года. Тогда менее чем за три недели вражеская авиация совершила семь налётов на Горьковское предприятие. ПВО не справлялось с такой колоссальной нагрузкой. В итоге, завод был почти полностью разрушен. Однако нижегородские рабочие принялись за его восстановление. И практически всё предприятие было восстановлено за три месяца. Это было совершено силами двух десятков тысяч людей, которые работали практически круглосуточно, оставляя себе на сон лишь несколько часов. Благодаря их героическому труду, несмотря на бомбардировки, производство танков Т-70 не прерывалось ни на один день.
Трудовой подвиг нижегородских заводчан был по заслугам оценён Москвой. Горьковское предприятие удостоилось высоких правительственных наград, а именно – три ордена: Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
За время Великой Отечественной войны Горьковское предприятие выпустило:
Около 12 тысяч танков;
Свыше 9 тысяч бронеавтомобилей;
Свыше 9 тысяч самоходных установок;
Более 24 тысяч миномётов;
Более 240 тысяч моторов (автомобильных и авиационных);
Свыше 12 миллионов артиллерийских снарядов;
Более 11 миллионов мин.
В этом же списке тысячи мотоциклетных колясок, колёс для автомобилей и артиллерийских орудий, а также другой военной продукции. Кроме собственного производства, завод собрал огромное количество грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107 из комплектов, поставляемых по ленд-лизу.
Однако не только ГАЗ ковал победу Красной армии в тылу. Компанию ему составили и другие предприятия, расположенные в Горьком. Например, авиационный завод №21 занимался производством истребителей, в том числе, Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7 и других. В общей сложности, продукция предприятия составила четверть от всех истребителей, выпускавшихся в то время на разных заводах.
На заводе «Новое Сормово» (завод имени Сталина), где работало конструкторское бюро Василия Грабина, было выпущено около 100 тысяч различных артиллерийских орудий. Предприятие «Двигатель революции» также быстро встало на военные рельсы и во время войны занималось выпуском оборонной продукции. И за выдающиеся показатели оно было награждено в 1942 году орденом Трудового Красного Знамени.
Своё веское слово сказало и «Красное Сормово». Именно это предприятие производило танк Т-34, который стал настоящей легендой. Несмотря на многочисленные трудности за годы завод выпустил около 12 тысяч боевых машин. Начиная с лета 1942 года «Красное Сормово» производило танки с превышением плана. За это достижение завод получил переходящее Красное Знамя Государственного Комитета и «прописал» его у себя на последующие 33 месяца. Достижение не осталось незамеченным. И Знамя осталось на заводе на вечное хранение. Кроме Т-34 «Красное Сормово» занималось и производством подводных лодок. За годы войны заводчане передали на фронт 27 субмарин.
Горький: от закрытого города – до туристического центра
После Победы Горьковское предприятие вернулось к производству легковых автомобилей. Уже в 1946 году стартовал выпуск новой легковой машины — ГАЗ-М-20 «Победа». Параллельно завод производил и грузовику ГАЗ-51.
В последующие два десятилетия предприятие (название ЗиМ оно сохраняло вплоть до 1957 года), выпускало ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», грузовик ГАЗ-52.
На благо Родины работали и другие предприятия. В послевоенные годы роль Горького как одного из главный центров промышленности только усилилась. Часть предприятий и вовсе были задействованы в реализации атомного проекта. В первую очередь, это касалось «Нового Сормово», где в 1947 году было создано Особое конструкторское бюро для проектирования атомных реакторов. А в 1963 году бюро стало самостоятельной организацией ОКБМ имени Игоря Африкантова Госкомитета по атомной энергии. А продукция использовалась как для решения мирных задач, так и военных. На этом предприятии был созданы атомные реакторы для ледокола «Ленин» и подводной лодки «Ленинский комсомол». При этом сами субмарины по-прежнему строились на заводе «Красное Сормово».
Естественно, Горький с его многочисленными промышленными объектами стал объектом изучения иностранных разведывательных служб. Полным ходом шла холодная война и шпионаж являлся неотъемлемой её частью. Разведчики пытались добыть секретную информацию о разработках на оборонных предприятиях и НИИ. Соответственно, был велик риск успеха. И поэтому в 1959 году Горький был объявлен закрытым городом для всех иностранцев. При этом, любой гражданин Советского Союза мог туда приехать без каких-либо ограничений. Однако статус закрытого города повлиял на жизнь рядовых горьковчан. Проблема заключалась в том, что Горький не являлся так называемой «витриной социализма». В нём не было иностранцев, а значит, не перед кем было пускать пыль в глаза. И это сказалось на продовольственном и материальном обеспечении города. Некоторые товары и вовсе являлись дефицитными. Например, колбасные изделия и чай.
Интересно ещё и то, что часть горьковчан, которые не работали на оборонных предприятиях, ничего не знали о том, что производят их заводы. Например, по официальной версии «Красное Сормово» производило сухогрузы и другие гражданские суда. Но параллельно предприятие выпускало ещё и подводные лодки. И это касалось практически всех предприятий, расположенных в Горьковской области.
Когда началась перестройка, Горький был обратно переименован в Нижний Новгород. А осенью 1991 года он лишился и статуса закрытого города. Всё шло к распаду Советского Союза, экономический кризис не пощадил многочисленные предприятия города и области. Часть из них уже в это время либо обанкротилась, либо находилась в шаге от этого. От иностранцев уже нечего было скрывать. К тому же, в Нижнем Новгороде вновь начали проводиться ярмарки. Подразумевалось и участие иностранных гостей. Всё это и подтолкнуло руководство области открыть город.
Распад Советского Союза болезненно ударил по всем заводам. Но ГАЗ, «Новое Сормово», «Красное Сормово» и некоторые другие даже в те тяжёлые времена продолжали работу, пытаясь приспособиться к условиям рыночной экономики. И у них получилось. Главные предприятия Нижнего Новгорода и области функционируют и сейчас. А главный автомобильный завод и вовсе сохранил своё старое название, оставшись Горьковским.
Сейчас Нижний Новгород — не только крупный промышленный и экономический город в России, но и важный культурный и научно-образовательный центр. Кроме этого, Нижний сумел закрепить за собой звание одного из популярнейших мест для речного туризма. В самом городе есть метро, канатная дорога (её длина составляет 3661 метр), много исторических памятников, а также церквей, соборов и монастырей. И, конечно же, кремль, рядом с котором находиться главная площадь Нижнего Новгорода — площадь Минина и Пожарского.
Новое
Видео
Берлинская стратегическая наступательная операция (16 апреля – 8 мая 1945 г.)
Берлинская стратегическая наступательная операция (16 апреля – 8 мая 1945 г.)
Вызов Сэма Пэкинпа. В чем идея вестерна? Трагедия американского кинематографа.
Вызов Сэма Пэкинпа. В чем идея вестерна? Трагедия американского кинематографа.
Попытки реформ в период Ю. Андропова и К. Черненко
Попытки реформ в период Ю. Андропова и К. Черненко