Режиссер «Легенды о Коловрате»: Любая история вынуждена мутировать
Иван Шурховецкий в интервью «Истории.РФ» – о русском духе, правильной оценке подвигов и отличии былины от фэнтези.
В последние годы в России снимают все больше фильмов на историческую тематику. Так, 30 ноября 2017 года на российские экраны выходит фильм «Легенда о Коловрате», снятый режиссерами Джаником Файзиевым и Иваном Шурховецким.
Как понятно из названия, в центре картины – история о подвиге русского богатыря Евпатия Коловрата. Некоторые историки сомневаются в том, что это был реальный персонаж, но упоминание о нем встречается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».
Согласно летописи, Коловрат был воеводой на службе у рязанского князя Ингваря Ингваревича. Когда в 1238 году татаро-монголы вторглись в Рязань, Коловрат находился в Чернигове. Узнав о случившемся, он с «малою дружиною» направился на помощь к рязанцам, но опоздал: город был сожжен дотла, а почти все население перебито.
Обуреваемые яростью, Евпатий и его дружинники пустились в погоню за ордынцами и, настигнув их, полностью истребили целый арьергард хана Батыя. Коловрат и его воины погибли в той битве, но достойно отплатили монголам. Как гласят некоторые предания, монголы смогли разбить отряд Евпатия только при помощи камнеметных орудий, предназначенных для разрушения укреплений.
В интернете готовящуюся к выходу картину о Коловрате уже окрестили «фильмом-фэнтези». О том, почему это не так, зачем всем богатырям в фильме голубые глаза, почему Батый похож на инопланетянина, а Россия – на сказку, в интервью «Истории.РФ» рассказал один из создателей фильма Иван Шурховецкий.
Не фэнтези, а былина
– Иван, расскажите, как вы пришли в этот проект? Ведь изначально работа над фильмом была доверена режиссеру Олегу Степченко...
– Степченко и его коллеги пытались что-то начать, но это была совершенно другая история в другом стиле, и это было давно – задолго до того, как я начал готовить «Коловрата». Я переписал весь сценарий и переделал диалоги. Он на сто процентов отличается от того, что было тогда.
– В описаниях вашего фильма, которые есть в интернете, среди жанров упоминается фэнтези. Почему вы решили сделать именно такую картину?
– Я бы не стал совсем позиционировать эту работу как фильм-фэнтези. Все-таки это история, основанная на истории. Какой-никакой, был факт сожжения Рязани! И есть источники, которые так или иначе это подтверждают.
– Да, но в реальности самого Коловрата некоторые сомневаются – сведений о нем очень мало, и они противоречивы…
– Пусть даже выдуманный богатырь – это неважно! Мне кажется, что стране нужны герои в том или ином виде. Надоело уже ориентироваться на западных. Поэтому решено было сделать такой… я бы назвал это, скорее, «исторический эпос». Да, этот фильм нацелен на молодую аудиторию – прежде всего на подростков. Но я бы не назвал его «фэнтези». Мне не нравится этот англицизм, я бы назвал это по-русски – былина. Понимаете, у нас нет волшебников, магов и колдунов – это то, что обязательно есть в фэнтези. У нас нет никакой магии, вместо нее – подвиг человеческого духа. Но картина действительно выполнена в немного фэнтезийном стиле, визуальный ряд у нас преимущественно сказочный. Русская цивилизация в фильме – крепкая, красивая, мощная, масштабная, где-то похожая на византийскую. Мы постарались прийти к идеалу.
– Но вот я сейчас смотрю на официальный постер фильма, и там в углу прослеживается нечто вроде силуэта дракона…
– Этот образ мне предложила художник по костюмам Наташа Дзюбенко. Дракон в то время символизировал власть и был одним из элементов эстетики ордынцев. Мы использовали его в качестве символа, нарисованного на халате. Кстати, некоторую символику я придумал сам – например, небольшой треугольник, который вы увидите в фильме. Мы проверили – этот знак нигде не использовался, я просто взял его из своей головы. Я думаю, что враг должен быть с некой «свастикой», его всегда выгодно отличает обилие этих форм. У нашего войска в фильме нет никакого символа – просто некий красный флажок.
У нас в картине все светлоглазые
– При написании сценария вы наверняка пользовались какими-то историческими источниками. Они вам помогли? Или вы больше опирались на собственную фантазию?
– Как я себе представляю Древнюю Русь, так я это кино и снял. Мне кажется, что любое кинопроизведение – это все-таки конвертация фантазии режиссера. В любом случае это мой взгляд с точки зрения моего возраста на то, как это могло быть, – вот и все. Думаю, что я никого этим не обидел.
– На какие сказания о Коловрате вы больше ориентировались?
– Мы в основном опирались на летописи. У нас были исторические консультанты из Российского военно-исторического общества, которые изучали именно этот период (около 1238 года. – Прим. ред.). В остальном, к величайшему сожалению, не осталось почти ничего; да и сама Рязань раскопана всего на несколько процентов. Но, вы знаете, это все равно рано или поздно, мало-помалу приходит к выдумыванию, к дофантазированию персонажа: сколько ему было лет, как он выглядел, какие совершал поступки, кем он был на службе у князя. Но это все перестает быть важным, потому что в лице одного героя мы видим народ. Поэтому можно сказать, что наш Коловрат сыграл что-то, олицетворяющее собой саму Русь. Я надеюсь, что его характер и то, как он поступает, – это образ характера русского человека. Русский как состояние души – открытый, доверчивый и очень великодушный.
– Как раз хотела спросить про образ Коловрата. Почему на главную роль вы взяли именно Илью Малакова? Он хорошо смотрится в кадре, но фильмография у него небольшая, зрителю он мало известен…
– Я подумал: почему бы не шагнуть в сторону сказочности? И мы постарались из всей команды русских актеров, которые у нас есть, выбрать людей исключительно с голубыми, серыми или зелеными глазами. И все получилось! В итоге у нас в картине снимаются исключительно светлоглазые люди. Только два персонажа кареглазые – Тима Трибунцев и Саня Ильин. Но им это прощено в силу того, что они очень хорошо попали в характеры. Делалось это еще и для того, чтобы выделить врага как монгола. Монголы у нас в фильме настоящие – темные, черные; их лошади исключительно вороные, а наши – светлые. В общем, мы пытались вот так разделить их внешне. В этом смысле, наверно, какая-то сказочность и правда присутствует.
Подвиг – только против сильного врага
– А вы специально сделали Коловрата таким молодым? Ведь на момент смерти ему было уже под сорок – вполне зрелый мужчина…
– Да, можно было снять и про зрелых мужчин, но я вам скажу, что не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать, что раньше мужчина в возрасте 25 лет – это был мужчина в расцвете сил. Это не сегодняшние мальчики с айфонами, которые определяются, куда бы им пойти работать. Все-таки это был мужчина состоявшийся, с детьми, он уже имел какой-то вес. А к 40–50 годам он уже считался стариком. То же самое касается Батыя. О нем на самом деле мало кто что-то знает. Написаны талмуды текстов, но все это написано его писарями. Зато история самого Коловрата была занесена в хроники Батыя! Подвиг Коловрата остался в веках, потому что враг запомнил того, кто на него огрызался. Ведь даже если этого всего не было, приятно, что такое придумали. Наверное, для того, чтобы информация дошла до наших дней, любая история должна мутировать в сказку или в легенду. Поэтому фильм так и назван – «Легенда о Коловрате».
– Продолжая тему актерского состава, хочу спросить о Батые. Его в фильме сыграл Александр Цой, сын того самого Виктора Цоя. Хан Батый в его исполнении выглядит очень впечатляюще. Как он попал к вам на съемки?
– Сашу Цоя я заметил еще в Театре Ермоловой – он играл Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» вместе с Дашей Мельниковой. И я решил попробовать его на эту роль. Вообще, вы будете удивлены нашим монголам, потому что это не те люди, которые, одетыми в шкуру, все время жрут баранью ногу, а это настоящий сильный враг, одетый чуть ли не от Hugo Boss.
– Да, Батый, конечно, у вас получился очень модный и прямо-таки инопланетный. Видно, что его образ очень продуман.
– Да, мы до мелочей продумывали все касаемо грима, одеяния, это очень долго готовилось.
– Почему вы решили показать хана в таком необычном виде? Что хотели этим сказать?
– Он – божество внутри своего клана. Мы не хотели ударяться в персонажей, подобных Ксерксу, потому что все-таки это Персия, и там все немного иначе устроено. А здесь превыше всего восточная мудрость. Когда посмотрите фильм, вы это увидите. Лично мне кажется так: нужно обязательно делать врага сильным и привлекательным, и только тогда будет подвиг. Потому что если показывать дурачков, то и подвиг становится меньше.
Армянские напевы Танкяна – это эпично
– Отдельный вопрос хочу посвятить саундтреку. Музыку для «Легенды о Коловрате» написал сам Серж Танкян из SystemofaDown! Как вам удалось его заполучить?
– С Танкяном у нас все отлично совпало! Хорошо, что у Джаника (Джаник (Джахонгир) Файзиев – узбекский и российский режиссер кино и телевидения, также режиссер и продюсер фильма «Легенда о Коловрате». – Прим. ред.) получилось это устроить. Это получилось в результате совместной работы. Танкяну понравилась картинка (фрагменты кинофильма. – Прим. ред.), и его увлекла вся эта история. Вы не поверите, Танкян – один из моих любимых музыкантов! На съемочной площадке он у меня постоянно играл в паузах. Вообще, мне кажется, у него достаточно эпичная музыка, и она хорошо подходит для таких фильмов – по принципу тех же «армяноподобных» напевов в фильме «Гладиатор». Кстати, «Гладиатор» – это же полностью выдуманная история, ее не могло быть и близко. То, что там описано, – это просто полная чушь, абсолютный бред. При этом истории не только простили ее логику, а еще и превознесли до небес. И правильно сделали! Потому что мальчики хотят быть похожими на человека, у которого есть совесть и честь. Это все, что нужно для кино: просто герой, на которого хочется быть похожим.
– У вашего фильма как раз такой слоган: «Героем может стать каждый». Значит, главная идея в этом – отважиться на героический поступок может и должен любой человек?
– Да! Когда происходят войны, происходит столкновение двух разных мировоззрений, и там у каждой стороны есть правда. Мой фильм о том, что надо бороться в любом случае, всегда. Посмотрите этот фильм, и все поймете. Мне кажется, что это, во-первых, приятное зрелище. И потом мне очень хочется, чтобы молодежь, выходя из кинотеатра, была более-менее окрыленной, посмотрев на своих предков, на которых приятно смотреть. На серьезную цивилизацию, которая когда-то была. Я в это верю!
Новое
Видео
Ключевые моменты Гражданской войны. 2-я лекция
Лекция А.В. Ганина, к.и.н., редактора Отдела военной истории Российского исторического журнала «Родина»
Подвиг советского воина в русской литературе.
Подвиг советского воина в русской литературе.
Прогнозы полицейского, магната и революционера (видеоблог Петра Романова)
Прогнозы полицейского, магната и революционера (видеоблог Петра Романова)