En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Режиссер Михаил Ромм. Ровесник века, исследователь зла, неисправимый оптимист

01.11.2021

1 ноября 2021 года исполнилось 50 лет со дня смерти советского режиссера Михаила Ильича Ромма

Поиск своего искусства

Михаил Ромм родился в 1901 году в Иркутске, где его родители отбывали ссылку. Отец будущего режиссера входил в подпольное объединение «Рабочее знамя», а по профессии был бактериологом. Мать Михаила Ильича работала врачом. В Сибири семья вынуждена была провести пять лет, а затем переехала в Прибалтику. Михаил поступил в гимназию, а в свободное время рисовал и занимался лепкой. В 1917 году он принял решение поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако проучился недолго – помешала начавшаяся Гражданская война. В Красной армии Ромм служил связистом и после демобилизации вернулся к учебе. Да, искусство, безусловно, привлекало его, но какое именно – еще предстояло разобраться. К скульптуре Михаил Ильич быстро охладел. Окончив училище, он даже не забрал свой диплом. Вскоре Ромм начал делать первые шаги в драматургии: пробовал ставить спектакли и писать пьесы. Одну из работ он показал режиссеру Сергею Эйзенштейну, правда, вместо похвалы услышал множество критических замечаний. От любимого дела Михаил Ромм не отказался и принялся совершенствовать свои навыки. В конце 1920-х Ромм работал в Институте методов внешкольной работы. Он изучал реакцию детей на фильмы и тогда пришел к выводу, что молодое поколение черпает куда больше моральных и эстетических установок из кинематографа, чем из литературы. Стало быть, нужно указать молодежи верный путь.

Молодой Михаил Ромм во время службы в Красной армии

В 1930 году Михаил Ромм написал сразу десять сценариев и предложил их трем ведущим киностудиям: «Мосфильму», «Ленфильму» и «Межрабпомфильму». Отозвалась первая. Начинающий кинематографист привлек внимание режиссера Александра Мачерета – тот предложил ему должность ассистента. Спустя два года Михаил Ромм начинает работу над своим первым фильмом под названием «Пышка». Бюджет картины был сильно ограничен: сто пятьдесят тысяч рублей, пять декораций и десять актеров. Съемки дважды приходилось прерывать из-за финансовых трудностей, но все же Ромм не сдался. Картина стала дебютом не только для него, но и для блистательной актрисы Фаины Раневской.

Съемки фильма «Пышка»

В 1936 году Михаилу Ильичу поступило новое предложение: ему предложили снять первый советский истерн о противостоянии красногвардейцев и басмачей. Лента получила название «Тринадцать» – по числу персонажей. Съемки проходили в условиях, близких к экстремальным. Жара в туркменской пустыне Каракумы стояла страшная: в самые тяжелые дни показатель термометра подбирался к отметке в семьдесят градусов. Спустя месяц из пятидесяти членов съемочной группы продолжать работу смогли только восемнадцать, так как остальные «свалились» с дизентерией. После того как съемки чудом были завершены, проблемы не закончились. По возвращении в Москву Ромм обнаружил, что большую часть кадров на пленке поцарапал песок и их необходимо дорабатывать. Режиссер трудился в студии по ночам и тогда же спешно доснимал крупные планы. В 1936 году «Тринадцать» показали в советских кинотеатрах. Фильм имел большой успех.

Постер к истерну «Тринадцать»

Новый виток в карьере

Со временем режиссеру начали предлагать картины на политические темы. В 1937 году Михаил Ромм приступил к съемкам фильма «Ленин в октябре». Успеть нужно было к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции. «Я решил монтировать, озвучивать и перезаписывать по ночам, причем параллельно со съемками. На протяжении двух месяцев, весь сентябрь и октябрь, я не спал вообще. Ну, может быть, мне удавалось спать несколько часов в воскресенье, иногда два-три часа. Жил я на кофеине», – признавался впоследствии Михаил Ильич. В роли Ленина режиссер желал видеть лишь одного актера – Бориса Щукина, но тот был занят на «Ленфильме». Чтобы переманить его в свою картину, Ромм написал письмо Сталину. Торжественная премьера прошла 7 ноября в Большом театре. Несмотря на технические неполадки, фильм произвел фурор, первым в зале зааплодировал сам «отец народов». Спустя год Михаил Ромм снимает сиквел нашумевшей картины – «Ленин в 1918 году» – и получает Сталинскую премию.

Афиша к фильму «Ленин в октябре»

В 1948 году Михаил Ромм приступает к созданию фильма «Русский вопрос» по пьесе поэта-фронтовика Константина Симонова. Сюжет строится вокруг поездки в СССР американского журналиста, получившего от редакции задание написать о том, как советские люди хотят развязать новую войну. Герой сталкивается с непростым выбором – написать неправду, познакомившись с людьми, прошедшими Великую Отечественную и защищавшими родину под Сталинградом, он не может. А начальство ждет выполнения «редакционного задания» и обещает щедрый гонорар. Пойти на сделку с совестью журналист отказывается, за что встречает одно предательство за другим. Его увольняют с работы, лишают жилья, от него уходит супруга. Преодолевая давление со всех сторон, герой путешествует по Америке и пытается донести до соотечественников правду. Фильм «Русский вопрос» вышел в прокат 8 марта 1948 года. Он стал первой в мире картиной, снятой в период «холодной войны».

Рассуждения о банальности зла

За первые тридцать лет своей творческой жизни Михаил Ромм подарил зрителю пятнадцать талантливо созданных фильмов, однако его главный труд был впереди. В 1964 году режиссер начинает работу над документальным фильмом о природе и преступлениях нацизма, получившим название «Обыкновенный фашизм». К мысли о создании такой картины Ромм пришел после разговора с компанией молодых людей, старшему из которых был 31 год, младшему – 23. «Им, – делился воспоминаниями режиссер, – фашизм представлялся чем-то далеким и давно исчезнувшим. Война для них – далекое воспоминание детства, заботливо вытесненное из памяти другими событиями». Собеседники Михаила Ромма не понимали, почему он говорит о фашизме с таким волнением, почему с тревогой смотрит хронику уже современных им маршей в Аргентине.

Михаил Ромм с Сергеем Эйзенштейном

Закадровый текст написал и зачитал сам Михаил Ильич. Неподготовленному зрителю его интонации поначалу могут показаться слишком будничными, чрезмерно саркастичными, а порой просто неуместными. Но таков был замысел режиссера: показать, как легко зарождаются самые уродливые явления. Поначалу Михаил Ромм полагал, что работать над документальным фильмом будет куда проще, чем над игровым: «Здесь неисчерпаемое количество готового материала – сиди и монтируй». Оказалось, что задача предстоит куда более трудная и в творческом, и в психологическом планах.

Постер к фильму «Обыкновенный фашизм»

«Первоначально мы были уверены в том, что самым сильным и страшным разоблачающим фашизм материалом являются те зверства, которые чинили рядовые, обыкновенные люди. Однако кинематографический материал этого рода оказался настолько силен, что, если пользоваться терминологией Эйзенштейна, происходил накал зрителя», – рассуждал режиссер. Люди просто не выдерживали и прекращали просмотр. Во время отбора материала к будущей ленте Ромм и сам столкнулся с подобным явлением. Запись свидетельских показаний по Нюрнбергскому процессу он досмотрел до конца со второго раза, а его более молодые коллеги и вовсе просидели весь сеанс, опустив глаза в пол. Некоторые выбегали из зала в слезах. Тогда режиссер решил отказаться от последовательного метода изложения. Он начал сортировать материал к фильму по тематическим группам и перемешивал их между собой. Так тяжелые моменты в картине сменялись умиротворяющими, и наоборот.

«Если вы помните, первая часть «Обыкновенного фашизма» начинается с рисунков детей. Потом идут студенты, влюбленные, матери и снова дети. Наша реклама позаботится о том, чтобы на фото было как можно больше зверств, в плакате обязательно будет изображен орел с окровавленным клювом или череп в фашистской каске — все это будет. Люди ждут. А с чего мы начнем? А мы начнем с того, что улыбается на экране кот, нарисованный, кстати, моим внуком», – рассказывал Михаил Ромм. Режиссер хотел заставить зрителя сначала расслабиться, «забыть» о том, на какую картину он пришел, а затем шокировать его контрастирующими с мирной жизнью зверствами нацистов. Поэтому, когда с экрана раздается выстрел, зал, как правило, ахает. Ромм держит зрителя в состоянии «эмоциональных качелей» на протяжении всего двухсерийного повествования, чтобы показать: от скатывания в пропасть человека и даже целый народ может отделять один шаг.

Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»

«Обыкновенный фашизм» признан одним из важнейших фильмов, раскрывающих преступную сущность нацистского режима. В 1965 году картина получила приз «Золотой голубь» VIII Международного фестиваля документальных фильмов в Лейпциге. Обычно, когда показ фильма заканчивается, зрители аплодируют или торопятся уйти на финальных титрах. После просмотра «Обыкновенного фашизма» фестивальный зал молчал, и ни один человек не двинулся с места. Затем раздались робкие аплодисменты, а когда на сцену вышел Михаил Ромм, ему устроили овацию. «Трудно передать, что должен пережить советский режиссер – представитель страны, которая так пострадала от фашизма, когда ему аплодируют тысячи зрителей-немцев», – признавался он.

«И все-таки я верю…»

Свой последний фильм под рабочим названием «Мир сегодня» Михаил Ромм посвятил размышлениям о будущем, но лента осталась незаконченной. Режиссера беспокоили процессы, происходящие в мире. Со многим он не мог смириться и горько сетовал на то, какую жизнь готовит для себя человечество: «Мир истребляет естественные ресурсы планеты с такой быстротой, как если бы люди собирались жить максимум сто, ну двести лет. Но ведь человечество хочет жить гораздо дольше. Оно находится в самом начале своего пути». Ромм кропотливо собирал кадры хроники со всего мира: демонстрации хиппи в США, «новых левых» – во Франции, маоистов – в Китае. Он планировал обличить общественные пороки, тревожился о глобализации, экологии, росте городов и противоестественном ускорении всех процессов, вредных привычках и «потерянности» молодых.

Режиссеры Марлен Хуциев (слева) и Элем Климов завершили работу Михаила Ромма и выпустили фильм под названием «И все-таки я верю»

После смерти Михаила Ромма в 1971 году работу над картиной продолжили его ученики и коллеги – известные советские режиссеры Элем Климов («Иди и смотри») и Марлен Хуциев («Мне двадцать лет»). Без сомнения, Михаил Ильич гордился бы их работой. В бытность преподавателем ВГИКа Ромм рассказывал, что старается передавать свои знания «без перста, без указки, но, помогая думать». Название «Мир сегодня» заменили на слова самого Михаила Ильича из фильма – «И все-таки я верю…». Ровесник двадцатого века, заставший самые драматичные события эпохи, Михаил Ромм, вопреки всему, не терял надежды, что человечество ждет лучшее будущее, мир и процветание. Так сказал о великом режиссере актер Иннокентий Смоктуновский: «Когда встречаешь на жизненном пути такого человека, как Ромм, то думаешь, что надо становиться человеком и тебе».

Теги:
История СССРИстория киноИстория искусстваИстория культурыКультура
27787

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Первая мировая за 22 минуты

Первая мировая за 22 минуты

Видео

Памятные даты военной истории России

Невская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте