Рейд на Тацинскую. Танки как лучшее средство борьбы с самолетами противника
История операции, сломавшей главную опору «воздушного моста» для окруженной армии фельдмаршала Паулюса
Рейд 24-го танкового корпуса под командованием генерал-майора Василия Баданова на станицу Тацинскую стал одной из самых ярких страниц в истории Сталинградской битвы. Пожалуй, впервые за всю Великую Отечественную войну одному соединению удалось решить судьбу грандиозного сражения. Ведь уничтоженный в Тацинской немецкий аэродром был главным транспортным узлом, через который снабжалась окруженная 6-я армия фельдмаршала Паулюса, и его разгром существенно приблизил ее капитуляцию.
«Не ввязываясь в бои»
Во многих источниках автором плана по разгрому аэродрома в Тацинской называют начальника штаба 24-го танкового корпуса Алексей Бурдейного. В своих мемуарах он вспоминал, что с самого начала командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник Николай Ватутин ставил перед танкистами задачу прорваться именно к этому аэродрому: «Вам предстоит войти в прорыв за 18 и 25-м танковым корпусом с утра второго дня наступления после прорыва всей главной полосы вражеской обороны. Предупреждаю: не ввязываясь в бои за отдельные опорные пункты и узлы сопротивления противника, стремительно рвитесь в глубь его обороны в направлении Твердохлебово, Кутейниково, Дегтево, Скосырская. К исходу 23 декабря требую захватить станицу Тацинскую, перерезать железнодорожную магистраль и захватить аэродромы в районе станицы».
Задача захватить аэродром в Тацинской не была чем-то неожиданным для танкистов. В Сталинграде к тому времени хорошо знали, что главная опора «воздушного моста», связывающего окруженную армию Паулюса с остальными немецкими войсками, находится именно в этой станице. Уничтожение аэродрома и базирующихся на нем самолетов давало возможность существенно ухудшить положение окруженных и добиться от них скорейшей капитуляции.
Конечно, операция «Малый Сатурн», в рамках которой задумывался и рейд 24-го танкового корпуса, имела более серьезную цель. Участвующим в ней советским войскам предстояло прежде всего разгромить немецкие войска, занимавшие позиции на Среднем Дону, и помешать фельдмаршалу Эриху фон Манштейну деблокировать окруженную в Сталинграде 6-ю армию. На то, что до Тацинской удастся отодвинуть всю линию фронта, не приходилось надеяться, поэтому и был задуман рейд, выполнять который пришлось танкистам генерал-майора Василия Баданова.
Ночные марши
Указание «не ввязываться в бои за отдельные пункты» выполнить буквально не удалось. По мере продвижения к Тацинской сопротивление немцев нарастало, хотя зачастую появление советских танкистов за линией фронта становилось для противника большой неожиданностью. Тем более что танковые колонны с десантом на броне старались двигаться только по ночам, чтобы не дать немецкой авиации заметить их движение. Ради этого механикам-водителям даже запретили использовать фары, и танки ехали с открытыми передними люками, из-за чего их экипажи страдали от холода ничуть не меньше, чем пехотинцы на броне.
Зато такой тактический прием позволил без особых усилий и потерь захватить основные опорные пункты на пути к Тацинской. В руки танкистов попали не только сотни пленных, но и склады с горючим и вещевым имуществом, а главное – почти три сотни грузовиков, которых так не хватало для сопровождения рейда. По воспоминаниям Алексея Бурдейного, две сотни машин должен был выделить фронт, но не сумел наскрести нужного количества – пришлось добирать за счет трофеев.
По мере того как корпус генерал-майора Баданова продвигался к конечной цели рейда – станице Тацинской, сопротивление противника возрастало. К тому же приходилось оставлять в захваченных опорных пунктах хотя бы небольшие гарнизоны, чтобы не позволить врагу перерезать линию снабжения и не разорвать связь с другими советскими частями. Поэтому к самой станице корпус вышел, имея в своем составе уже далеко не десять тысяч человек и не 159 танков Т-34-76 и Т-70. В распоряжении командира корпуса к этому времени хорошо, если была половина от этих сил, но и их хватило на выполнение приказа.
Атака под залпы «Катюш»
Последним опорным пунктом немцев перед Тацинской была станица Скосырская. Расположенный в ней немецкий гарнизон сумел оказать танкистам Баданова серьезное сопротивление, но не остановить их. Опаснее было другое: вырвавшиеся из боя немцы наверняка предупредили гарнизон Тацинской о том, что на них наступают советские войска. Поэтому, чтобы избежать ненужных потерь и сохранить силы для прорыва обратно к своим, решено было атаковать, не дожидаясь окончания боя за Скосырскую.
По плану, разработанному полковником Бурдейным, танки с десантом сосредотачивались вокруг Тацинской скрытно, в темноте, дожидаясь, пока в сумерках не поступит по радио условный сигнал – три пятерки. Он раздался в 7.30 утра 24 декабря, и как только отгрохотали залпы «Катюш», сопровождавших танкистов, стальная лавина хлынула на врага с трех сторон, отрезая ему пути к отступлению.
Выжившие во время боя в Тацинской немецкие солдаты и офицеры вспоминали позднее этот день как огненный ад. Ворвавшиеся на аэродром танки таранили не успевшие взлететь самолеты, загораясь вместе с ними и таща горящие обломки на себе к следующим. Командование успело приказать: «Взлетать в направлении Новочеркасска!» Но отдать приказ оказалось легче, чем выполнить его. Самолеты стартовали без всякой очереди, сталкивались на рулежке и уже поднявшись в воздух, что лишь усиливало хаос.
В общей сложности в тот день немцы потеряли в Тацинской 72 самолета – такую цифру подтверждают немецкие источники. Штаб 24-го танкового корпуса в своих донесениях указал меньшую цифру – 40 самолетов, зато увеличил число захваченных чуть ли не до трехсот. Судя по всему, посчитаны были не только исправные машины, но и те неисправные транспортники и бомбардировщики, которые стояли по краям летного поля в качестве источников запчастей, а также ремонтные комплекты на полсотни самолетов, захваченные на железнодорожной станции.
«Русский корпус полностью уничтожен»
Захватив Тацинскую, танковый корпус генерала Баданова закрепился в ней и занял оборону. Противник был вне себя от гнева от потери важнейшего стратегического аэродрома и предпринимал все усилия, чтобы как можно быстрее вернуть его. Трое с лишним суток корпус, точнее, те его подразделения, которым удалось добраться до Тацинской, вели бои в окружении. Направленные на помощь генералу Баданову соединения не смогли прорвать немецкий фронт и только сами понесли тяжелейшие потери. Положение ухудшалось с каждым часом: подошли к концу боеприпасы, топлива практически не осталось. Дошло до того, что для обратной дороги к своим помощник начальника корпуса по технической части инженер-подполковник Владимир Орлов разработал заменитель дизтоплива: смесь из одной части немецкого бензина и трех частей авиационного масла.
К счастью, суррогат с успехом заменил солярку, и когда в ночь на 28 декабря из штаба фронта наконец пришло разрешение оставить Тацинскую, танки было чем заправить. Скрываясь в глубоких балках – степных оврагах, танкисты ударили в самое слабое место в немецкой обороне и двинулись назад, к Сталинграду. В расположение советских частей 24-й танковый корпус, уже ставший к тому времени 2-м гвардейским, вышел утром 28 декабря. В строю оставались 927 человек и 42 исправных танка Т-34 и Т-70.
Итоги десятидневного рейда советских танкистов впечатляли: пройдено 240 км, убито 11 292 офицера и солдата противника, 4 769 человек взяты в плен, уничтожено 106 орудий, подбито и сожжено 84 танка, уничтожено 72 самолета. За успешное выполнение задания командования командир 2-го гвардейского танкового корпуса генерал-майор Василий Баданов был награжден – первым в истории! – только что учрежденным орденом Суворова II степени и повышен в звании до генерал-лейтенанта.
Для немцев, которые утром 28 декабря начали массированный артиллерийский обстрел, а потом перешли в атаку Тацинской, было полной неожиданностью выяснить, что там уже нет никаких советских частей. Чтобы скрыть промашку, наверх было отправлено донесение о том, что «русский корпус, состоящий сплошь из коммунистов, совершенно уничтожен». А тем временем «уничтоженный» корпус спешно пополнялся и готовился к новым боям: впереди еще было победоносное завершение Сталинградской битвы.
Новое
Видео
Курская битва. Памятные даты военной истории России
23 августа 1943 года – День воинской славы России. Завершилась битва на Курской дуге. В сражении, продолжавшемся 50 дней и ночей, части Красной Армии отбросили противника на запад на 150 км и освободили Харьков. Победа в Курской битве завершила перелом в Великой Отечественной войне
курс "История за 1 минуту" о Афганской войне
Афганская война
Полтавское сражение. Памятные даты военной истории России
10 июля 1709 года – День воинской славы России. Русская армия под командованием Петра Первого одержала победу над шведскими войсками в Полтавском сражении. В Северной войне произошел перелом в пользу России