Революция на экране: как «Броненосец Потемкин» изменил отечественный кинематограф
24 декабря 1925 года в Большом театре состоялась премьера фильма «Броненосец Потемкин».
Одна история – три корабля
«Нужна картина о 1905 годе. Подумайте хорошенько об этом», – такими словами приветствовал молодого советского режиссера Сергея Эйзенштейна председатель ЦИК Михаил Калинин. Близился юбилей Первой русской революции – знакового события начала XX столетия, изменившего историю нашей страны. Кинематограф, с «легкой руки» В.И. Ленина провозглашенный важнейшим из искусств, не мог обойти стороной эту знаменательную дату.
Эйзенштейну было поручено срочно приступить к работе над сценарием и приступить к съемкам как можно скорее. Изначально режиссер планировал осветить сразу несколько драматичных эпизодов, однако времени катастрофически не хватало. Пришлось остановиться на восстании матросов броненосца «Князь Потемкин-Таврический», произошедшем в июне 1905 года. Съемки начались летом в Ленинграде, но команда сразу столкнулась с трудностями. Снять пролог не получилось – встреча «Потемкина» с эскадрой не состоялась, поскольку Балтийский флот ушел на маневры в открытое море. После этого недоразумения было решено перенести съемки на юг, в Одессу.
Сергей Эйзенштейн продолжил сотрудничество с коллективом, собранным во время съемок фильма «Стачка», и своими товарищами из театра Пролеткульта. Настоящей удачей фильма оказалась операторская работа Эдуарда Тиссэ – мастера, прошедшего с киноаппаратом всю Гражданскую войну. На съемках «Броненосца Потемкина» он оказался по счастливой случайности, заменив заболевшего оператора Александра Левицкого. Эйзенштейн твердо решил «заполучить» Тиссэ в съемочную группу и даже не месяц отложил съемки, пока тот был занят на другой площадке. Работа шла напряженно. Разрешив проблему с локацией, режиссер и директор картины столкнулись с новыми трудностями. Дело в том, что настоящий броненосец «Князь Потемкин-Таврический» к тому времени уже был списан и готовился к утилизации. Вместо него в фильме сняли броненосец «Двенадцать Апостолов», находящийся в одесском порту. Эйзенштейн уважительно прозвал корабль великим железным старцем. Интерьерные сцены снимали на бронепалубном крейсере «Коминтерн». Легендарное судно за годы своего существования трижды сменило название и участвовало в двух мировых войнах.
Фильм оказался во всех смыслах революционным событием. По сравнению с другими картинами 1920-х годов «Броненосец Потемкин» поражает динамичностью, скоростью развития сюжета. Зритель не мог отвлечься ни на секунду, на что и рассчитывал Эйзенштейн. Режиссер применил метод так называемого «монтажа аттракционов». Самые тревожные, впечатляющие моменты он быстро чередовал с более размеренными, не позволяя зрителю расслабиться. Игнорируя некоторые исторические факты, картина обращалась прежде всего к эмоциональному восприятию. Знаменитые кадры с детской коляской, скатывающейся по ступенькам лестницы, впоследствии повторят в десятках других фильмов. Одесская лестница в память о съемках будет названа Потемкинской. «Тяжелая» сцена была придумана Эйзенштейном на удивление легко. Режиссер рассказывал, что идея пришла к нему спонтанно. Сидя на лестнице, он ел вишню и заметил, как косточки одна за другой катятся по ступеням. Эйзенштейн и Тиссэ одними из первых отечественных кинематографистов рискнули прибегнуть к съемкам с большой высоты. Эпизод прибытия броненосца в Одессу показан с разных ракурсов: сначала зритель видит отдельных людей, идущих к причалу, а затем будто с разбегу ныряет в снующую толпу. В следующее мгновение ракурс уже меняется: теперь за происходящим зритель наблюдает с высоты птичьего полета.
75 минут, которые изменили мир
В финале картины над броненосцем реет красный флаг революции. Этот «спецэффект» осуществлен вручную. Эйзенштейн лично раскрашивал флаг, который во время съемок был белым. На копии, предназначенной для премьерного показа в Большом театре, режиссер с помощью обычной кисточки и красок изменил цвет флага, чем привел зрителей в невообразимый восторг. Вот почему «Броненосец Потемкин» порой ошибочно называют первым цветным фильмом в СССР, хотя вся картина снималась на обычную черно-белую пленку. Экранное время «Броненосца Потемкина» составило 1 час 15 минут. Благодаря энтузиазму Сергея Эйзенштейна фильм был полностью снят и смонтирован всего за два месяца. Сам режиссер скромно отзывался о своей работе и, вероятно, не предполагал, какой успех ее ждет.
Премьерный показ «Броненосца Потемкина» завершал заседание ЦИК, посвященное юбилею Первой русской революции. Помимо партийных деятелей, в Большом театре присутствовали главные деятели культуры 1920-х годов. Наиболее сильное впечатление картина произвела на Владимира Маяковского. Поэт потребовал немедленно выпустить фильм во всесоюзный прокат. В начале 1926 года «Броненосец Потемкин» показывали в кинотеатре «Художественный» (ранее – Государственный Электротеатр) на Арбате. Фасад здания украсили объемным макетом судна, силуэт которого освещался яркими огнями. На вершине конструкции, как и положено, был красный флаг. Все работники кинотеатра примерили на себя морскую форму: получилось, что на входе зрителей встречали матросы. Перед началом показа горнист исполнил гимн восстания, а дальше началась магия кино. Во время просмотра первые зрители то испуганно замирали, то почти хором читали надписи на экране. После успешной премьеры «Броненосца Потемкина» на протяжении нескольких недель показывали в столичных кинотеатрах. Премьера фильма состоялась и в европейских странах – Германии, Франции, Великобритании. А вот до Одессы, где и проходили съемки, картина добралась лишь в 1927 году, когда Эйзенштейн уже завершил создание нового фильма «Октябрь» к еще более громкому революционному юбилею. В 1930 году «Броненосец Потемкин» получил первую озвучку, а спустя 35 лет музыку к нему написал ленинградский композитор Дмитрий Шостакович. Фильм неизменно занимает почетные места в рейтингах лучших картин. В 2010 году «Броненосец Потемкин» вошел в топ-100 главных фильмов мирового кинематографа.