En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Революция на экране: как «Броненосец Потемкин» изменил отечественный кинематограф

24.12.2021

24 декабря 1925 года в Большом театре состоялась премьера фильма «Броненосец Потемкин».

Одна история – три корабля

«Нужна картина о 1905 годе. Подумайте хорошенько об этом», – такими словами приветствовал молодого советского режиссера Сергея Эйзенштейна председатель ЦИК Михаил Калинин. Близился юбилей Первой русской революции – знакового события начала XX столетия, изменившего историю нашей страны. Кинематограф, с «легкой руки» В.И. Ленина провозглашенный важнейшим из искусств, не мог обойти стороной эту знаменательную дату.

Режиссер Сергей Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ

Эйзенштейну было поручено срочно приступить к работе над сценарием и приступить к съемкам как можно скорее. Изначально режиссер планировал осветить сразу несколько драматичных эпизодов, однако времени катастрофически не хватало. Пришлось остановиться на восстании матросов броненосца «Князь Потемкин-Таврический», произошедшем в июне 1905 года. Съемки начались летом в Ленинграде, но команда сразу столкнулась с трудностями. Снять пролог не получилось – встреча «Потемкина» с эскадрой не состоялась, поскольку Балтийский флот ушел на маневры в открытое море. После этого недоразумения было решено перенести съемки на юг, в Одессу.

Кадр из фильма

Сергей Эйзенштейн продолжил сотрудничество с коллективом, собранным во время съемок фильма «Стачка», и своими товарищами из театра Пролеткульта. Настоящей удачей фильма оказалась операторская работа Эдуарда Тиссэ – мастера, прошедшего с киноаппаратом всю Гражданскую войну. На съемках «Броненосца Потемкина» он оказался по счастливой случайности, заменив заболевшего оператора Александра Левицкого. Эйзенштейн твердо решил «заполучить» Тиссэ в съемочную группу и даже не месяц отложил съемки, пока тот был занят на другой площадке. Работа шла напряженно. Разрешив проблему с локацией, режиссер и директор картины столкнулись с новыми трудностями. Дело в том, что настоящий броненосец «Князь Потемкин-Таврический» к тому времени уже был списан и готовился к утилизации. Вместо него в фильме сняли броненосец «Двенадцать Апостолов», находящийся в одесском порту. Эйзенштейн уважительно прозвал корабль великим железным старцем. Интерьерные сцены снимали на бронепалубном крейсере «Коминтерн». Легендарное судно за годы своего существования трижды сменило название и участвовало в двух мировых войнах.

Кадр из фильма

Фильм оказался во всех смыслах революционным событием. По сравнению с другими картинами 1920-х годов «Броненосец Потемкин» поражает динамичностью, скоростью развития сюжета. Зритель не мог отвлечься ни на секунду, на что и рассчитывал Эйзенштейн. Режиссер применил метод так называемого «монтажа аттракционов». Самые тревожные, впечатляющие моменты он быстро чередовал с более размеренными, не позволяя зрителю расслабиться. Игнорируя некоторые исторические факты, картина обращалась прежде всего к эмоциональному восприятию. Знаменитые кадры с детской коляской, скатывающейся по ступенькам лестницы, впоследствии повторят в десятках других фильмов. Одесская лестница в память о съемках будет названа Потемкинской. «Тяжелая» сцена была придумана Эйзенштейном на удивление легко. Режиссер рассказывал, что идея пришла к нему спонтанно. Сидя на лестнице, он ел вишню и заметил, как косточки одна за другой катятся по ступеням. Эйзенштейн и Тиссэ одними из первых отечественных кинематографистов рискнули прибегнуть к съемкам с большой высоты. Эпизод прибытия броненосца в Одессу показан с разных ракурсов: сначала зритель видит отдельных людей, идущих к причалу, а затем будто с разбегу ныряет в снующую толпу. В следующее мгновение ракурс уже меняется: теперь за происходящим зритель наблюдает с высоты птичьего полета.

75 минут, которые изменили мир

В финале картины над броненосцем реет красный флаг революции. Этот «спецэффект» осуществлен вручную. Эйзенштейн лично раскрашивал флаг, который во время съемок был белым. На копии, предназначенной для премьерного показа в Большом театре, режиссер с помощью обычной кисточки и красок изменил цвет флага, чем привел зрителей в невообразимый восторг. Вот почему «Броненосец Потемкин» порой ошибочно называют первым цветным фильмом в СССР, хотя вся картина снималась на обычную черно-белую пленку. Экранное время «Броненосца Потемкина» составило 1 час 15 минут. Благодаря энтузиазму Сергея Эйзенштейна фильм был полностью снят и смонтирован всего за два месяца. Сам режиссер скромно отзывался о своей работе и, вероятно, не предполагал, какой успех ее ждет.

Первый «цветной» кадр в истории российского кино

Премьерный показ «Броненосца Потемкина» завершал заседание ЦИК, посвященное юбилею Первой русской революции. Помимо партийных деятелей, в Большом театре присутствовали главные деятели культуры 1920-х годов. Наиболее сильное впечатление картина произвела на Владимира Маяковского. Поэт потребовал немедленно выпустить фильм во всесоюзный прокат. В начале 1926 года «Броненосец Потемкин» показывали в кинотеатре «Художественный» (ранее – Государственный Электротеатр) на Арбате. Фасад здания украсили объемным макетом судна, силуэт которого освещался яркими огнями. На вершине конструкции, как и положено, был красный флаг. Все работники кинотеатра примерили на себя морскую форму: получилось, что на входе зрителей встречали матросы. Перед началом показа горнист исполнил гимн восстания, а дальше началась магия кино. Во время просмотра первые зрители то испуганно замирали, то почти хором читали надписи на экране. После успешной премьеры «Броненосца Потемкина» на протяжении нескольких недель показывали в столичных кинотеатрах. Премьера фильма состоялась и в европейских странах – Германии, Франции, Великобритании. А вот до Одессы, где и проходили съемки, картина добралась лишь в 1927 году, когда Эйзенштейн уже завершил создание нового фильма «Октябрь» к еще более громкому революционному юбилею. В 1930 году «Броненосец Потемкин» получил первую озвучку, а спустя 35 лет музыку к нему написал ленинградский композитор Дмитрий Шостакович. Фильм неизменно занимает почетные места в рейтингах лучших картин. В 2010 году «Броненосец Потемкин» вошел в топ-100 главных фильмов мирового кинематографа.

Теги:
История СССРИстория киноИстория искусства
31923

Поделиться

Соцсети

Новое

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

Видео

Видео

Первая мировая за 22 минуты

Первая мировая за 22 минуты

Видео

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино

Видео

Что отражает история

В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте